Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование ИКТ для формирования общих и профессиональных компетенций

28.12.2020 389 1799
Кононенко Наталья Владимировна
Кононенко Наталья Владимировна, преподаватель

Шипачева Ольга Григорьевна
Шипачева Ольга Григорьевна, руководитель СП СПО ТТЖТ

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Основным средством информационных технологий для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

Происходящие изменения в образовании привели к новому представлению об информационных технологиях [1,2]. Информационные технологии в образовании стали рассматриваться как область науки и техники, которая объединяет взаимосогласованную совокупность принципов, методов, способов и средств сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, передачи и отображения информации и знаний, инструментальных систем, их информационного и программного обеспечения, организационно-административных положений, регламентирующую и поддерживающую деятельность людей при создании, реализации, распространении, сопровождении и развитии образовательных технологий. При организации любой технологии обучения важнейшей задачей для учебного заведения является обеспечение обучаемых качественным набором учебно-методических ресурсов [6]. В рамках комплексной программы информатизации во многих вузах ведется работа по разработке Интернет-Порталов информационно-образовательных ресурсов учебного заведения. Основной задачей таких порталов является повышение качества информационного сопровождения учебного процесса. Немаловажную роль в этом процессе играет в первую очередь методическое обеспечение учебного процесса, в том числе, и с использованием электронных методических материалов. Для решения этих проблем важным является решение задачи создания единой базы данных электронных учебно-методических ресурсов. Попутно организация подобных порталов позволяет решать задачу, касающуюся внедрения дистанционных образовательных технологий в традиционный учебный процесс.

Одним из основных элементов современного оснащения учебного заведения является мультимедийное оборудование, в состав которого, как правило, входит – проектор, интерактивная доска, документ камера, веб-камера, рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером, который подключен к локальной компьютерной сети вуза. Данное оборудование применяется для проведения лекций, семинаров, контроля знаний студентов, проведения защит квалификационных работ, защит магистерских и кандидатских диссертаций, обучению групп студентов. Использование мобильной клавиатуры с мышью делает возможным управлять компьютером непосредственно с места студента и делает доступным вмешательство преподавателя в действия студента находясь на своем рабочем месте, их применение очень удобно при чтении лекций и докладов, так как нет необходимости подходить к компьютеру для совершения каких-либо действий. Интерактивная доска используется для перевода в электронный вид основных выводов, формул, пояснений и т.д. при чтении лекций. Документ-камера очень удобна при разборе контрольных работ и проверочных тестов на бумажных носителях, когда наглядно представлены сделанные ошибки, если таковые имеются, и правильно решенные задачи и примеры. Веб-камера имеет возможность подключения к микроскопу, что позволяет применять ее в учебном процессе для демонстрации аудитории объектов (шлифов сплавов и т.д.), полученных при лабораторных работах студентов, а также для демонстрации аудитории мелких образцов минералов, кристаллов и т.п. В целом применение мультимедийных средств обучения повышает качество усваивания материала и улучшает взаимодействие студент – преподаватель.

Реализация применения информационных технологий хотя бы в таком минимальном объеме, позволит решить ряд образовательных проблем: создать открытую учебную архитектуру; осуществлять информационную поддержку развивающего обучения на основе интегрированных информационных ресурсов; активизировать использование информационных и коммуникационных технологий в образовании; сочетать возможность традиционного и современного способов обучения; формировать информационную культуру различных категорий пользователей; интегрировать образовательные продукты и услуги в единое информационное пространство.

В рамках модернизации российского образования обучение студентов в средних специальных учреждениях предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общих и профессиональных компетенций. Важное место в формировании компетенций отводится информационно-коммуникационным технологиям.

Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что компетентностный подход заложен в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, ориентированный на овладение общими и профессиональными компетенциями.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Использование ИКТ для формирования общих и профессиональных компетенций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*