Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Толерантность – привилегия сильных и умных!

28.12.2020 330 547
Рябко Владимир Анатольевич
Рябко Владимир Анатольевич, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные ценности. Молодёжь, и в особенности студенчество, оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений (национализма, насилия, наркотиков, алкоголя, табакокурения, криминала и т.д.). Причинами подобной ситуации является и неэффективная пропагандистская работа средств массовой информации, падение уровня воспитания в семьях. Студенчеству, составляющему молодёжную элиту сегодня, предстоит завтра работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных отношений.

Поэтому наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы со студенческой молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности.

Толерантность – не уступка, снисхождение или притворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, а также привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций. Поэтому, необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. [1]

История изучения проблемы толерантности указывает на то, что толерантность в настоящее время не может рассматриваться исключительно как модный лозунг или как дань политической моде. В науке и практике особенно остро встают следующие вопросы:

  • как можно сформировать толерантное отношение людей друг к другу?
  • как можно решить проблему межэтнических конфликтов?
  • как можно научиться воспринимать социальные, физиологические и другие отличия людей и уважительно к ним относиться?
  • какова должна быть стратегия толерантности сегодня?
  • каковы «границы» толерантности?
  • где кончается толерантность и начинаются равнодушие, попустительство, конформизм?

Также существует множество факторов формирования толерантности:

  • окружающая среда как средство приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения;
  • культурные традиции;
  • средства массовой информации, искусство, литература;
  • индивидуально-типологические особенности человека, его образ жизни и др.

В современной теории и практике толерантности нет однозначных ответов на поставленные вопросы. До конца не разработана теория толерантности, которая отвечала бы особенностям современного мультикультурного плюралистического общества и процессам глобализации и обеспечивала бы необходимый политический и моральный консенсус в таком обществе. Толерантность остается одной из самых противоречивых ценностей современного общества. Однако эта противоречивость не снижает ее значения, а скорее отражает крайнюю сложность того мира, в котором обречен жить современный человек.

Современный словарь иностранных слов даёт определение толерантности: «Толерантность» - (лат. Tolerantia – терпение) - терпимость, снисходительность к кому-либо , чему-либо. Такое определение достаточно пространно и охватывает очень широкий круг проблем, касающихся, в том числе и студенчества. Можно было бы говорить о толерантном отношении студента к преподавателю, взаимоотношениях между студентами разных курсов (противостояние «новенькие – старенькие», например), специальностей – в общей, любыми малыми группами, об элементарной вежливости. Но в данном случае следует рассматривать более конкретное определение, которое выявляет сущность толерантности как общественного явления: толерантность – искренняя, осознанно уважительная терпимость, специфическая психологическая установка, ориентирующая на уважительное восприятие чужой этнической, религиозной самостоятельности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности, как достойных уважения.

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов.

Проблема толерантности в студенческой среде одна из наиболее ярчайших, так как именно начиная учиться в профессиональных образовательных организациях, они начинают сталкиваться с большим количеством людей, с другой верой, культурой, внешностью и взглядами на жизнь. Поэтому объяснять молодому поколению то, что в мире много людей, все они разные, но при этом имеют равные права на существование нужно с раннего детства. С другой стороны, у кого вставал вопрос о нетерпимости к другой национальности или конфессии в 1-7 классах? Тем не менее, основные знания о мире человек получает в первые 3 года своей жизни - соответственно, в это время и нужно учить ребёнка толерантности, так как в более позднем возрасте это проявится.

Но есть одно НО! Учить ребёнка толерантности, а самим быть не толерантным – безрезультатно. Представьте себе ситуацию, когда отец объясняет сыну, что есть разные национальности, к ним нужно относиться терпимо, но при этом ругает работников рынка и нецензурно выражается в адрес граждан кавказской национальности! Из приличия ребёнок послушает эту информацию, как и любое папино наставление, но выполнять его по жизни, вряд ли будет. В студенческой среде развивать толерантность необходимо совместной работой студентов, причем, желательно не соревновательной, а коллективной! Это может быть сборная студенческая группа, где ребята постоянно находятся плечом к плечу, вместе учатся. Участие в общественной жизни профессиональной образовательной организации так же объединяют студентов: это различные КВНы, студенческие советы, профком, различные творческие кружки, волонтерство.

Чтобы способствовать формированию толерантного сознания и препятствовать распространению экстремизма и насилия в России необходимо, прежде всего, формировать у людей в частности у молодежи, уважение к разнообразию различных мировых культур и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающиеся по внешности, языку, убеждениям, отражать разнообразие идей в обществе. В первую очередь это, конечно, задача средств массовой информации, не меньшую роль играет здесь и воспитательная работа. Прививать толерантность необходимо как можно раньше так как согласно психологическим исследованиям, для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности, оптимальным возрастным периодом является юношеский, к которому бесспорно относится студенчество. Необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой частью молодёжи является именно студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества.  

Толерантность для студента подразумевает отношения внутри студенческой среды и, конечно, вне её. Контролировать эти отношения довольно сложно, поскольку они зависят от личной культуры каждого. Таким образом, необходимо не только пропагандировать идею толерантного отношения, но и поднимать общий уровень культурного развития студентов.  

Решить эти вопросы под силу студенческому самоуправлению. К своим сверстникам студенты прислушаются быстрее, чем к представителям старшего поколения. Наилучший способ установления толерантных отношений – совместная деятельность. В этом смысле студенческие отряды, творческие объединения способны сделать гораздо больше, чем информационно-просветительская деятельность.

Возраст студенческой молодёжи – это наиболее оптимальный период для формирования толерантности, чему способствуют: внимание к вопросам собственной культурной идентичности, их интерес к образу жизни других людей, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, стремление заявить о своем мнении по многим актуальным проблемам, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности. При этом препятствиями формирования толерантности являются повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм некоторых молодых людей, стереотипизация мышления, навязанная окружающей средой, группомыслие. [3]

Процесс формирования толерантности молодого человека связан с социальным воспитанием, что предполагает создание соответствующей социокультурной среды в профессиональной образовательной организации, ориентированной на самореализацию личности с учетом специфики социальной ситуации и особенностей ее развития. По мнению многих авторов, занимающихся исследованием этой проблемы, психолого-педагогическими условиями формирования толерантности у студенческой молодёжи являются:

  • взаимодействие студентов с иными культурами в среде, привлекательной и ценной для них;
  • проблематизация отношений студентов к представителям иных культур и образа жизни;
  • организация специальных дискуссий для соотнесения мнений студентов по этим проблемам;
  • организация рефлексии студентами этих отношений;
  • оказание помощи студентам в овладении умениями ведения диалога, критического мышления, анализа своей и чужой точки зрения.

Эффективность формирования толерантности зависит от особенностей позиции преподавателя, выражающейся в его отношении к студентам, в толерантности к молодёжной субкультуре, в признании свободы их ценностного самоопределения. Толерантное поведение, по нашему мнению, можно отнести к социальнокультурными компетенциями, которые будут способствовать эффективной профессиональной подготовке будущего специалиста. [2]

Воспитание толерантности в человеческих отношениях является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке, что обуславливает необходимость разработки особых подходов к организации учебного-воспитательного процесса в образовательной организации, созданию соответствующей социокультурной среды, выбору конкретных форм и методов развития духовного потенциала студентов, формированию у них толерантного отношения к людям разных культур и убеждений.

Важнейшей характеристикой демократического государства является толерантность взглядов и суждений его граждан. Развитие гуманного общества предполагает повышение уровня толерантности современного человека. [3]




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*