Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности

28.12.2020 2141 3200
Кривицкий Андрей Владимирович
Кривицкий Андрей Владимирович, преподаватель

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Основной целью модернизации образования является достижение нового качества образования, отвечающего новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям её развития. Одно из условий реализации этой задачи – обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, с новым уровнем личностного и профессионального развития, новым содержанием, дополнительными характеристиками, педагогическими умениями. В связи с этим особую актуальность приобретает методическая работа в образовательном учреждении, которая способствует развитию профессиональной компетентности преподавателя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях.

Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включёнными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность преподавателя, преподаватель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.

Современный этап развития российского общества, реформирование всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой задачи во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал, свои способности и склонности. Время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию всё возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования, являющегося ведущей задачей его модернизации. Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса.

  1. Понятие и сущность проблемы управления научно-методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса

Научно-методическая работа как особое направление в педагогике появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы. Не случайно научно-методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа, в которых появляется и новая должность заместителя директора образовательного учреждения по научно-методической работе. Вместе с тем, анализ существующей практики показывает, что в системе управления учебно-воспитательным процессом научно-методическая работа ещё не стала важнейшим фактором достижения высокого качества образования. Одной из причин этого является пока недостаточная разработка теории вопроса и соответствующих технологий её реализации.

Классическое определение понятия научно-методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, повышению педагогического мастерства; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта; созданию авторских методических разработок для реализации государственного стандарта образования, успешного осуществления образовательного процесса, повышения качества общего среднего образования.

В последние годы произошёл переход к пониманию сущности научно-методической работы как целостной, многоуровневой, многофункциональной открытой системы, как инновационной деятельности образовательного учреждения.

Цель научно-методической работы в образовательном учреждении – подготовка преподавателей к методическому сопровождению приоритетных направлений развития образования.

Критериями и показателями влияния научно-методической работы на учебно-воспитательный процесс являются:

  • удовлетворённость педагогов научно-методической работой;
  • личностно-профессиональный рост педагога;
  • рост качества и результативности учебно-воспитательного процесса.

Задачами научно-методической работы специалисты признают следующие:

  • управление развивающейся системой непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов;
  • повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей; инициирование педагогического творчества; освоение современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования;
  • дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
  • планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов;
  • создание единого информационного пространства и регуляция информационных потоков управленческой и научно-методической документации;
  • организация работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения (разработка программы развития, комплексно-целевых программ, локальных актов), создание программно-методического и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций;
  • осуществление контроля за выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности обучающихся.

Основные направления научно-методической работы в учебном заведении:

Информационно-аналитическая деятельность:

  • формирование системы оперативной, тематической и итоговой информации на электронных и бумажных носителях;
  • удовлетворение информационных потребностей педагогических работников;
  • формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, педагогического опыта, инновационных идей и др.);
  • анализ информации по результатам деятельности учебного заведения: об уровне базового и дополнительного образования, об уровне воспитанности и воспитательной системе учебного заведения, об уровне здоровья и здорового образа жизни, о социализации выпускников, о создании условий для реализации образовательных потребностей студентов, о системе работы с педагогическими кадрами.

Мотивационно-целевая деятельность:

  • формирование целей научно-методической работы в соответствии с целями развития учебного заведения (научно-методическое обеспечение профильного обучения, работа с одарёнными обучающимися и др.);
  • реализация системы материального и морально-психологического стимулирования педагогических работников за эффективность научно-методической работы.

Планово-прогностическая деятельность: разработка долгосрочных и текущих планов работы с педагогическими кадрами на уровне учебного заведения, методических объединений, отдельных преподавателей на основе глубокого анализа образовательного процесса и чётко научно сформулированных целей.

Организационно-методическая деятельность:

  • создание методической службы с различными звеньями методических формирований;
  • методическое сопровождение конкурсной, исследовательской и экспериментальной деятельности; подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства; фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций и т.п.

Контрольно-диагностическая деятельность:

  • организация контроля и диагностики на уровне администрации, методического объединения, отдельных преподавателей по основным вопросам образовательного процесса и его результатов;
  • изучение профессиональных умений преподавателя, творческих и коммуникативных способностей, выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе и определение путей их преодоления;
  • методическое обеспечение создаваемых в образовательном учреждении систем мониторинга и оценки качества образования.

Коррекционно-консультативная деятельность:

  • помочь преподавателю вовремя увидеть проблемы, связанные с результативностью своей профессиональной деятельности;
  • помочь скорректировать их таким образом, чтобы получить положительный результат.

Выделяются три группы взаимосвязанных функций методической работы в учебном заведении.

Первая функция методической работы – это обеспечение связей с внешней средой, то есть по отношению к государственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту.

Вторая функция методической работы – это деятельность по отношению к педагогическому коллективу учебного заведения. Она реализуется через решение следующих задач:

  • сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников. Формирование корпоративной культуры;
  • выработка единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования, осознание миссии образовательного учреждения;
  • системный анализ образовательного процесса и его результатов;
  • предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности;
  • выявление, обобщение и распространение педагогического опыта;
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной работе по актуальным проблемам развития учебного заведения.

Третья функция методической работы в учебном заведении непосредственно связана с обеспечением роста методического мастерства каждого преподавателя.

В основу деятельности методической службы положены следующие принципы:

  • гуманизацииего реализация предполагает постоянный учёт и развитие профессиональных потребностей педагогов, стимулирование преподавателей к самообразованию, к профессиональному росту;
  • вариативности признание многообразия повышения профессиональной компетентности педагога и реализация этого многообразия в действительности;
  • адресности учёт индивидуальных интересов, установок, потребностей и возможностей объектов методической поддержки;
  • опережающего характера образовательных программэтот принцип означает, что реализуемое в системе методической поддержки содержание ориентируется не только на текущие, но и на перспективные потребности образования;
  • разнообразия форм обучения – этот принцип предполагает развитие различных форм повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;
  • социального партнёрства – привлечение дополнительных ресурсов (кадровых, информационных, образовательных, материальных и финансовых) для повышения профессиональной компетентности педагогов.

Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям: группы, занимающиеся проблемным, интерактивным и др. обучением, педагоги, включившиеся в научно-исследовательскую работу и др. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включенными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность преподавателя, преподаватель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*