Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогическое исследование «Православные храмы Кубани как источник формирования духовно-нравственных ориентиров современной молодёжи».

22.08.2011 2229 1 7239
Блёсткина Наталья Сергеевна
Блёсткина Наталья Сергеевна, преподаватель гуманитарных дисциплин

Армавирский машиностроительный техникум

Актуальность исследования определяется сложившейся ситуацией в нашей стране в настоящее время и обусловлена преобразованиями в общественной жизни, переоценкой ценностей в сознании людей. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, отразились на духовно-нравственных ориентирах подрастающего поколения. Проблема актуальна еще и тем, что за предыдущие годы выросло целое поколение людей, оторванных от духовных корней своего народа, которые сегодня являются родителями учащихся. Вследствие сокращения численного состава семьи и увеличение занятости женщин снизилось образовательная роль семьи.  В связи с этим, возникает потребность в возрождении национальных традиций, духовных ценностей, к приобщению к религиозным ценностям.


Объект исследования –  духовно-нравственных ориентиры современной молодёжи, их осведомлённость о православной культуре.


 Предмет исследования - формирование духовно-нравственных ориентиров учащихся, путём приобщения их к православной культуре.


Цель данной работы изучение и анализ духовно-нравственных ориентиров  современных подростков.


Гипотеза исследования. Формирование духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения  будет наиболее эффективным, если содержание нравственного  воспитания будет основываться, прежде всего, на знаниях религиозных ценностей и культуры своего народа.


Главными задачами данного исследования являются:
1. Изучение духовно-нравственных ориентиров современных подростков.
2. Определение уровня осведомлённости современной молодёжи об особенностях православной культуры в своём регионе.
3. Разработка рекомендаций по повышению уровня осведомлённости студентов о духовных и религиозных ценностях своего народа.


Методологическую основу исследования составляют теории о взаимосвязи и взаимообусловленности патриотического и нравственного сознания и сформированности социального опыта под влиянием окружающей социально-культурной среды и воспитания


Теоретической основой исследования явились концепции патриотического воспитания и образования (Н.И. Болдырев, А.В. Беляев, К.А. Сиволобова); фундаментальные идеи, концепции, по педагогике этноса (B.Н. Волков, Л.Н. Гумилев); идеи о творческом наследии прошлого (В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский); регионализации образования (Н.И. Бондарь, Г.Н. Волков, М.А. Кузьмин, А.В. Маслов). Исследование базируется на программе Федерального агентства по образованию, реализуемую в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на  2006 – 2010 годы» от 11.07.2005 № 422.


Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы эмпирического исследования: анализ культурологической, историко-этнологической, психолого-педагогической литературы; сравнительно-сопоставительного анализа; исторической реконструкции; обобщения и систематизации полученных результатов,
 опрос, анкетирование, интервью.


База исследования:  Армавирский машиностроительный техникум.

Исследование проводилось в три этапа. 


На первом этапе осуществлялось накопление данных путем теоретического анализа  психолого-педагогической и методической литературы, разнообразных сведений о православных храмах города Армавира.
На втором этапе проводилось определение духовно-нравственных ориентиров учащихся, и уровня их знаний об особенностях православной культуры.   На третьем этапе  были  обобщены и систематизированы полученные результаты, сделаны выводы, даны рекомендации.


Научная новизна исследования состоит в изучении духовно-нравственных ориентиров и жизненных приоритетов современных подростков, в определении уровня осведомлённости современной молодёжи об особенностях православной культуры, в разработке рекомендаций по повышению уровня осведомлённости студентов о православных ценностях.


Теоретическая значимость исследования. Собран и обобщен материал об истории православных храмов города Армавира, проанализированы теоретические положениями о сущности патриотического и нравственного воспитания в условиях возрождения традиционных православных ценностей.


Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебном и воспитательном процессе для приобщения молодёжи к духовным ценностям своего народа, воспитания чувства патриотизма.


Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным цели и задачам; методологической обоснованностью логики исследования, опытно-экспериментальной работой.


 Для ознакомления с историей становления православных храмов города Армавира учащимся было предложено собрать и проанализировать информацию из различных источников, систематизировать её, представить в виде рефератов и презентаций.


Для определения уровня духовно-нравственных ориентиров современной молодёжи нами было проведено исследование среди 126 студентов первого курса  АМТ с целью - выяснить, насколько религиозна современная молодежь, и каковы ее ценностные установки в жизни; какой государственный или общественный институт оказывает на молодежь наибольшее воспитывающее влияние. Для этого было проведено анонимное анкетирование, в ходе которого студентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы себя  верующим человеком?

2. К какой религиозной конфессии  Вы себя относите?

3. Как часто Вы посещаете храм?

4. Читаете ли Вы Библию?

5. Соблюдаете ли Вы пост?

6. Что для Вас является наивысшей ценностью?

7. Каких нравственных качеств, по Вашему мнению, не достает у современной молодежи?

8. Доводилось ли Вам обманывать близких Вам людей?

9. Если Вы слышите, что Ваши ровесники используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то Вы:

10. Опишите своё отношение к психически больным и умственно отсталым людям?

11. Считаете ли Вы, что на грубость  надо отвечать тем же?

12. Раздражают ли Вас старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах?

13. Как вы думаете, для чего нужна  религия в современном обществе?

14. Доставляет ли вам удовольствие, если вашим обидчикам достается по заслугам?

15. Можете  ли Вы прощать  нанесенные Вам обиды?

16. Если Вы увидели лежащего на улице человека, какими будут Ваши действия?

17. Как Вы обычно относитесь к тому, что рядом с вами живут люди другой национальности или религии?

 

Анкетирование выявило следующие результаты:

Хотя больше половины опрошенных считает себя верующими (55%), но  храмы почти не посещают  (редко – 83%), посты не соблюдают  (76% - никогда), библию не читают (регулярно читают только 3%).

В общении возможна брань (на нее не обратят внимания 59% опрошенных);

Безразличие к психически-  и  умственно-больным людям (31%);

Раздражительность по отношению к старикам  (всегда раздражаются 7%, редко-34%, итого- 48%);

Злорадство по отношению к обидчикам, если им достается по заслугам (24% - всегда, 41% - часто),

Неумение прощать (редко прощают 26%, никогда-3%);

Равнодушие к ближнему, попавшему в беду (20% пройдут мимо лежащего на улице человека);

Нетерпимость по отношению к представителям другой религии (10% недовольных).


Результаты анкетирования, указывают так же на то, что

часть представителей молодого поколения страдает от нехватки доброты (14%),

культуры и воспитанности (17%),

терпимости и вежливости (17%),

что наивысшей ценностью для молодежи является семья (79%)  и доброта (7%).

Далее для приобщения к общечеловеческим и христианским ценностям была проведена встреча с представителем духовенства.

 

Опираясь на проведённые исследования и анализируя полученные результаты, мы пришли к  выводам:

Уровень духовно-нравственного воспитания у подростков не достаточно высок, в связи с этим возникает необходимость к приобщению их к духовным ценностям, культуре своего народа. Проведенное исследование показало, что социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, отразились на духовно-нравственных ориентирах подрастающего поколения.


Результаты работы, связанные с ознакомлением с историей становления православных храмов города значительно расширили кругозор учащихся об истории становления храмов в городе Армавире.


Исследование, направленное на определение уровня духовно-нравственных ориентиров учащихся показало, что духовно-нравственные ориентиры у многих опрошенных студентов опираются, прежде всего, на материальные ценности, и только потом на духовные, а уровень знаний о традициях и религиозных ценностях своего народа у большинства студентов достаточно низок. В связи с этим, следует в учебно-воспитательном процессе больше уделять внимания формированию правильных жизненных ориентиров, путём приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим и религиозным ценностям.

После состоявшейся беседы о нравственности подростков и источниках её формирования с представителем духовенства многие студенты задумались о смысле жизни и выборе своего пути в ней, у многих появилось желание пойти в церковь.


Для того чтобы пробудить любовь к Родине, уважение к представителям других религий и культур необходимо совершенствовать процесс патриотического воспитания, с учётом современных требований и учитывая возрастные особенности подростков. Для этого особенно важно развивать информационную базу о моральных и нравственных основах, обычаях, и нормах поведения, принятых в данном сообществе людей.  Такую работу целесообразно проводить не только в процессе обучения, но и на внеурочных мероприятиях, с привлечением представителей старшего поколения и духовенства.


Молодежь готова к контакту с Церковью, но осуществлять его  нужно ненавязчиво. Уроки религиоведения, на которых учащиеся узнавали бы об истории  и традициях разных религий, о сходстве и различиях  религиозных обрядов, о различиях между конфессиями в рамках хотя бы одного христианства были бы всем интересны. Ведь религия – это часть нашей культуры.


Данная работа имеет не только большое познавательное, но и воспитательное значение. Благодаря проведённой исследовательской работе студенты смогли детально ознакомиться с историей становления христианских храмов своего города, приобщиться к духовным и нравственным ценностям.

 

Список литературы:

1. Д. Лихачев Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет, Л.: Советский писатель, 1989, 608с

2. С.Н. Ктиторов, В.Г. Шнайдер История Армавира до 1917 г. – Армавир, 2009. 

3. Пивоваров Б. Образование и Православие./НЕВ№5(85),2009,-www.orthedu.ru.

4. Ю.О. Сердюк «Менталитет народов Кавказа» /«География», 2004

5. «Основы профессионально-педагогической деятельности» Н. И. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. Москва. Издательство «Мастерство», 2002.

6. Рабочая книга методиста куратора в СУЗе» Б. В. Кабарухин, В. Ф. Яненко, Л. Ф. Пшеничная. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003. 

7. Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель С. Соловейчик – Москва, Политиздат, 1982.

8. Саенко О.Е., Айдунова О.Н. Теория и практика воспитательной работы в колледже. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008.

9. Максюта Н. Патриотизм, приоритетное направление социальной политики // Патриот отечества. – 2006. - №6 – с 2.

10. Квятковский Ю. Новые стандарты новой программы патриотического воспитания //  Патриот отечества. – 2008. - №1 – с 2.

11. Концепция воспитания студентов АМТ, принятая на Совете АМТ. / Протокол № 12 от 15. 15. 2001.

12. Доклад «Педагогические идеи К.Д.Ушинского» /   Методическая разработка директора АМТ Крупновой И.Г., 2004.

13.   http://www.pravoslavie.ru/smi/45576.htm



Назад к списку

Комментарии
Простите, а Ваш Папа не тот ли Блёсткин что играл в молодости на трубе и был прапорщиком
Анатолий

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*