Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрофессиональная деятельность дизайнера строится на совокупности компонентов, среди которых проектная деятельность занимает одну из главных позиций. Создание собственной идеи и её воплощение в материале - одно из важнейших условий реализации будущего специалиста в этой области. Критическое мышление, умения рационального распределения времени и определения возможностей, навыки коммуникации, это те качества, которые необходимы студенту-дизайнеру. Они формируются в как в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла, так и в рамках проектной деятельности.
Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основу были заложены идеи американского философа и педагога Д. Дьюи. В отечественной педагогике метод проектной деятельности, начал развиваться в 1905 году под руководством С.Т. Шацкого. Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Е. С. Полат, Н. В. Матяш и других ученых России. Исследования педагогов показывают, что проектная деятельность способствует повышению уровня познавательного интереса, развитию творческой активности, приобретению знаний и умений посредством решения практических задач [1].
Вместо скучного процесса изучения теории или выполнения абстрактных, не привязанных к реальности практических работ, создаются новые идеи и концепции посредством активного процесса взаимодействия. При чем, это могут быть как исследовательские проекты, так и практические. Особенно ответственной и интересной является работа над дизайн - проектом по реальным запросам заказчиков или социальных партнеров. Примером может послужить проект по разработке и внедрению в производство коллекции одежды определенного назначения на конкретном предприятии. Работа может выполняться как индивидуально, так и в творческой группе [2] .
Как быть, если имеется конкретный заказ от предприятия по разработке эскизов моделей коллекции, ограниченные сроки, а студенты обучаются дистанционно?
В таких условиях электронная среда обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) может являться площадкой для реализации проектной деятельности обучающихся. Moodle имеет значительный набор средств коммуникации, которые отличают данную среду и особенно необходимы при реализации метода проектов. Для этого в системе существуют такие сервисы как форум, чат, обмен файлами любых форматов, рассылка, внутренняя почта и др. [3]
На первом, подготовительном, этапе работы преподаватель, который является руководителем проекта, создает обучающий курс в системе дистанционного обучения и предлагает список возможных тем. Все материалы размещаются на странице проекта. После определения проектной группы обучающихся создается «Форум» и «Чат», где происходит обсуждение темы, обучающиеся задают вопросы по работе над проектом. Студенты обсуждают проект между собой и с преподавателем, при чем, с помощью «Чата» данный вид деятельности происходит в режиме реального времени. Педагог, принимая участие в обсуждении, направляет обучающихся к пониманию идеи, определению и анализу проблемы, формулировке целей, подтверждает правильность выводов, формирует проектное задание обучающимся.
На данном этапе обсуждение работы в чате или форуме с преподавателем и другими обучающимися позволяет формировать такие коммуникативные общие компетенции, как умение выражать свои мысли в письменной форме, правильно формулировать вопросы и запросы в информационных поисковиках, осмысленное прочтение текста, взаимодействие с партнерами в группе и распределение обязанностей, взаимодействие с руководителем.
На следующем этапе происходит выполнение проекта. Студенты занимаются сбором необходимой информации, используя, практически не ограниченные, возможности дистанционной системы Moodle. При сборе и обработке информации проводятся консультации с руководителем проекта в системе Moodle через блок «Обмен сообщениями».
Изучение необходимого материала может осуществляться и посредством лекции, которая предоставляет обучающимся нужный теоретический материал по проекту в интересной форме. Лекция состоит из информационных страниц, каждая из которых заканчивается вопросом, на который обучающийся должен ответить. Переход на следующую страницу, возврат на предыдущую или переход в нужный раздел осуществляется в зависимости от правильности ответа. При необходимости, в системе размещается иллюстрационный и видеоматериал. Элемент «Гиперссылка» позволяет направить студента к источникам творчества, размещенным на просторах интернета.
Сформировать список определений по теме проекта позволяет такой элемент среды как «Глоссарий». Он может быть выполнен педагогом и применяться как дополнительная информация к проекту или использоваться как задание для обучающихся, давая возможность добавлять термины самостоятельно. Блок «Календарь» позволяет подробно спланировать все этапы работы над проектом с указанием даты предоставления отчета и напомнить обучающимся срок предоставления наработанного материала на проверку руководителю.
Работа над дизайн - проектом требует применения специальных программ для выполнения эскизов, коллажа, визуализации которые определяются самостоятельно студентом на основе индивидуальных предпочтений и возможностей программ. Предварительные результаты могут быть представлены руководителю через элемент курса «Задание». Таким же образом представляется индивидуальный проект. Для обсуждения работы по групповому проекту студенты могут общаться между собой и с руководителем через элемент курса «Чат» или «Форум». После консультаций вносятся корректировки в проект. Информация, полученная отдельными исполнителями, объединяется в общий проект, который выкладывается в элементе курса «Wiki» для ознакомления руководителя проекта и студентов. Данный элемент позволяет создавать нужный документ сразу несколькими исполнителями. В элементе «Wiki» руководитель видит вклад каждого участника проекта [4].
Реализация этого этапа способствует формированию навыков по использованию информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности, а также развитию способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению студентов и преподавателя.
Презентационные материалы (презентации PowerPoint, видео, доклады — определяются тематикой проектов и возможностями обучающихся) выкладываются в среде Moodle для общего обсуждения с помощью элемента «Файл». Обсуждение выполняется с использованием элемента «Форум».
По завершении работы обязателен оценочно-рефлексивный этап, где происходит самоанализ и самооценка деятельности, формулирование выводов по работе. Данный этап можно реализовать посредством элемента «Обратная связь». В таком элементе как «Анкета» удобно провести анкетирование и выяснить отношение студентов к выполненной работе. На данном этапе при разработке практического проекта, можно подключить к системе Moodle заказчиков, которые будут давать оценку с точки зрения реального внедрения его результатов в производство.
Помогает организовать работу над проектом сервис рассылки, который позволяет информировать всех участников проекта о предстоящих событиях. Moodle позволяет контролировать активность и «посещаемость» обучающихся, время их учебной работы в сети, увидеть тех, кто в данный момент работает в системе. Важной особенностью является то, что преподаватель может использовать любую систему оценивания. Отметки хранятся в сводной ведомости, их можно увидеть в любой момент. Кроме этого, в системе Moodle создается и хранится портфолио каждого студента: все выполненные им работы и оценки.
Таким образом, при реализации метода проектов при обучении по специальности дизайн, можно получить результат в реальных, воплощенных в материале, коллекциях моделей. Но более ценным является приобретенный опыт деятельности, именно он становится достоянием студента, формируя общие и профессиональные компетенции.
Проблемы, возникшие в мире в связи с пандемией, ускорили внедрение процессов, которые некоторое время назад находились на стадии теоретических разработок и обсуждения. Стало реальностью, активно обсуждаемое в течение последних двух десятков лет, дистанционное образование. Опыт работы учебных организаций всех уровней образования в условиях дистанционного обучения позволил накопить опыт и собрать богатый материал для исследования как самих методов, так и результатов перехода от классических форм обучения к инновационным. Результаты дистанционного обучения зависят от уровня его организации, качества разработанных материалов и педагогического мастерства педагогов. Современные информационные технологии имеют неограниченные возможности по размещению, обработке и хранению информации. Одна из самых сильных сторон Moodle — это большие возможности для коммуникации и общения, которые особенно важны при обучении методом проектов.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Возможности электронной среды обучения Moodle при реализации проектной деятельности в условиях дистанционного обучения по специальности дизайн
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.