Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ разделов учебника по информатике

28.12.2020 1064 1690
Федосеева Елена Витальевна
Федосеева Елена Витальевна, студент

Сафонова Людмила Анатольевна
Сафонова Людмила Анатольевна, канд. пед. наук, доцент

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

Развитие информационных технологий вносит новый элемент в содержание образования, школьного в частности. Знание основ информатики и вычислительной техники, а также умение использовать персональный компьютер становятся необходимым каждому современному человеку, то есть становятся общеобразовательными.

Форма представления данных определяется их конечным предназначением. В зависимости от этого данные имеют внутреннее и внешнее представление. Все эти данные для ввода в компьютер должны быть некоторым универсальным образом представлены в виде набора целых чисел, то есть преобразованы в формат внутреннего представления в компьютере. Важным понятием при представлении данных в компьютере является понятие системы счисления.

Проведём анализ того, как раскрывают данную тему авторы учебников информатики на примере учебников Л. Л. Босовой [1] и Н. Д. Угриновича [8].

Оба автора предлагают изучать данную тему в 8 класс. У Л. Л. Босовой данная тема первая в учебнике, в главе «Математические основы информатики». У Н. Д. Угриновича она рассматривается в первом параграфе 4 главы «Кодирование и обработка числовой информации», после главы о «Кодировании и обработки звука, цифровых фото и видео».

Л. Л. Босова данную тему разделила на  4 урока: «Общие сведения о системах счисления (СС)», «Двоичные СС. Двоичная арифметика», «Восьмеричные и шестнадцатеричные СС. Компьютерные СС», «Правило перевода целых десятичных чисел в СС с основанием q».  Н. Д. Угринович на данный параграф отводит 3 урока: «Кодирование числовой информации. СС», «Развернутая форма записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную СС», «Перевод из десятичной в произвольную СС. Двоичная арифметика». Считаем, что количества уроков в обоих учебниках  достаточно для полного раскрытия материала и для осознанного его понимания учащимися.

Теоретический материал, представленный в обоих учебниках примерно одинаковый. У Л. Л. Босова он более обширный: сначала говорится в общем о СС, их истории развития, видах. Потом кратко рассматриваются часто употребляемые СС (двоичная, восьмеричная, десятичная и шестнадцатеричная), на последнем уроке говорится о переводе чисел из одной СС в другую. При этом авторы приводят большое количество примеров. Изложение материала происходит в сопровождение презентации «СС», снабжённой анимацией. Её можно использовать как для фронтальной работы в классе, так же и для организации самостоятельной работы для учащихся.  

У Н. Д. Угриновича параграф разделен на 3 подпункта: 1) представление числовой информации с помощью СС, понятие СС, история происхождения и виды; 2) арифметические операции в позиционных СС; 3) перевод из одной системы счисления в другую.

Оба учебника полностью соответствуют обязательному минимуму обучения, зафиксированному в программе по информатике по ФГОС [7].

Рассмотрим особенности представления материала. В обоих учебниках он описан на достаточно простом языке, соответствует возрасту учащихся, поэтому и у них не возникает проблем в его понимании.

Учебник Л. Л. Босовой скупо иллюстрирован, но при этом много дополнительной информации. Тут нужно исходить из предпочтений учителя, если вы не хотите чтобы дети отвлекались на иллюстрации и яркие краски, то вам подойдет этот учебник – он строго выдержан, и имеет много познавательной информации. В учебнике достаточно информации, поэтому можно смело изучать дисциплину без помощи дополнительной литературы. У Н. Д. Угриновича же учебник имеет достаточное количество иллюстраций. Рисунки помогают разобраться в постановке некоторых задач, определений, принципах работы некоторых систем и устройств. Таблицы, схемы и графики помогают усвоению теоретического материала, структурируя его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное. В учебнике ни так много дополнительного материала, поэтому чтобы привести учащимся какие-либо примеры, придется использовать дополнительную литературу.

При изучении данной темы у обоих авторов предполагаются одинаковые методы и формы обучения: словесные И наглядные.

По учебнику Л. Л. Босовой при изучении данной темы предполагается использование мультимедийных средств обучения, электронных ресурсов, дидактических пособий, а именно:

  • презентация «Системы счисления»;
  • демонстрация к лекции «Развернутая форма записи числа»;
  • анимация «Непозиционные системы счисления»;
  • анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления»;
  • анимация «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел»;
  • анимация «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел»;
  • анимация «Умножение и деление двоичных чисел»;
  • анимация «Арифметические операции в позиционных СС»;
  • анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8,16»;
  • анимация «Схема Горнера»
  • анимация «Перевод недесятичных чисел в десятичную СС».

Учебник Н. Д. Угриновича четких указаний к использованию определенных мультимедийных средств не даёт.

Дифференцированные, проектные задания, задания для самостоятельной работы по данной теме, в обоих учебниках отсутствуют.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Анализ разделов учебника по информатике




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*