Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование инсталляции и прерфоманса в работе педагога-психолога в СПО

19.02.2021 629 938
Батеева Анна Константиновна
Батеева Анна Константиновна, педагог-психолог

Томский индустриальный техникум

Современный мир со своей скоростью развития и быстротой трансформаций требует от нас своевременной адаптации к новому. Мы вынуждены находиться в поисках более эффективных способов совладания с различными кризисными ситуациями, психологическими и социальными проблемами, возникающими в молодежной среде. Особенность психологической работы со студентами среднего профессионального образования (далее СПО) заключается в учитывании контингента учебного заведения и актуальных запросов молодежи, проведении психопрофилактических и психообразовательных мероприятий, направленных на поддержание психологического здоровья.         

            Данные условия ставят перед нами задачу поиска новых способов привлечения внимания молодежи к актуальным вопросам. В связи с этим нами было принято решение разработать и внедрить новые формы работы в психопрофилактическом направлении со студентами ОГБПОУ Томского индустриального техникума (далее ОГБПОУ ТомИнТех), и привлечь внимание молодежи к проблеме употребления психоактивных веществ. Мы обратились к таким современным и понятным молодежи формам, как перформанс и инсталляция. Кратко рассмотрим теоретическое представление и определения этих форм искусства и как их возможно адаптировать в системе СПО педагогом-психологом.   

Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.

К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, художник и отношения художника и  зрителя.

В искусстве существует несколько видов перформанса:

1.Индивидуальное представление. Художник самостоятельно выполняет все действия, взаимодействует с окружающими предметами и объектами.

2.Коллективное представление. В нем принимает участие группа актеров под руководством автора.

3.Перформанс-арт. Основой для создания произведения искусства служит человеческое тело.

4.Народный перформанс. Массовое представление с привлечением зрителей к роли актеров.

5.Интернет-перформанс. Это действие, которое в режиме онлайн с помощью видеооборудования транслируется для зрителей по всему миру.

6.Квест-перформанс. По своей сути является театрализованным представлением (игрой), в котором есть декорации и сюжет. А нанятые актеры взаимодействуют с участниками перформанса, помогают им пережить сильные эмоциональные впечатления и ощущение реальности происходящего события.

Перформанс – это сложное понятие, и имеет много значений, но главное –  это действие. Создавать перформанс значит, создавать действие. Американский культуролог, социолог, театральный режиссер, основоположник теории перформанса Ричард Шехнер (Richard Schechner) под термином перформанс подразумевал любое человеческое действие в повседневной жизни, т.е. определял перформанс как повседневное представление. В перформансе делается акцент на  ранее спланированном характере процесса действия. При этом сохраняется и предусматривается осознание восприятия, переживания, действия. Перфоманс как бы подталкивает окружающих к совместному процессу (перформансу) и надеятся на  переживания чувства зрителя и сильную включенность в действие. Настоящий перформанс нельзя повторить, всегда его сопровождают новые переживания и новый контекст действия, даже с одной и той же тематикой.  В акции перформанса создается образ, который провоцирует осмысление феномена или темы представления.  Перформанс не спектакль, он способен раскрывать замысел, который хотел донести автор или художник,  добавляя переживания привнося в бытийный контекст жизни. Поскольку перфоманс является для зрителя неожиданным и спонтанным. 

Перформанс характеризует нашу ежедневную жизнь, то для анализа и осмысления зрителя могут представлены самые различные стороны нашей действительности: психологическая, социальная, экономическая, политическая и т.д. Субъектом действия могут быть как группа людей, так и один участник.

Под инсталляцией — (англ. Installation — установка, размещение, монтаж) понимают форму современного искусства, представляющая собой созданную композицию в пространстве, созданную из различных готовых материалов (например, природных материалов, промышленных или бытовых предметов, журналы, газеты и т.п.) и представляющую собой целостный образ. Когда различные предметы начинают комбинироваться между собой и теряют изначальные функциональное название, приобретают символическую функцию. Смена контекста предметов начнет создавать новые смыслы и предметы становятся единым целым, происходит игра значений.

Габарит инсталляций варьируется от очень мелких размеров, которые едва уловимы взглядом до очень крупных, которые могут занимать коридоры и комнаты.           Инсталляция, в отличие от плоских росписей, например плакатов, делает акцент на создании пространственного объекта.

Нас привлекли эти методы своей простой формой реализации и способностью глубоко погрузиться в заявленную тему. Психопрофилактическая работа через перформанс и инсталляцию позволяет затронуть актуальные проблемы, воздействуя на восприятие симультанно и произведя глубокое впечатление, способно повлиять на ценностно-смысловую сферу молодежи. Доступность методов перформанса и инсталляции, и возможность построить коммуникацию между «актером» и воспринимающим живое представление человеком подтверждает важность и актуальность интеграции данных форм современного искусства в деятельность психологической службы СПО.     

Перфоманс, как вид искусства своим действием ориентирован на принцип здесь и сейчас. В работе педагога-психолога или психолога это один из ведущих принципов построения траектории работы с контингентом учебного заведения.  Перфоманс не статичен, в нем всегда есть действие и смысл происходящего, который действующие лица стремятся донести до публики. Важное влияние перфоманс может оказывать как на самих «актеров», так и на зрителей. Как описывалось выше, правильно построенный перфоманс побуждает чувства и переживания всех участников процесса. 

Предлагаем описание опыта работы на примере профилактического мероприятия «Антитабачный перфоманс», направленный на профилактику употребления табака в ОГБПОУ ТомИнТех.

Мы взяли в работу не типичное представление перфоманса как в искусстве, а скорее некоторые его элементы: время, пространство, актеры и зрители. 

В холле главного корпуса техникума во время перерыва состоялась акция «Антитабачный перформанс», в котором были задействованы семь подготовленных волонтеров: пять главных героев и два волонтера-консультанта. Главные герои: молодой человек с зависимостью от табака, роль «болезнь» от курения, роль «зависимость» от курения и роль «сигарета». Двое волонтеров-консультантов сопровождали процесс действия, распространяли информационные буклеты о вреде курения и его последствий, были готовы отвечать на комментарии и вопросы учащихся и сотрудников техникума. Все главные герои сцены были связаны нитями, что позволило нам показать сильное влияние табака на организм человека. Задача героя, исполняющего роль курящего, выпутаться из нитей и показать зрителям, как сложно бороться с последствиями употребления табака молодому человеку, продемонстрировать основные причины, по которыми подростки и молодежь начинает курить. Подчеркнуть свой социальный статус в компании друзей, показать желание быть взрослым и самостоятельным, обозначить свой протест и нарушение правил. Задача героев олицетворяющих роли «зависимости», «болезни» и «сигареты», продемонстрировать свое доминирующее присутствие в жизни человека. «Зависимость» показывается сильную тягу к табаку, контроль над силой воли, физическую и психическую зависимость, «болезнь» акцентирует внимание на болезни внутренних органов,  кожи. И роль «сигареты» - образ привлекательного и запретного объекта. 

«Антитабачный перформанс» выстраивался на основных принципах первичной профилактики в образовательной среде. А именно, ранее предупреждение употребления табака среди подростков и молодежи,  привлечение внимания  к проблеме употребления табака; изменение  отношения  молодежи  к табаку,  формирование  личной ответственности  за  свое  поведение,  способствующие  сокращению  спроса на употребление и покупку табака и табачных изделий. Сдерживание вовлечения подростков и молодежи в прием наркотиков за счет пропаганды здорового  образа  жизни,  формирования положительных установок и профилактической работы.

Специфика профилактики табакокурения в образовательном  учреждении заключается в следующем: работа  по  профилактике  табакокурения  является  обязательной частью профилактической программы социально-психологической службы СПО и должна быть реализована;в реализации   профилактических   мероприятий    все участники образовательного процесса. Профилактика употребления табака характеризуется как часть реализации работы по формированию  мотивации  и  организацию условий  для  ведения  здорового жизни. Здоровый  образ  жизни  формируется  всеми  сферами  и проявлениями   социальной группы, связанные с мотивировационными, социальными,   психологическими и физиологических возможностями подростка. Наше мероприятие базировалось на одном из подходов к профилактики табакокурения — основанного  на  пропаганде  здоровья,  формирование  жизненных  способностей  человека,  развитие  здоровой личности,  поведение  которой  рассматривается  вместе  с  социальной средой.

Подводя и анализируя итоги акции, мы можем сказать, что интерес у публики проявился в нестандартном подходе к освещению данной темы, зрители задавали вопросы волонтёрам-консультантам о происходящем и о целях проведения мероприятия. Нам удалось привлечь внимание и осветить тему табакокурения через призму новой формой проведения мероприятия для учреждения.

Большой опыт получили участники перфомаса, которые отыгрывали свои роли. Волонтёры преодолевали собственное психологическое сопротивление выступать публично. Включение в процесс позволило запустить чувственно-эмоциональную сферу, что положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта студентов. В ходе подготовки и организации мероприятия и сценария была глубоко изучена проблематика заявленной темы перфоманса.

Анализируя этапы реализации «Антитабачного перформанса» и полученные результаты, мы приходим к выводу, что использование  инсталляции и прерфоманса в работе педагога-психолога в системе СПО имеет большое значение для психообразовательных и психопрофилактических целей.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование инсталляции и прерфоманса в работе педагога-психолога в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*