Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сценарий урока профессионального модуля «Оператор ЭВМ»

30.11.2013 1983 5100
Безносова Ольга Юрьевна
Безносова Ольга Юрьевна, преподаватель

Иркутский авиационный техникум

Тема: Использование современных информационных технологий и вычислительной техники для решения профессиональных задач.


Цель:

  1. Обучающая: формирование умений применять ранее полученные знания в нестандартных ситуациях (через решение профессиональных задач);
  2. Развивающая: создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти, способности чётко формулировать свои мысли;
  3. Воспитательная: содействовать формированию у студентов умения совместной работы в команде: умение организовывать собственную деятельность, принимать решение и нести за них ответственность, эффективно общаться с партнёрами.

 

Задачи:

  1. Подготовка и настройка аппаратного обеспечения ПК;
  2. Подготовка и настройка периферийных устройств;
  3. Ввод и обмен данными между ПК, периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей;
  4. Создание и управление на ПК электронными документами;
  5. Осуществление навигации по ресурсам, поиск, ввод и передача данных с помощью технологий и сервисов Интернет.

 

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.


Вид занятия: урок-соревнование.


Методы обучения: интерактивный метод обучения,методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.


Оборудование и технические средства: мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал для команд и жюри (Приложение №1-№4, №6, №7), сканеры (3 штуки), принтер (1 штука), 3 разобранных персональных компьютера, 6 рабочих станций с выходом в Internetдля выполнения задания.


Программное обеспечение: операционная система MS Windows7, средство создания презентаций MS PowerPoint, текстовый редактор MS Word, электронные таблицы MS Excel, браузер Opera (Explorer, Mozilla), драйверы к сканеру (на сетевом диске), дистрибутив для программы FineReader.


Структура занятия:

  1. Организационный момент (t » 5мин. );
  2. Проведение соревнования (t » 50 мин.);
  3. Подведение итогов (t » 5 мин. ).

 

Предварительная подготовка:

  1. Составление (формирование) команд участников (3 команды по 6-7 человек);
  2. Выбор капитана команды, названия, девиза и эмблемы команды;
  3. Выбор жюри (2 человека).

 

Ход проведения занятия

 

1. Организационный момент

Цель: настроить студентов на работу.

Преподаватель приветствует студентов (членов команд), гостей открытого урока, знакомит их с темой, формой и целью проведения занятия. Представляет членов жюри: преподаватель и 2 студента-помощника. Проверка домашнего задания студентов. Команды участники должны представить название, эмблему, девиз своей команды.

 

2. Проведение соревнования «Компьютерный турнир»

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Соревнование состоит из двух туров:

1 тур. Командам необходимо выбрать 3 человек для выполнения практических заданий (Задание №1-Задание №3). Оставшиеся участники команд выполняют теоретическое задание №4.



Рисунок 1


Задание № 1. Произвести сборку системного блока персонального компьютера, подключить к нему периферийные устройства: клавиатуру, монитор, мышь. Для проверки правильности выполненного задания необходимо загрузить операционную систему. Показать выполненную работу жюри. Максимальная оценка – 5 баллов.

Задание № 2. Подготовить рабочую станцию для сканирования документов: произвести подключение сканера и установить программу FineReader. Необходимые драйверы вы можете найти на рабочем столе в папке «оператор ЭВМ». Для проверки правильности выполненного задания необходимо отсканировать 1 страницу и показать выполненную работу жюри. Максимальная оценка –5 баллов.

Задание № 3. Создать электронный почтовый ящик на информационном портале Google. Выполненную работу показать жюри. Логин и пароль электронной почты записать на бумагу и отдать команде (потребуется для дальнейшей работы). Максимальная оценка – 5 баллов.

Задание № 4. Сформулировать вопросы к кроссворду (смотреть Рисунок 1). За каждый правильный вопрос начисляется по 1 баллу.

2 тур. Командам необходимо выбрать два человека для выполнения практических заданий (Задание № 5, Задание № 6). Оставшиеся участники команд выполняют теоретическое Задание № 7.

Задание № 5. Отсканировать и распознать одну страницу текстового документа. Произвести форматирование и редактирование документа согласно предложенным требованиям. Готовый документ распечатать на принтере и отдать на проверку жюри. Максимальная оценка – 5 баллов.

Требования к оформлению документа

Размер полей: верхнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см, нижнее – 4 см.

  1. Интервал перед и после абзаца – 0 пт.
  2. Шапка документа (3 основных заголовка): убрать лишние строки перед верхним заголовком;  размер шрифта – 14 пт, начертание – полужирный, курсив;  выравнивание текста – по центру;  межстрочный интервал – одинарный;  отступ слева – 0 см, отступ справа – 0 см, красной строки нет.
  3. Основной текст:  размер шрифта – 13 пт;  выравнивание текста – по ширине;  межстрочный интервал – двойной;  отступ слева – 0 см, отступ справа – 0 см, отступ красной строки – 2 см.
  4. Нижняя часть документа (подпись):  размер шрифта – 14 пт;  отступ слева – 0 см, отступ справа – 0 см, красной строки нет.
  5. Заменить текст: Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Иркутский технологический колледжна государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Иркутской области «Иркутский авиационный техникум»; 080000 Экономика и управление на 230000 Информатика и вычислительная техника.
  6. Документ должен помещаться на 1 страницу.

 

Задание № 6. Создать таблицу в Excel согласно предложенным требованиям и произвести необходимые расчёты. Созданный файл передать по электронной почте (адрес получить у преподавателя) c почтового ящика, созданного во 2 туре. Максимальная оценка – 5 баллов.

Требования к оформлению электронной таблицы



Рисунок 2


  1. Создайте таблицу по образцу (Рисунок 2), размер шрифта – 14 пт.
  2. Заполните таблицу:

- колонку «Оклад» заполните произвольными значениями в пределах от 7000 до 20000 рублей;

- составьте формулу для расчёта премии, исходя из того, что премия составляет 40% от оклада;

-значение в колонке «Всего начислено» высчитывается по формуле «Зарплата»+ «Премия»;

- в колонке «Налог» вычислите, сколько рублей составляет налог от суммы в столбце  «Всего начислено»;

- значение в колонке выплатить рассчитайте по формуле: «Всего начислено»- «Налог»;

- для соответствующих ячеек таблицы установите денежный формат – рубли, 2 знака после запятой;

- рассчитайте итоговое значение суммы для каждого столбца;

-постройте гистограмму, отражающую оклад каждого сотрудника;

- отправьте файл по электронной почте.

Задание № 7. Участие в викторине по теоретическим вопросам. За каждый правильный ответ командам начисляется по 1 баллу.

 

Список вопросов к Викторине

 

Система управления базами данных MS  Access 


1) Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных учеников школы. В каком классе учится самый высокий ученик?



2) Количество полей в базе данных структуры, представленной  таблицей:



3) В табличной форме представлен фрагмент БД о результатах тестирования учащихся. Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию: Пол=«м» или Химия>Биология



4) Поиск информации в таблице MS Access осуществляется с помощью кнопки на панели инструментов...


 

5) В представленной базе данных в СУБД MS Access количество записей равно...


 

6) В поле "Код клиента" таблицы MS Access установлен тип данных...


 

7) Представленная на рисунке кнопка панели инструментов окна СУБД MS Access позволяет...

  1. нарисовать таблицу;
  2. нарисовать Форму;
  3. перейти в режим Конструктора;
  4. перейти в Режим таблицы.

 

 

Поисковые системы 


1) Некоторый сегмент сети Интернет состоит из 1000 сайтов. Поисковый сервер в автоматическом режиме составил таблицу ключевых слов для сайтов этого сегмента. Фрагмент представлен на рисунке. Сколько сайтов будет найдено по запросу принтер | сканер | монитор? Если по запросу принтер | сканер найдено 450 сайтов. По запросу принтер & монитор – 40, по запросу сканер & монитор – 50.



2) Доступ к файлу text.net, находящемуся на сервере www.ru осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла.

3) Каким условием нужно воспользоваться для поиска в сети Интернет информации о цветах, растущих на островах Тайвань или Хонсю?

  1. Цветы & (Тайвань | Хонсю)
  2. Цветы & Тайвань & Хонсю
  3. Цветы | Тайвань | Хонсю
  4. Цветы & (остров | Тайвань | Хонсю)

4) В сети Интернет требуется найти информацию о большой белой акуле (другое распространённое название кархародон). Сформулируйте  запрос к поисковой системе, учитывая, что для обозначения логической операции «или» в запросе используется символ ½, а для логической операции «и» - &.

5) В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.



6) Идентификатор некоторого ресурса сети Интернет имеет следующий вид: http://www.ftp.ru/index.html Какая часть этого идентификатора указывает на протокол, используемый для передачи ресурса?

1. www         2. ftp      3.http        4. html

7) Идентификатор некоторого ресурса сети Интернет имеет следующий вид: ftp://home.net/www.docКакая часть этого идентификатора является именем сервера, на котором расположен ресурс?



Текстовый редактор MS  Word 


1) Изменение параметров шрифта, абзаца, страницы и других частей текста называется…

1. редактированием;

2. фрагментированием;

3. табулированием;

4. форматированием.

 

2) Первая буква в предложенном тексте намного больше всех остальных. Каким инструментом необходимо воспользоваться для её создания?



 



3) В какой вкладке на ленте задач находится группа инструментов Стили?

1.Главная;

2.Вставка;

3.Ссылки;

4.Рецензирование. 

 

4) Что из перечисленного не является структурной единицей текста?

1.абзац;

2.слово;

3.строка;

4.список.

 

5) Ориентация страницы, при которой высота страницы больше её ширины, называется…

 1.книжная;

2.альбомная;

3.газетная;

4.журнальная.

 

6) Расстояние между базовыми линиями соседних строк называют…

1.гарнитура;

2. кегль;

 3.интерлиньяж;

4.кернинг.

 

7) Если символы имеют одинаковую ширину, то шрифт называется…

1. пропорциональным;

2. моноширинным;

3. рубленым;

4. декоративным

 

Электронные таблицы MS  Excel 


1) Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейке C3, после её копирования в ячейку C4?



  1. = если(A2+B2>6; A3; $B$3-3);
  2. = если(A2+B2>6; A3; $С$2-3);
  3. = если(A2+B2>6; A3; $B$2-3);
  4. Выдаст сообщение об ошибке 


2) В электронных таблицах можно скрыть….

1. лист;

2. столбец;

3. имя ячейки;

4. содержимое ячейки.

 

3) Гистограмма – это диаграмма …

  1. где отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты;
  2. в виде круга, разбитого на сектора;
  3. в системе координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных;
  4. в которой отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси x.


4) Функция СРЗНАЧ() относится к группе функций следующего типа:

1. логических;

2. математических;

3. статистических;

4. суммирующих.

 

5) Укажите верные утверждения для функции ЕСЛИ.

  1. аргумент «лог_выражение» принимает только значения ИСТИНА и ЛОЖЬ;
  2. в аргументах «значение_если_истина» и «значение_если_ложь» числа нужно заключать в кавычки;
  3. одно выражение ЕСЛИ может вернуть два разных результата;
  4. если при копировании формулы вниз по столбцу ссылка на ячейку должна оставаться неизменной, то следует установить абсолютную ссылку на ячейку.

 

6) Какой результат будет получен в ячейке D2, если в ней написать формулу:

=СЦЕПИТЬ(A2; " ";ЛЕВСИМВ(B2;1); "."; ЛЕВСИМВ(C2); ".")

  1. Авдеев С."ЛЕВСИМВ(C2) ".
  2. Авдеев С.Владиславович.
  3. Авдеев С.В.
  4. Сообщение об ошибке


7) В ячейке C2 записана формула $E$3+D2. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку C2 скопируют в ячейку В1?

1.$E$3+C1

2.$D$3+D2

3.$E$3+E3

4.$F$4+D2

 

Средство создания презентаций Power Point 

 

1) Какой кнопкой панели инструментов можно создать примечание?



2) Можно ли с помощью   настроек в PowerPoint поменять единицы измерения линейки? (Например, сантиметры в дюймы)

3) Какой буквой отличается расширение файлов сохраненной презентации в PowerPoint 2007, 2010 и PowerPoint 97- 2003?

4) Есть ли в PowerPoint 2010 функции обтекания объекта текстом, аналогичные данной функции в Word?

5) Отразить область анимации можно следующей кнопкой панели инструментов «Анимация»

   

 

6) С помощью какой кнопки панели инструментов «Показ слайдов» можно вызвать диалоговое окно «Настройка презентации»


 



7) Укажите инструмент, который позволяет изменить направление текста в надписи.


 

3. Подведение итогов

 

Жюри подводит общий итог соревнования, определяя первое, второе и третье места. Преподаватель даёт общую оценку проведённого мероприятия. Благодарит студентов за урок.

 

Литература:

  1. Единый государственный экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Под редакцией В.Р. Лещинера/ ФИПИ – М.: «Интеллект-Центр», 2007;
  2. Самойлова К.И. Сборник финансовых задач для табличного процессора Excel: Пособие для практических занятий – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*