Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возможности электронной среды обучения Moodle при реализации проектной деятельности в условиях дистанционного обучения по специальности дизайн

11.01.2021 450 734
Розова Наталья Владимировна
Розова Наталья Владимировна, преподаватель

Новосибирский колледж лёгкой промышленности и сервиса

Профессиональная деятельность дизайнера строится на совокупности компонентов, среди которых проектная деятельность занимает одну из главных позиций. Создание собственной идеи и её воплощение в материале - одно из важнейших условий реализации будущего специалиста в этой области. Критическое мышление, умения рационального распределения времени и определения возможностей, навыки коммуникации, это те качества, которые необходимы студенту-дизайнеру. Они формируются в как в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла, так и  в рамках проектной деятельности.

Метод проектов возник во второй половине XIX века в США.  В его основу были заложены идеи американского философа и педагога Д. Дьюи.  В отечественной педагогике метод проектной деятельности, начал развиваться в 1905 году под руководством С.Т. Шацкого. Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Е. С. Полат, Н. В. Матяш и других ученых России. Исследования педагогов показывают, что проектная деятельность способствует повышению уровня познавательного интереса, развитию творческой активности, приобретению знаний и умений посредством решения практических задач [1].

Вместо скучного процесса изучения теории или выполнения абстрактных, не привязанных к реальности практических работ,  создаются новые идеи и концепции посредством активного процесса взаимодействия.  При чем, это могут быть как исследовательские проекты, так и практические. Особенно ответственной и интересной является работа над дизайн - проектом по реальным запросам заказчиков или социальных партнеров. Примером может послужить проект по разработке и внедрению в производство коллекции одежды определенного назначения на конкретном предприятии.  Работа может выполняться как индивидуально, так и в творческой группе [2] .

Как быть, если имеется конкретный заказ от предприятия по разработке эскизов моделей коллекции, ограниченные сроки, а студенты обучаются дистанционно?

В таких условиях электронная среда обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) может являться площадкой для реализации проектной деятельности обучающихся.  Moodle имеет значительный набор средств коммуникации, которые отличают данную среду и особенно необходимы при реализации метода проектов. Для этого в системе существуют такие сервисы как форум, чат, обмен файлами любых форматов, рассылка, внутренняя почта и др. [3]

На первом, подготовительном, этапе работы преподаватель, который является руководителем проекта, создает обучающий курс в системе дистанционного обучения и предлагает список возможных тем. Все материалы размещаются на странице проекта. После определения проектной группы обучающихся создается «Форум» и «Чат», где происходит обсуждение темы, обучающиеся задают вопросы по работе над проектом. Студенты обсуждают проект между собой и с преподавателем, при чем, с помощью «Чата» данный вид деятельности происходит в режиме реального времени. Педагог, принимая участие в обсуждении, направляет обучающихся к пониманию идеи, определению и анализу проблемы,  формулировке целей, подтверждает правильность выводов, формирует проектное задание обучающимся.

На данном этапе обсуждение работы в чате или форуме с преподавателем и другими обучающимися позволяет формировать такие коммуникативные общие компетенции, как умение выражать свои мысли в письменной форме, правильно формулировать вопросы и запросы в информационных поисковиках, осмысленное прочтение текста,  взаимодействие с партнерами в группе и распределение обязанностей, взаимодействие с руководителем.

На следующем этапе происходит выполнение проекта. Студенты занимаются сбором необходимой информации, используя, практически не ограниченные, возможности дистанционной системы Moodle. При сборе и обработке информации проводятся консультации с руководителем проекта в системе Moodle  через блок «Обмен сообщениями».

Изучение необходимого материала может осуществляться и посредством лекции, которая предоставляет обучающимся нужный теоретический материал по проекту в интересной форме. Лекция состоит из информационных страниц, каждая из которых заканчивается вопросом, на который обучающийся должен ответить. Переход на следующую страницу, возврат на предыдущую или переход в нужный раздел осуществляется в зависимости от правильности ответа. При необходимости, в системе размещается иллюстрационный и видеоматериал. Элемент «Гиперссылка» позволяет направить студента к источникам творчества, размещенным на просторах интернета.

Сформировать список определений по теме проекта позволяет такой элемент среды как «Глоссарий». Он может быть выполнен педагогом и применяться как дополнительная информация к проекту или использоваться как задание для обучающихся, давая возможность добавлять термины самостоятельно. Блок «Календарь» позволяет подробно спланировать все этапы работы над проектом с указанием даты предоставления отчета и напомнить обучающимся срок предоставления наработанного материала на проверку руководителю.

Работа над дизайн - проектом требует применения специальных программ для выполнения эскизов, коллажа, визуализации которые определяются самостоятельно студентом на основе индивидуальных предпочтений и возможностей программ. Предварительные результаты могут быть представлены руководителю через элемент курса «Задание». Таким же образом представляется индивидуальный проект. Для обсуждения работы по групповому проекту студенты могут общаться между собой и с руководителем через элемент курса «Чат» или «Форум». После консультаций вносятся корректировки в проект. Информация, полученная отдельными исполнителями, объединяется в общий проект, который выкладывается в элементе курса «Wiki» для ознакомления руководителя проекта и студентов.  Данный элемент позволяет создавать нужный документ сразу несколькими исполнителями. В элементе «Wiki» руководитель видит вклад каждого участника проекта [4].  

Реализация этого этапа способствует формированию навыков по использованию информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности, а также развитию способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению студентов и преподавателя.

Презентационные материалы (презентации PowerPoint, видео, доклады — определяются тематикой проектов и возможностями обучающихся) выкладываются в среде Moodle для общего обсуждения с помощью элемента «Файл». Обсуждение выполняется с использованием элемента «Форум».

По завершении работы обязателен оценочно-рефлексивный этап, где происходит самоанализ и самооценка деятельности, формулирование выводов по работе. Данный этап можно реализовать посредством элемента «Обратная связь». В таком элементе как «Анкета» удобно провести анкетирование и выяснить отношение студентов к выполненной работе. На данном этапе при разработке практического проекта, можно подключить к системе Moodle заказчиков, которые будут давать оценку с точки зрения реального внедрения его результатов в производство.

Помогает организовать работу над проектом сервис рассылки, который позволяет информировать всех участников проекта о предстоящих событиях. Moodle позволяет контролировать активность и «посещаемость» обучающихся, время их учебной работы в сети, увидеть тех, кто в данный момент работает в системе. Важной особенностью является то, что преподаватель может использовать любую систему оценивания.  Отметки хранятся в сводной ведомости, их можно увидеть в любой момент. Кроме этого, в системе Moodle создается и хранится портфолио каждого студента: все выполненные им работы и оценки.

Таким образом, при реализации метода проектов при обучении по специальности дизайн, можно получить результат в реальных, воплощенных в материале, коллекциях моделей. Но более ценным является приобретенный опыт деятельности, именно он становится достоянием студента, формируя общие и профессиональные компетенции.

Проблемы, возникшие в мире в связи с пандемией, ускорили внедрение процессов, которые некоторое время назад находились на стадии теоретических разработок и обсуждения. Стало реальностью, активно обсуждаемое в течение последних двух десятков лет, дистанционное образование. Опыт работы учебных организаций всех уровней образования в условиях дистанционного обучения позволил накопить опыт и собрать богатый материал для исследования как самих методов, так и результатов перехода от классических форм обучения к инновационным. Результаты дистанционного обучения зависят от уровня его организации, качества разработанных материалов и педагогического мастерства педагогов. Современные информационные технологии имеют неограниченные возможности по размещению, обработке и хранению информации. Одна из самых сильных сторон Moodle — это большие возможности для коммуникации и общения, которые особенно важны при обучении методом проектов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Возможности электронной среды обучения Moodle при реализации проектной деятельности в условиях дистанционного обучения по специальности дизайн




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*