Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременный мир со своей скоростью развития и быстротой трансформаций требует от нас своевременной адаптации к новому. Мы вынуждены находиться в поисках более эффективных способов совладания с различными кризисными ситуациями, психологическими и социальными проблемами, возникающими в молодежной среде. Особенность психологической работы со студентами среднего профессионального образования (далее СПО) заключается в учитывании контингента учебного заведения и актуальных запросов молодежи, проведении психопрофилактических и психообразовательных мероприятий, направленных на поддержание психологического здоровья.
Данные условия ставят перед нами задачу поиска новых способов привлечения внимания молодежи к актуальным вопросам. В связи с этим нами было принято решение разработать и внедрить новые формы работы в психопрофилактическом направлении со студентами ОГБПОУ Томского индустриального техникума (далее ОГБПОУ ТомИнТех), и привлечь внимание молодежи к проблеме употребления психоактивных веществ. Мы обратились к таким современным и понятным молодежи формам, как перформанс и инсталляция. Кратко рассмотрим теоретическое представление и определения этих форм искусства и как их возможно адаптировать в системе СПО педагогом-психологом.
Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, художник и отношения художника и зрителя.
В искусстве существует несколько видов перформанса:
1.Индивидуальное представление. Художник самостоятельно выполняет все действия, взаимодействует с окружающими предметами и объектами.
2.Коллективное представление. В нем принимает участие группа актеров под руководством автора.
3.Перформанс-арт. Основой для создания произведения искусства служит человеческое тело.
4.Народный перформанс. Массовое представление с привлечением зрителей к роли актеров.
5.Интернет-перформанс. Это действие, которое в режиме онлайн с помощью видеооборудования транслируется для зрителей по всему миру.
6.Квест-перформанс. По своей сути является театрализованным представлением (игрой), в котором есть декорации и сюжет. А нанятые актеры взаимодействуют с участниками перформанса, помогают им пережить сильные эмоциональные впечатления и ощущение реальности происходящего события.
Перформанс – это сложное понятие, и имеет много значений, но главное – это действие. Создавать перформанс значит, создавать действие. Американский культуролог, социолог, театральный режиссер, основоположник теории перформанса Ричард Шехнер (Richard Schechner) под термином перформанс подразумевал любое человеческое действие в повседневной жизни, т.е. определял перформанс как повседневное представление. В перформансе делается акцент на ранее спланированном характере процесса действия. При этом сохраняется и предусматривается осознание восприятия, переживания, действия. Перфоманс как бы подталкивает окружающих к совместному процессу (перформансу) и надеятся на переживания чувства зрителя и сильную включенность в действие. Настоящий перформанс нельзя повторить, всегда его сопровождают новые переживания и новый контекст действия, даже с одной и той же тематикой. В акции перформанса создается образ, который провоцирует осмысление феномена или темы представления. Перформанс не спектакль, он способен раскрывать замысел, который хотел донести автор или художник, добавляя переживания привнося в бытийный контекст жизни. Поскольку перфоманс является для зрителя неожиданным и спонтанным.
Перформанс характеризует нашу ежедневную жизнь, то для анализа и осмысления зрителя могут представлены самые различные стороны нашей действительности: психологическая, социальная, экономическая, политическая и т.д. Субъектом действия могут быть как группа людей, так и один участник.
Под инсталляцией — (англ. Installation — установка, размещение, монтаж) понимают форму современного искусства, представляющая собой созданную композицию в пространстве, созданную из различных готовых материалов (например, природных материалов, промышленных или бытовых предметов, журналы, газеты и т.п.) и представляющую собой целостный образ. Когда различные предметы начинают комбинироваться между собой и теряют изначальные функциональное название, приобретают символическую функцию. Смена контекста предметов начнет создавать новые смыслы и предметы становятся единым целым, происходит игра значений.
Габарит инсталляций варьируется от очень мелких размеров, которые едва уловимы взглядом до очень крупных, которые могут занимать коридоры и комнаты. Инсталляция, в отличие от плоских росписей, например плакатов, делает акцент на создании пространственного объекта.
Нас привлекли эти методы своей простой формой реализации и способностью глубоко погрузиться в заявленную тему. Психопрофилактическая работа через перформанс и инсталляцию позволяет затронуть актуальные проблемы, воздействуя на восприятие симультанно и произведя глубокое впечатление, способно повлиять на ценностно-смысловую сферу молодежи. Доступность методов перформанса и инсталляции, и возможность построить коммуникацию между «актером» и воспринимающим живое представление человеком подтверждает важность и актуальность интеграции данных форм современного искусства в деятельность психологической службы СПО.
Перфоманс, как вид искусства своим действием ориентирован на принцип здесь и сейчас. В работе педагога-психолога или психолога это один из ведущих принципов построения траектории работы с контингентом учебного заведения. Перфоманс не статичен, в нем всегда есть действие и смысл происходящего, который действующие лица стремятся донести до публики. Важное влияние перфоманс может оказывать как на самих «актеров», так и на зрителей. Как описывалось выше, правильно построенный перфоманс побуждает чувства и переживания всех участников процесса.
Предлагаем описание опыта работы на примере профилактического мероприятия «Антитабачный перфоманс», направленный на профилактику употребления табака в ОГБПОУ ТомИнТех.
Мы взяли в работу не типичное представление перфоманса как в искусстве, а скорее некоторые его элементы: время, пространство, актеры и зрители.
В холле главного корпуса техникума во время перерыва состоялась акция «Антитабачный перформанс», в котором были задействованы семь подготовленных волонтеров: пять главных героев и два волонтера-консультанта. Главные герои: молодой человек с зависимостью от табака, роль «болезнь» от курения, роль «зависимость» от курения и роль «сигарета». Двое волонтеров-консультантов сопровождали процесс действия, распространяли информационные буклеты о вреде курения и его последствий, были готовы отвечать на комментарии и вопросы учащихся и сотрудников техникума. Все главные герои сцены были связаны нитями, что позволило нам показать сильное влияние табака на организм человека. Задача героя, исполняющего роль курящего, выпутаться из нитей и показать зрителям, как сложно бороться с последствиями употребления табака молодому человеку, продемонстрировать основные причины, по которыми подростки и молодежь начинает курить. Подчеркнуть свой социальный статус в компании друзей, показать желание быть взрослым и самостоятельным, обозначить свой протест и нарушение правил. Задача героев олицетворяющих роли «зависимости», «болезни» и «сигареты», продемонстрировать свое доминирующее присутствие в жизни человека. «Зависимость» показывается сильную тягу к табаку, контроль над силой воли, физическую и психическую зависимость, «болезнь» акцентирует внимание на болезни внутренних органов, кожи. И роль «сигареты» - образ привлекательного и запретного объекта.
«Антитабачный перформанс» выстраивался на основных принципах первичной профилактики в образовательной среде. А именно, ранее предупреждение употребления табака среди подростков и молодежи, привлечение внимания к проблеме употребления табака; изменение отношения молодежи к табаку, формирование личной ответственности за свое поведение, способствующие сокращению спроса на употребление и покупку табака и табачных изделий. Сдерживание вовлечения подростков и молодежи в прием наркотиков за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования положительных установок и профилактической работы.
Специфика профилактики табакокурения в образовательном учреждении заключается в следующем: работа по профилактике табакокурения является обязательной частью профилактической программы социально-психологической службы СПО и должна быть реализована;в реализации профилактических мероприятий все участники образовательного процесса. Профилактика употребления табака характеризуется как часть реализации работы по формированию мотивации и организацию условий для ведения здорового жизни. Здоровый образ жизни формируется всеми сферами и проявлениями социальной группы, связанные с мотивировационными, социальными, психологическими и физиологических возможностями подростка. Наше мероприятие базировалось на одном из подходов к профилактики табакокурения — основанного на пропаганде здоровья, формирование жизненных способностей человека, развитие здоровой личности, поведение которой рассматривается вместе с социальной средой.
Подводя и анализируя итоги акции, мы можем сказать, что интерес у публики проявился в нестандартном подходе к освещению данной темы, зрители задавали вопросы волонтёрам-консультантам о происходящем и о целях проведения мероприятия. Нам удалось привлечь внимание и осветить тему табакокурения через призму новой формой проведения мероприятия для учреждения.
Большой опыт получили участники перфомаса, которые отыгрывали свои роли. Волонтёры преодолевали собственное психологическое сопротивление выступать публично. Включение в процесс позволило запустить чувственно-эмоциональную сферу, что положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта студентов. В ходе подготовки и организации мероприятия и сценария была глубоко изучена проблематика заявленной темы перфоманса.
Анализируя этапы реализации «Антитабачного перформанса» и полученные результаты, мы приходим к выводу, что использование инсталляции и прерфоманса в работе педагога-психолога в системе СПО имеет большое значение для психообразовательных и психопрофилактических целей.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование инсталляции и прерфоманса в работе педагога-психолога в СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.