Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология развития критического мышления как один из методов формирования ключевых компетенций при изучении математики

10.11.2013 3165 8378
Намдакова Надежда Петровна
Намдакова Надежда Петровна, преподаватель

Бурятский колледж технологий и лесопользования

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном

понимании и искусном применении всего того, что знаешь".

А.Дистервег

 

Разработка идей компетентностного подхода в обучении является одним из перспективных направлений модернизации образования. При этом подходе важным показателем качества обучения студентов становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что мы называем ключевыми компетенциями. Анализ особенностей преподавания математики, возможностей студентов, уровня их развития, позволил выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательную (определение цели и порядка работы, осуществление самоконтроля); коммуникативную (владение способами взаимодействия с окружающими, владение разными видами речевой деятельности); информационную (владение навыками работы с различными источниками информации, умение ориентироваться в информационных потоках); личностного самосовершенствования (владение самоанализом, самоконтролем и коррекцией достигнутых результатов).


Главная задача преподавателя - научить учиться. Какими методиками и технологиями  необходимо владеть современному преподавателю, чтобы развивать у студентов способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовать ключевые компетенции? Проработка литературы, изучение опыта коллег привели  к выводу, что одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности студентов, одним из перспективных направлений в плане решения поставленных задач является осуществление компетентностного подхода средствами технологии развития критического мышления.


Любой ли человек может мыслить критически? Жан Пиаже писал, что к 14-17 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. Вместе с тем это вовсе не означает, что навыки критического мышления в одинаковой степени развиты у каждого. Более того, многие студенты часто не могут выполнить те задания, которые требуют от них интеллектуальных усилий с использованием навыков критического мышления. Для того, чтобы студент мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений. Т.е, можно сделать вывод: критически мыслить могут все люди, но не все хотят это делать; критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Важно, чтобы студенты могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.


Что же такое технология «критического мышления»? «Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода. «Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового.


В содержании целей технологии критического мышления  заложено формирование ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, разрешения проблем.


Цели технологии «развития критического мышления»: мотивация к учению, расширение знаний и развитие интеллектуальных умений, развитие рефлексивного умения.


Основные направления формирования мыслительной деятельности в технологии развития критического мышления: заинтересовать, побудить к деятельности, создать условия для обобщения, научить добывать информацию, способствовать развитию критического мышления, научить самоанализу.

 

Структура урока в концепции «развития критического мышления».

Стадия (фаза)

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Возможные приемы и методы данной технологии

Компетенции

Стадия вызова

актуализация и обобщение имеющихся у студентов знаний

анализ имеющихся знаний по данной теме; систематизация информации до ее изучения

кластеры, таблицы, перепутанные логические цепочки, колесо понятий.

учебно-познавательная, коммуникативная

Стадия осмысления

сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

осмысление новой информации.

 

приемы: инсерт, бортовой журнал, кластеры

учебно-познавательная, информационная,  коммуникативная

Стадия рефлексии                       

           

анализ, интерпретация изученной информации

классификация и систематизация, рождение новых целевых установок; самооценка и само-определение.

таблицы, кластеры, синквейны, творческие, исследовательские или практические задания

информационная,  коммуникативная, личностного самосовершенствования

 

Изучив множество приёмов этой технологии, я выделила для себя несколько, которые активно применяю на своих уроках.

 

Приём 1. «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

 

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения материала по этой теме. Используется на стадии вызова. Предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме, необходимо выбрать «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

1………

2…………

«+» верно,

«-»   неверно

 

Прием 2. «Представление информации в кластерах»

 

Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Ребятам предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы.Примером, может служить кластер по теме «Многогранники». От ключевого понятия «многогранники» расходятся стрелочки к понятиям «призма» и «пирамида». От них еще. Т.е. получается схема, с помощью которой можно повторить или обобщить все основные определения фигур данной темы, их свойства и признаки (рисунок 1)

 


рисунок 1

 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или не иссякнутидеи.
  • Постараться построить как можно больше связей.

 

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели может быть организована индивидуальная самостоятельная работа или коллективная  деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

 

Приём 3. «Инсерт».

 

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

v

 

+

 

-

 

?

 


"v"– уже знал;
"+" – новое;
"–" – думал иначе;
"?" – есть вопросы;


 

Приём 4. Концептуальная таблица

 

Подобная таблица удобна при сравнении, помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Можно попросить студентов  заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов. Например:

Уравнения.

Показательное уравнение

Линии сравнения

Логарифмическое уравнение

Функции.

Функция

 

Область определения

Область значений

Монотонность

Знако-

постоянство

Четность,

нечетность

Степенная

 

 

 

 

 

Показательная

 

 

 

 

 

Логарифмическая

 

 

 

 

 

 

Приём 5. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

 

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна тем, что предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

Приём 6.«Синквейн».

 

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать

1 строка – тема (одно слово), существительное

2 строка – описание темы (два слова), имя прилагательное

3 строка – описание действия (три слова), глагол

 

4 строка – отношение к теме (предложение, цитата, девиз)

5 строка – одно слово (синоним)

Многогранники

Правильные, п-угольные

Рисовать, находить площадь, строить

Встречаются везде

Кристаллы

 

Приемы и методы данной технологии используются на разных этапах урока, разработаны материалы по многим темам. Сравнительный анализ уровня сформированности ключевых образовательных компетенций у студентов предыдущего набора и нынешнего показывает положительную динамику.

Проделанная  работа позволяет сделать выводы: методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес к предмету, способствуют созданию индивидуальной траектории, развивают социальные и индивидуальные навыки. Студент, умеющий критически мыслить, принципиально принимает возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей, учится работать в коллективе. Таким образом, у него формируются ключевые компетенции, а это именно то, чего требуют от нас современные подходы к образованию

 

Список литературы

  1. Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [Текст] / Биккулова Г. Р.// Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 4-17.
  2. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  3. Приемы технологии развития критического мышления http://www.kmspb.narod.ru/posobie/.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*