Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие волевых свойств личности подростков средствами психотехнических игр

28.12.2020 527 766
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Бурченкова Елизавета Андреевна
Бурченкова Елизавета Андреевна, студент

Вятский колледж культуры

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273,«Примерная основная образовательная программа основного общего образования» от 8 апреля 2015 г. № 1/15 и др., формирование личностных качеств у подростков является одним из приоритетных направлений социальной политики государства поскольку они обладают универсальной способностью в комплексе решать задачи развития личности обучающихся, преодоления трудностей переходного периода, успешного вступления во взрослую жизнь.

На формирование волевых качеств подростков влияет множество разно плановых факторов, в состав которых большинством исследователей, изучающим проблематику формирования волевых качеств, включаются и психотехнические игры, поскольку они позволяют развить волевые качества, познать себя как личность. Их можно использовать, как во время учебных занятий, так и вовремя вне учебной деятельности. Волевые качества формируются в процессе получения жизненного опыта личности, ее становления, и для каждого подростка, родителя и педагога это всегда значимая, практическая задача, от результативного решения которой во многом зависит настоящее и будущее подростка как в учебной, так и в постоянно расширяющейся и усложняющейся вне учебной жизнедеятельности, так как способность преодолевать трудности в сложных ситуациях связана с наличием у человека развитой системы волевых качеств.

Актуальность темы обусловлена и сложностью однозначного решения данной проблемы в педагогической науке. Каждое новое поколение подростков вступает во взрослую жизнь в новых социальных условиях, испытывает на себе воздействие как новых, так и старых, но значительно переформатированных факторов, и на каждом новом этапе развития общества проблема формирования волевых качеств у подростков, в том числе и средствами физической культуры, требует научного переосмысления, переработки приемов, форм, методов решения.

Таким образом, выбор темы исследования обусловливается необходимостью, как теоретического переосмысления, так и практического решения задачи формирования волевых качеств, особым характером и возможностями влияния на этот процесс средств психотехнических игр.

Проблема исследования заключается в пассивном использовании психотехнических игр в педагогическом процессе.

Цель исследования: изучить особенности волевых свойств личности подростков средствами психотехнических игр.

В работе дана характеристика волевым свойствам личности, выделены особенности волевых свойств личности подростка, определены факторы, влияющие на развитие волевых свойств личности подростков, осуществлён подбор психотехнических игр на развитие волевых свойств личности подростков, используемых в педагогическом процессе, исследован уровень развития волевых качеств у подростков.

Научная новизна исследования заключается в том, что: составлена система проведения психотехнических игр на развитие силы воли у подростка.

При рассмотрении характеристики волевых свойств личности дано понятие воли: воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. (И.М. Сеченов) [1] По мнению С.Л. Рубинштейна воля определяется как действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву.

При выделении особенностей волевых свойств личности подростка определены ступени развития волевого действия. Первая ступень – постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Следующей ступенью волевого действия является мысленное планирование – как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. Последней ступенью в волевом действии является исполнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. [2, с. 218]

Определение факторов, влияющих на развитие волевых свойств личности подростков. Исследованиями установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

  • Мировоззрения личности;
  • Моральной устойчивости личности;
  • Степени общественной значимости поставленных целей;
  • Установки по отношению к деятельности;
  • Уровня самоуправления и самоорганизации личности. [5, с. 140]

При осуществлении подбора психотехнических игр на развитие волевых свойств личности подростков, используемых в педагогическом процессе определено, что психотехнические игры могут проводиться в форме: интенсивного курса, регулярных занятий или эпизодических встреч. Эти формы отличаются, прежде всего, объемом и плотностью работы. [4]

Психотехнические игры, как метод предполагают творчество, общение, самопознание. Психотехнические игры – это миниатюрная модель акта коммуникации. Нет единственно правильного решения – всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз заново. Участие в этих играх дает бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает к искусству «отвечать без подготовки», позволяет переживать радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов. Работа с психотехническими упражнениями – хороший стимул включения неиспользованных психических резервов. Она дает дополнительный толчок личному развитию. [3]

При исследовании уровня развития волевых качеств у подростков была использована методика Н. Н. Обозова. Было выявлено, что студентов с низкой силой воли нет. Студентов с высокой силой воли меньше половины. Большинство студентов со средней силой воли.

По результатам исследования был сделан вывод, что у тестируемых уровень воли – средний. Поэтому автором курсовой работы было разработано и проведено серия психотехнических игр направленные на развитие силы воли. Для того чтобы развить силу воли, необходимо развить волевые свойства личности.

Психотехнические игры направленные на развитие силы воли: «Колесо успеха», «Найди квадрат», «Тайм-менеджмент», «Вне круга», «Движения по одному», «Шарики в воздухе», «Встаньте с мест», «Говори по сигналу», «Психологическое время», «Сядьте так, как…», «Препятствия», «Падение со стула», «Царевна Несмеяна».

Для развития волевых свойств личности подростков в процессе обучения, педагогам рекомендуется создавать следующие условия:

  1. Контролировать сдачу задания в назначенные сроки, без послабления.
  2. Вводить в учебный процесс игровые упражнения, направленные на развитие волевых свойств личности.
  3. Лично демонстрировать наличие волевых свойств личности.
  4. В процессе обучения дать навык умения ставить перед собой цели и добиваться их.

Как минимум один раз в неделю уделять 15-20 минут на проведение психотехнических игр, направленные на развитие волевых свойств личности подростка (желательно это делать в один и тот же день и в одно и то же время).

Тем самым гипотеза подтверждена, цель достигнута.

Данная работа может быть использована студентами Вятского колледжа культуры при изучении МДК «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», а также педагогами и руководителями в образовательных учреждениях с целью повышения качества обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие волевых свойств личности подростков средствами психотехнических игр




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*