Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возможности повышения будущей востребованности на рынке труда при подготовке специалистов техносферной безопасности через оптимизацию рабочих программ отдельных дисциплин

11.01.2021 141 235
Мучин Павел Васильевич
Мучин Павел Васильевич, доцент

Мучин Максим Павлович
Мучин Максим Павлович, студент, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Сибирский государственный университет геосистем и технологий

В настоящее время очень многие технические вузы осуществляют подготовку специалистов по направлению «Техносферная безопасность» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), утверждённым приказом Минобрнауки России от 21 марта 2016 года № 246 [1]. Федеральным государственным образовательным стандартом определяются компетенции, освоение которых осуществляется через изучение  обучающимися ряда дисциплин. При определении необходимых дисциплин вузы имеют определённую самостоятельность, ориентируясь на имеющийся профессорско-преподавательский состав и возможность использовать потенциал специалистов «производственников» и научных сотрудников. Как известно подготовка специалистов завершается выдачей соответствующих дипломов. И здесь интересно отметить следующую особенность. Дипломы по одной и той же специальности (квалификации), выданные разными вузами не гарантируют одинаковую подготовку по дисциплинам. При этом, имеется ввиду не качество подготовки, а разнообразие изученных областей профессиональных знаний. Очевидно, что возникает элемент конкурентоспособности выпускников разных вузов, подготовленных по одному и тому же направлению (профилю).

Учитывая вышеуказанное, появляется возможность повысить конкурентоспособность выпускников вуза через введение специальных дисциплин, ориентированных на потребности будущих работодателей.  При достаточной разъяснительной работе, освоение таких дисциплин, возможно организовать через факультативную подготовку. При невозможности введения дополнительных дисциплин возможна оптимизация рабочих программ уже читаемых дисциплин с учётом будущей востребованности на рынке труда.

В качестве практического опыта покажем возможность оптимизация рабочих программ дисциплин, читаемых кафедрой техносферной безопасности Сибирского государственного университета геосистем и технологий (СГУГиТ),   г. Новосибирск.

С самого начала подготовки специалистов в области техносферной безопасности (ранее – безопасности жизнедеятельности) кафедрой определена сфера основной работы наших выпускников, это – обеспечение производственной безопасности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации производственная деятельность, это  не только действия работников по превращению ресурсов в готовую продукцию или строительство, но и оказание различных видов услуг [2]. Очевидно, что обеспечение безопасности производственной деятельности включает ряд направлений безопасности, среди которых отметим:

  1. Охрана труда;
  2. Промышленная безопасность;
  3. Пожарная безопасность;
  4. Электробезопасность;
  5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях;
  6. Экологическая безопасность и др.

Необходимо отметить, что среди хозяйствующих субъектов в экономики России имеется большое количество организаций, относящихся к «малому» и «среднему» бизнесу. При этом вопросы обеспечения производственной безопасности приходится решать не только крупным предприятиям, но и микропредприятиям и даже индивидуальным предпринимателям.

Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что при наличии у работодателя более 50 работников он обязан создать службу охраны труда или, как минимум, ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда. При меньшем количестве работников вопросы организации охраны труда работодатель решает самостоятельно с учётом определённых рекомендаций [2]. Здесь уместно отметить, что в настоящее время введены понятия удалённое рабочее место и работа выполняемая дистанционно. Что очевидно следует учитывать при организации охраны труда.

Практика показывает достаточно высокую востребованность выпускников по направлению «Техносферная безопасность», но при устройстве на работу в небольшие организации работодателем, как правило, выдвигается условие заниматься не только организацией охраны труда, но и другими направлениями производственной безопасности. При этом специалист по охране труда, даже если он занимается только охраной труда, со временем проходит обучение и аттестацию по разным направлениям производственной безопасности: охрана труда, электробезопасность, оказание первой помощи пострадавшим, пожарная безопасность. Достаточно часто специалисту по охране труда приходиться проходить подготовку и аттестацию по общим требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, проведение вводного инструктажа по гражданской обороне и др. Аттестация специалистов по каждому из названных направлений требует определённых усилий по подготовки, времени и финансовых затрат со стороны работодателя.

Как пример, из личного опыта одного из авторов, отметим, что приходиться периодически проходить подготовку и аттестацию по разным направлениям безопасности: охрана труда, промышленная безопасность (3-4 направления), пожарная безопасность, электробезопасность (IV группа), инструктор по обучению первой помощи и др. [3, 4, 5, 6].

Наиболее трудная аттестация, это по электробезопасности, особенно на IV группу, которая и предполагается для специалиста по охране труда. Определённые трудности представляет аттестация по промышленной безопасности.

Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать следующие предложения.

В рабочие программы отдельных дисциплин целесообразно включить разделы прямой подготовки наших будущих специалистов к их будущей и, как правило, обязательной аттестации на рабочих местах по разным направлениям производственной безопасности. В качестве примера можно привести дисциплину «Промышленная безопасность», которую проводит один из авторов по кафедре техносферной безопасности. Обучающиеся, успешно освоившие эту дисциплину, с легкостью пройдут аттестации в Ростехнадзоре по области А.1 – «Основы промышленной безопасности» [4].

С таким же успехом можно оптимизировать рабочую программу дисциплины «Охрана труда», включив в неё раздел подготовки к аттестации по программе «Охрана труда для руководителей и специалистов» или по программе «Охрана труда для специалистов по охране труда» в рамках должностных обязанностей.

Считаем важным включение соответствующего раздела и в рабочую программу дисциплины «Электробезопасность», возможно даже за счёт уменьшения времени на какие-либо расчёты, которыми наши выпускники будут заниматься с гораздо меньшей вероятностью. Соответствующая рекомендация и для дисциплины «Пожарная безопасность».

При этом следует отметить, что для полноценной реализации настоящих рекомендаций по оптимизации рабочих программ, целесообразно прохождение аттестации и самими преподавателями названных дисциплин. В настоящее время, в СГУГиТ соответствующую аттестацию имеют только преподаватели дисциплин «Охрана труда» и «Промышленная безопасность». Очевидно, что необходима дальнейшая работа в этом направлении, возможно, в том числе, и  через периодическое повышение квалификации.

Дополнительно отметим, что опыт работы Сибирского государственного университета геосистем и технологий и Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики в области охраны труда,  позволяет обеспечить для студентов, уже имеющих рабочие места и успешно прошедших предаттестационную подготовку по охране труда в рамках одноимённой дисциплины,  проведение полноценной  аттестации с выдачей удостоверений установленного образца по охране труда. Возможность организации аттестации студентов, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью, обусловлена тем, что наши вузы имеют соответствующую аккредитацию (разрешение) Минтруда России по оказанию услуг в области охраны труда.

Студенты, не имеющие рабочих мест, при успешном прохождении предаттестационной подготовки в рамках соответствующих дисциплин с оптимизированными рабочими программами, с более высокой вероятностью пройдут предстоящую аттестацию при устройстве на работу, что, очевидно, так же повысит востребованность наших выпускников для работодателей и будет способствовать их конкурентоспособности на рынке труда.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Возможности повышения будущей востребованности на рынке труда при подготовке специалистов техносферной безопасности через оптимизацию рабочих программ отдельных дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*