Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время происходит стремительная модернизация системы образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения.
Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые несут за собой эти информационные и коммуникационные технологии и новые модели деятельности вкупе с новыми социальными требованиями мирового сообщества, требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. Новые технологии приобретения знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний должны способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения.
С учетом модернизации обучения актуальным сегодня является активное использование компьютерных технологий. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнений. Но процесс их поиска и реализации, связанный с развитием нетрадиционных форм, методов и средств обучения, основанных на преимуществах компьютерных технологий, вызывает острые дискуссии среди педагогов. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, и без нее обучение невозможно. Но степень этой активности в реальной действительности неодинакова при использовании различных методов и средств обучения.
Идея включения в учебный процесс разнородных источников информации, преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе значима не только для студентов, но и для педагогов, также оказавшихся в ситуации «информационного взрыва». Принципиально важным при этом становится одновременное повышение информационной культуры как студентов, так и педагогов. Наметившийся в последние годы разрыв между умением ориентироваться в современной медийной среде у преподавателей и студентов должен быть либо преодолен, либо сознательно использован педагогом для повышения качества процесса обучения. Это может произойти в тех случаях, когда преподаватель переводит обучение в режим диалога, открытого для любой информации, когда поводом для изучения и исследования становится любое явление культуры, вызывающее интерес у аудитории.
Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности) на основе развития критического мышления, выработки собственных концепций на базе информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи.
Одним из наиболее широких направлений внедрения информационных технологий в среднем профессиональном образовании является применение прикладного программного обеспечения.
Рассмотрим возможности информационных технологий, позволяющие повысить качество подготовки студентов в системе среднего профессионального образования на примере Саранского государственного промышленно-экономического колледжа (СГПЭК).
Политика СГПЭК в области качества образования направлена на эффективное решение экономических и технологических проблем Республики Мордовия путем подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами. В колледже осваиваются новые производственно-технологические решения, применяется современное оборудование, методы организации учебного и воспитательного процесса. Усовершенствование практических навыков и приобретенных компетенций студентов в соответствии с требованиями времени проявляется в активном использовании прикладных программных продуктов в учебном процессе.
В прикладное программное обеспечение его можно разделить на основные группы:
- проблемно-ориентированные программные продукты и пакеты,
- системы автоматизированного проектирования (САПР),
- методо-ориентированные пакеты прикладных программ,
- пакеты прикладных программ общего назначения,
- интеллектуальные информационные системы,
- офисные пакеты прикладных программ,
- программные средства мультимедиа.
В СГПЭК применяются следующие программы из перечисленных групп.
Проблемно-ориентированные – это обширная группа пакетов программ, разработанных для автоматизации процессов решения различных функциональных задач в промышленной и непромышленной сферах деятельности.
Студенты специальностей «Бухгалтерский учет» и «Менеджмент» получают знания и осваивают навыки работы в программной среде 1С.Предприятие 8.1. Выпускники специальностей «Автоматизированные системы обработки информации и управления»и «Информационная безопасность» имеют опыт работы в режиме конфигурирования 1С.Предприятие 8.0. На лекционных занятиях изучаются основы построения информационных систем, а на лабораторных занятиях реализуются проекты прикладного характера, например, система автоматизации работы библиотеки.
Одним из показателей качества подготовки студентов специальности «Правоведение» является умение работать в справочно-информационных системах «Гарант» и «Консультант Плюс». Владение навыками работы в этих средах является важным фактором при трудоустройстве выпускников. Для поддержки системы менеджмента качества в колледже используется автоматизированная система оценки качества образовательных услуг, которая позволяет обрабатывать информацию о показателях работы преподавателей и студентов, проводить анкетирование студентов для выяснения их мнения о качестве образовательных услуг, оказываемых колледжем.
Пакеты прикладных программ общего назначения и офисные программы изучаются студентами колледжа в курсе «Информатика» на первом году обучения. А затем совершенствуются и поднимаются на новый качественный уровень на втором курсе в рамках дисциплин «Информационные технологии» на специальностях «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и «Информатика» на специальностях экономического и технического профиля. На втором курсе больше внимания уделяется непосредственно способам применения информационных технологий для решения профессиональных задач.
Из программ общего назначения в колледже применяются широко распространенный пакет MSOffice и группа программ OpenOffice. Наряду с профессиональными знаниями квалифицированное использование программных продуктов MSWord, Excel, PowerPoint, Outlook позволит выпускникам любой специальности достойно реализовать себя в профессиональной деятельности.
Студенты и преподаватели колледжа имеют возможность работать в сети Интернет, функционирует локальная сеть, соответственно развиваются навыки работы с поисковыми системами и сетевыми программами. Ресурсы глобальной сети используются при организации самостоятельной работы студентов колледжа.
Студенты специальностей «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления» на занятиях по специальным дисциплинам учатся применять средства VBAв Excel 2007 для решения практических задач из экономических, технических и социальных отраслей деятельности. Например, при реализации численных методов, методов оптимизации и статистического анализа данных при изучении дисциплин «Математические методы», «Пакеты прикладных программ», «Численные методы», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Для получения проектно-конструкторской документации активно используются системы автоматизированного проектирования. Из данной группы прикладных программ в СГПЭК имеются программные продукты КОМПАС – 3DLTV10, Вертикаль v10, Гемма 2D и 3D, AutoCad. САПР применяются на технических специальностях при изучении дисциплин «Компьютерная графика», «Системы автоматизированного проектирования», «Программирование для оборудования с ЧПУ». Под руководством преподавателей колледжа студенты участвуют в республиканских конкурсах по профилю специальности.
В 2010 году студенты компьютерных специальностей получили возможность программирования в среде DELPHI 2009 на занятиях по дисциплинам «Основы алгоритмизации и программирования» и «Технологии разработки программного продукта». Преподаватели колледжа применяют на этих занятиях такой вид учебной деятельности как метод проектов.
На качественном уровне выполняются курсовые работы на базе MicrosoftSQLServer2005 при изучении дисциплины «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем».
Студенты специальности «Сварочное производство» имеют уникальную для Мордовии возможность приобретения профессиональных навыков работы на высокотехнологичных программно-управляемых лазерных и плазменных установках для резки металлов. Для работы промышленного оборудования составляется пакет заданий в среде MAZAK и Sigma-Nest, который затем управляет процессом резки. Студенты проходят практику на территории Ресурсного центра, оборудованного по последнему слову техники, получая востребованную современную рабочую профессию «Оператор лазерной и плазменной резки».
Применение мультимедиа-технологий позволяет задействовать все органы чувств человека для постижения нового, формирует красочный, объемный образ изучаемого объекта, способствует лучшему усвоению предъявляемого материала.
Программные средства мультимедиа представлены в колледже в виде игровых программ, графических редакторов. На третьем курсе студенты специальности « Автоматизированные системы обработки и управления» изучают курс компьютерной верстки и дизайна в программе AdobePhotoshop. На конкурс исследовательских работ студентов в конце учебного года наши студенты часто представляют видеоролики, которые они готовят на занятиях в программе WindowsMovieMaker.
Чтобы обеспечить качество образовательного процесса, преподаватели постоянно совершенствуют свои навыки владения современными информационными технологиями, например, уровень создания и применения учебных презентаций, разработанных в PowerPoint. Составление электронных презентаций студентами является одним из видов домашнего задания. Задается тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к ним добавить соответствующие комментарии. Презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы.
Преподаватели колледжа создают электронные учебники с помощью свободно распространяемых прикладных программ-конструкторов, например, TeachBookConstructor, либо в среде гипертекстовых документов с помощью MSFrontPage. Разрабатываются тестовые задания по дисциплинам в системе Moodle, которые в дальнейшем используются в процессе обучения, выполняя как обучающую, так и контролирующую диагностическую функцию. Применение прикладных программ при разработке методического обеспечения дисциплин придает им более завершенный характер, повышая их качество.
Активное внедрение прикладного программного обеспечения в учебный процесс делает обучение студентов в колледже более интересным, повышает мотивацию студентов, делает шире круг их компетенций. Все эти факторы являются показателями качества предоставляемых образовательных услуг в СГПЭК, что способствует достижению стратегических целей колледжа. Рассмотренные программные продукты необходимы и полезны в учебном процессе, а также при развитии навыков исследовательской деятельности студентов других ссузов. Имеет смысл интенсивное применение и других прикладных программных продуктов в образовательных программах средних профессиональных учебных заведений.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Георгий Тепнадзе
Евгений Дюньков