Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование активных методов обучения на занятиях по дисциплине "Информатика"

30.11.2013 2985 6717
Кобылина Наталья Константиновна
Кобылина Наталья Константиновна, преподаватель

Кузбасский педагогический колледж

Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить обучающимся. При этом увеличение объема учебной информации наблюдается во всех дисциплинах. Так как любой студент имеет пределы усвоения новой информации, то в педагогических кругах последние несколько лет активно обсуждается вопрос об изменении содержания изучаемых дисциплин. Под изменением содержания, с одной стороны, подразумевают уменьшение объема содержания, а с другой стороны, замену одних учебных тем другими, более важными для формирования компетентного человека. Напомню, что за основу понятия компетентный человек взята «способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни» [7]. Безусловно, переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу - использование активных методов обучения в учебном процессе. Под активными методами обучения понимаются методы, которые способствуют развитию познавательной активности обучаемых. Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей” [6]. Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между студентами и преподавателями. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения: практический эксперимент, метод проектов, групповые обсуждения, мозговой штурм, деловые игры, ролевые игры, баскет-метод, тренинги, обучение с использованием компьютерных обучающих программ, анализ практических ситуаций (case-study).


Приведу несколько примеров использования активных методов обучения на своих уроках информатики.


Урок - ролевая игра по теме  "Суд над информационными технологиями". 

Целью данного  урока было развитие мотивации, навыков работы в команде, умение представлять и обосновывать полученные результаты.

Для этой игры из группы студентов выделяются "обвинители", "защитники" и "члены суда" во главе с председателем суда, остальные учащиеся были "зрителями" в зале суда.

В начале занятия  раздаю студентам правила поведения "в суде" и описание ролей. Обвинители должны были сформулировать, в чем ИКТ "виновны" перед человечеством. Защитники должны были подобрать аргументы в пользу ИКТ для развития человечества. Суд должен вынести вердикт: наносит ли вред человечеству активное проникновение ИКТ во все сферы жизнедеятельности человека или, наоборот, способствует развитию общества.

Для подготовки к "суду" даётся 10 минут. Студентам разрешается пользоваться заранее подобранной литературой.

Основная сложность в проведении данного занятия – правильно распределить роли между студентами в соответствии с их возможностями и характером обучаемости.

Приведу еще один пример.


Урок с применением баскет-метода проводился по теме "История развития вычислительной техники".

Цели урока: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоятельной работы с литературой, обобщение и проверка усвоения ранее изученного материала.

Для проведения этого занятия необходимо подготовить несколько "экспонатов" для "виртуального" музея компьютерной техники. Причем "экспонаты" подбираются так, чтобы экскурсия по музею была содержательной. Студенты – организаторы музея подобрали фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техники, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров разных поколений. Был выбран «экскурсовод» по музею, который в течение нескольких минут  вел экскурсию об экспонатах.Студенты задают по ходу экскурсии вопросы экскурсоводу, на которые он должен дать грамотный ответ. Таким образом, несомненным плюсом является то, что данный метод позволяет оценить способности студентов в их работе с имеющейся информацией, в умении принимать решения.


Кроме того, активно использую в своей деятельности и метод проектов. Работа над проектом вовлекает студентов в процесс решения какой – либо проблемы или вопроса. Студенты ставятся в активную позицию при нахождении решения проблемы: они самостоятельно исследуют, изучают информацию, принимают решения, отстаивают свою точку зрения. Так, одной из форм, применяемых мною, являются видеопроекты. Видеопроект -  это совокупность работ над видеофильмом: выбор темы; поиск информации; написание сценария;  распределение ролей; процесс съемки; монтаж готового фильма из видеоклипов и его озвучивание; представление и демонстрация фильма. Работа над проектом способствует развитию продуктивного мышления, дает возможность свободно пользоваться информацией, развивает ответственность за выполняемое дело, информационную грамотность, позволяет реализовать себя как личность.При проведении уроков информатики с использованием проектных технологий обучаемые самостоятельно проводят поиск, анализ и отбор нужной информации по заданной теме, выбирают средство обработки и оформления задачи, решают прикладные задачи, выполняют практические работы, занимаются моделированием и конструированием с использованием информационных технологий, проводят публичную презентацию и защиту проекта. Их использование позволяет учителю подвести студентов к противоречию и самим найти способ его разрешения. Также важными составляющими данного метода являются рассмотрение какого-либо явления с различных позиций.Такие виды деятельности развивают  творческий потенциал, аналитические способности, вербальные навыки, создают условия для уверенного ориентирования в информационном пространстве, формируют у студентов надпредметные компетенции. Работа над групповыми проектами, рецензирование чужих проектов и защита собственных формируют навыки работы в команде, развивают умения выслушивать и обдумывать предложения соратников и оппонентов, отстаивать собственное мнение, что позволяет студентам быстрее адаптироваться в социуме. Так, при изучении темы «Защита информации от вредоносных программ» вся проектная деятельность осуществляется в виде презентаций. Студенты формируют  группы, выбирают тему и проводят исследования с последующей защитой с использованием презентации. Таким образом, работая в малых группах, студенты самостоятельно распределяют совместный труд при выполнении проекта. Темы раздаются заранее. Большая часть работы проходит самостоятельно, периодически обучаемые отчитываются, показывая промежуточные результаты. Затем назначается день выступлений, и студенты выступают, представляя каждый свою тему, остальные конспектируют, задают вопросы. На следующем уроке проводится опрос по всей теме. Таким образом, мои студенты получают две оценки: за проект и за ответы на вопросы.

 

С интересом восприняли студенты и участие в деловой игре: активно выбирали роли и включались в работу "фирмы", которая приняла заказ на составление расчетных ведомостей. Начальник фирмы распределял заказы, начальники отделов занимались созданием ведомостей и представляли начальнику свои лучшие варианты. "Бухгалтерия фирмы" тоже проводила расчеты по выплате заработной платы своим сотрудникам. Так, через игру, эффективно прошло усвоение по теме "Составление расчетных таблиц с использованием Excel». Социально - психологическое воздействие игры проявляет себя в преодолении барьера боязни говорения и формировании культуры общения. В процессе игры студенты учатся искать необходимую информацию, преобразуя ее, принимают решения. Важным является и то, что в игре студенты действуют так, как действовали бы в реальной обстановке, выполняя определенные действия.

Важный момент - анализ игры. Его лучше провести спустя некоторое время после её окончания, когда немного улягутся эмоции и студенты смогут объяснить свои действия, дать оценку выполнения поставленных задач. Отмечу, что на уроках информатики с использованием активных методов обучения необходимы умелая организация дискуссионной деятельности студентов, организация семинаров, проблемно-практических дискуссий, проблемно-лабораторных занятий; уроков-исследований и др. Нетрадиционные уроки также значительно активизируют деятельность студентов.


Таким образом, по сравнению с традиционными методами и приемами обучения, активные методы обучения дают лучший результат. Используя новые формы организации учебного процесса, мы способствуем развитию личности студента. Активные методы обучения дают широкий простор для творческого поиска педагогу, который внедряя их, способствует развитию лидерских качеств, навыков работы студентов в команде, отстаиванию своих позиций при решении поставленных задач. Навыки эти важны в деле формирования специалиста и достижения им успехов в профессиональной деятельности.Следует помнить, что при выборе методов и средств обучения следует учитывать такие важные факторы как: содержание учебного материала;  задачи урока; оснащенность кабинета  учебным материалом; наличие раздаточного материала; наличие компьютерной техники. Учет данных факторов дает возможность студентам по мере овладения информационными  понятиями, создать необходимую базу для их дальнейшего использования. 

 

Литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  3. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. М.: Знание, 2004.
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  5. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2003.
  6. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н.Педагогика и логика. М., 1993.
  7. Статья “Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике”, “Информатика” № 7, 2006.
  8. Тюнин К. Активные методы обучения [электронный ресурс] / К. Тюнин // Информационные технологии в образовании. - URL: http://www.rusedu.info/Cmpro-v-p-27.html.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*