Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профилактика агрессивного поведения обучающихся среднего профессионального образования

20.02.2021 887 1400
Ключко Таиса Владимировна
Ключко Таиса Владимировна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В условиях растущей диспропорции научно-технического прогресса и духовной деградации человека происходит разрушение духовных ценностей, и замена духовности без духовностью одним из проявления которой является агрессивность молодежи. Данная проблема актуализирована целым комплексом объективных и субъективных факторов. Это и не удивительно, в обществе которое коммерциализированно, деятельностью которого  движет в основном погоня за наживой и прибылью, и в котором широкое распространение имеют потребительская психология и идеология, а также массовая культура. 

Каждый ребенок уникален и каждый  достоин и требует повышенного внимания, каждому необходим  индивидуальный подход, а корни большинства проблем, возникающих у подростка, нужно искать в семье, в среде, где он вырос…

  Кризисные явления в современном российском обществе резко повысили его криминализацию и связанную с ней агрессию. Рост криминальных преступлений среди подростков отражает эту общую тенденцию.

Большая часть жизни людей проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество задает вопрос о положительном или отрицательном поведение своих членов. Ежедневно и буквально повсюду мы можем наблюдать проявления агрессивного поведения.

В связи с событиями, происходящими в мире, нельзя не заметить рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы. Интерес к феномену агрессия носит всеобщий характер. Она является объектом исследования в различных областях знаний: философии, политологии, социологии, психологии, психиатрии и др.

Поэтому существует множество определений понятия агрессия, но большинство психологов в качестве агрессии рассматривают любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные исследования затрагивали проблемы изучения агрессии. Но у каждой теории были свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения. Поэтому до сих пор проблема агрессии остаётся открытой для исследований.

Проявления агрессии можно наблюдать на самых разных периодах жизни человека. Однако одним из самых сложных периодов в жизни человека можно считать подростковый возраст. В это время закладываются основы сознательного поведения, проявляется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Наиболее важной областью, где формируется социальное поведение подростков - это среда сверстников.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитетов взрослых. Безусловно, общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания, и этот опыт общения играет очень важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь. Но агрессивное поведение вызывает ряд проблем и становится источником душевных переживаний не только родителей, педагогов, но и самих подростков, которые нередко становится жертвами агрессивного поведения со стороны сверстников. Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современного мира.

Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современного мира. В настоящее время наблюдается существенный рост количества детей и подростков, склонных к агрессии, что является фактором риска их агрессивного поведения в будущем. Наличие такой высокой концентрации агрессии среди подростков и делает проблему изучения этого феномена главной проблемой современного мира и очень важной теоретической и практической задачей. Поэтому так важно решать проблемы психического и психологического здоровья подростков, а так же изучать причины агрессивного поведения, условия его становления, механизмы, средства ее предотвращения.

Повышенная агрессивность студентов является одной из наиболее острых проблем не только   для педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; биологическими факторами; свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.

  Преподаватели  отмечают, что агрессивных студентов с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения  детей. Подобные обучающиеся их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в колледже, но и дома. Большое значение имеет характер взаимоотношений между родителями, общая степень сплоченности членов семье, ее социальный статус и уровень образования родителей. [2]

Агрессивное поведение подростков - это своеобразный сигнал SOS,  крик о помощи, внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно подросток справиться не в силах.  Это следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей.

Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считаю слабым, а я вот что могу! [1]

 Ученые выделили следующие виды реакций, развивающие у подростка негативные чувства:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражение возможного убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Лучший способ преодоления детской агрессивности – это обучение детей бесконфликтному поведению через умение вести переговоры и договариваться как друг с другом, так и со взрослыми – своими родителями и преподавателями. Установление в сфере ведения переговоров равноправных уважительных отношений – важное завоевание профессионального образования, от которого не надо отказываться и которое преподаватели должны использовать в своих целях.

  Таким образом, становление агрессивного поведения – сложный процесс, в котором  задействовано много факторов: влияние семьи, сверстников, преподавателей, средств массовой информации. Работа с агрессивными обучающимися должна носить комплексный и системный характер. Комплексное использование профилактических и коррекционных мер, позволяет получить положительные результаты.

Рекомендации  по работе с агрессивными студентами.

  1. В работе с такими студентами соблюдайте дистанцию.
  2. Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова. Тем самым Вы не позволите студенту «проявить» себя в общении с Вами.
  3. Держитесь на равных. Не проявляйте агрессии, слабости или панибратства.
  4. Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние.
  5. Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. Как бы то ни было, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие.
  6. Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к продуктивному диалогу.
  7. Не демонстрируйте пренебрежения этой группе студентов, т.к. зачастую подобные люди мстительны и могут годами помнить об «оскорблении».
  8. Постарайтесь выяснить наиболее провокационные моменты и избегать их при общении. В диалоге выразите уверенность в том, что данный студент имеет право на переживания, но вполне способен выражать свои чувства и без нанесения вреда другим. Проявите понимание. Используйте свой опыт, что бы подсказать пути выхода из ситуаций без проявления агрессии.
  9. Привлеките студента к какому-то ответственному делу.
  10. Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.

Деятельность по устранению агрессивного поведения должна распространяться не только непосредственно на ребенка, но и на неблагоприятную среду, которая вызывает социальную дезадаптацию подростка. Превенция агрессии приобретает не только социально-значимый, но психологический характер.

Перед педагогическим и психологическим составом стоит задача проведения комплексного анализа личностных и индивидных факторов, обуславливающих появление психологических отклонений в поведении несовершеннолетних пациентов. Своевременное оказание помощи по выявлению поведенческих проблем и реакций у подростков дает возможность предотвратить десоциализацию на ранних ее этапах. В противном случае девиантное поведение постепенно переходит в хронические нарушения.

Таким образом, в целях профилактики подростковой агрессии в различных ее формах и стадиях существует необходимость в обучении несовершеннолетних умениям и навыкам в области позитивного общения, мирному взаимодействию с другими членами общества, поиску компромиссов и альтернативных путей разрешения конфликтных ситуаций. Важное значение имеет совместная работа (особенно в рамках школы), а роль регулятора и корректора агрессивности у несовершеннолетних отведена, в первую очередь семье и родителям, а уже потом психологам и педагогам [3].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профилактика агрессивного поведения обучающихся среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*