Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУроки русского языка и литературы всегда были проводниками гуманистических идей. Основная задача учителя – воспитание и развитие мыслящей, творческой личности, которая приносила бы пользу обществу. Важно то, что, овладевая знаниями, обучающийся не только усваивает их содержание, но и развивает свои познавательные способности, повышает умственное развитие, учится мыслить, искать, творить.
Учитель русского языка и литературы может использовать ту систему воспитательно-образовательных средств, которая имеется в его распоряжении: искусство художественного слова, лучшие образцы мировой, русской и зарубежной культуры, литературы. Несомненно, воздействие поэтического слова на чувственную сферу формирующейся личности может оказать воспитательное и развивающее влияние. Поэзия предоставляет учителю высокие образцы для формирования эстетической и этической, художественной системы учащихся. Лирика А. С. Пушкина высоко оценена современниками и потомками, прошла испытания временем, поэтому учитель может обратиться к философской системе автора, его художественной картине мира, изучая слово на уроках русского языка, литературы или комплексных уроках словесности.
Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, – важный источник формирования личности школьника. От того, как организовывается учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом. Правильно организованное проблемное обучение, обеспечивающее полноценное усвоение знаний, непосредственно влияющее на умственное развитие, хорошо зарекомендовало себя как высокоэффективный способ углубления воспитания и развития функций обучения. Для правильной организации проблемной деятельности учеников необходимо обладать психолого-педагогическими и методическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать учение с учетом закономерностей умственного развития, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Главные пути проблемного обучения – эвристические беседы, постановка различных познавательных и практических заданий. Но, несмотря на то, что этой проблеме посвящена обширная психолого-педагогическая и методическая литература (Д. Аврух, А. Алексюк, Д. Богоявленский, А. Власенков, Л. Выготский, О. Каневская, В. Капинос, М. Матюхина, Т. Михальчик, Т. Напольнова, В. Паламарчук, З. Стоцкий, И. Якиманская и др.), не все вопросы до сих пор решены. Поиск эффективных видов проблемно-поисковых заданий на уроках русского языка – насущная проблема учителя-практика.
Цель статьи – разработать систему проблемно-поисковых заданий, основанных на поэтических произведениях А. С. Пушкина, для уроков русского языка.
В методической науке (Д. Аврух, А. Власенков, В. Капинос, Т. Напольнова, И. Подгаецкая и др.) подчеркивается, что проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности обучающихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки. «Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивления перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата» [5, с. 4].
Отметим, что в современной педагогической науке проблемное обучение определяется как система регулятивных принципов деятельности, целенаправленности и проблемности, правил взаимодействия учителя и ученика, выбора и решения способов и приемов создания проблемных ситуаций и решения учебных проблем [2, с. 310]. Проблемный метод обучения предполагает постоянное вовлечение обучающихся в решение проблемных задач, в результате чего ими усваиваются опыт творческой деятельности и формируются творческие способности [1, с. 154].
Различают три основные формы проблемного обучения [2; 3; 4]:
- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара (ставятся проблемные вопросы, выстраиваются проблемные задачи; обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения);
- частичнопоисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Учитель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения обучающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Он должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников;
- самостоятельная исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в докладе, сообщении, презентации) с последующим контролем преподавателя.
В реализации проблемного подхода к содержанию и организации учебного процесса при изучении русского языка значительна роль нестандартных заданий.
Понятие «нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать» [3, с. 149]. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью. Все нестандартные задания могут быть разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские задания.
Учебно-поисковые задания рассчитаны, как указывает И. М. Подгаецкая, на «открытие» учащимися уже познанного, открытого в науке; исследовательские предполагают отдельные новые наблюдения, иногда некоторые новые идеи (естественно, в рамках, посильных для школьника) [5, с. 6]. Учебно-поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса в первую очередь на два ряда: задания, возникновение интереса к которым создается за счет специфических языковых, лингвистических факторов, – проблемные задания и задания с компонентами занимательности. Компоненты занимательности понимаются как «определенные “наслоения” не специфически языкового характера на проблемно-лингвистическую суть задания, рассчитанные на особое привлечение внимания к нему, “заинтересовывание” учащихся» [5, с. 6].
Нестандартные задания различны по установке, определяющей характер деятельности учащихся: одни из них, опознавательные, предполагают опознание как языковых явлений, так и их признаков (значение слова, грамматические значения и т.д.), другие, т.е. объяснительные, – их объяснение, приведение доказательств и т.п.
Задания с компонентами занимательности синтезируют и опознание и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно соответствующих явлений, объяснить правильность этого опознания. В процессе объяснения связи занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается и решение проблемной ситуации, предложенной в задании.
Интерес вызывают исследовательские задания необычностью формулировки темы, занимательным характером: «Мир поэта», «В творческой лаборатории писателя», «Интервью с героем произведении» и т.д.
Использование многообразия нестандартных заданий в учебном процессе требует от учителя постоянного совершенствования собственных знаний, творческого подхода к предмету, умения органически включать соответствующие материалы в занятия по русскому языку.
В научно-методической литературе подчеркивается, что учителю в работе с обучающимися всегда необходимо представлять себе педагогическую ценность задания [5, с. 7]: 1) воспитательное значение задания, его идейно-воспитательный потенциал и т.д.; 2) его учебную цель; 3) какие элементы лингвистического образования имеются в виду; 4) необходимо ли это задание; 5) почему выбрано именно такое содержание задания, интересно ли оно и т.д.; 6) сможет ли обучающийся самостоятельно выполнить данное задание или ему должен помочь учитель (в чем?); 7) место задания в учебном процессе (изучение нового, его закрепление, повторение, контроль знаний); 8) соотношение задания с учебником; 9) что дает работа над заданием, циклом заданий для совершенствования практической подготовки обучающегося.
Задача учителя средствами языка развивать мыслительную и чувственную деятельность обучающихся. А это невозможно без овладения богатствами и тайнами языка. Поэтому необходимым условием формирования активной и духовно богатой личности является вооружение ее умениями и навыками свободного владения речью. Но, заботясь о практическом применении языка, нельзя забывать и о развитии интеллектуальных способностей обучающихся. Ведь содержанием языка является все то, что, отразившись в сознании и чувствах, облекается в слова. Поэтому невозможен анализ формы языка в отрыве от других его сторон: смысловой, образной, эстетической, эмоциональной, чувственной. Обращение к этим сторонам языка необходимо на уроке русского языка. Убеждены, что такую возможность дает использование художественных (а особенно поэтических) текстов в качестве дидактического материала.
Предлагаем проблемно-поисковые задания, разработанные на основе поэтических текстов А. С. Пушкина, которые могут быть полезны на уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса, при повторении в начале и в конце учебного года, а также на уроках развития речи, уроках словесности, уроках-зачетах, уроках-практикумах.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование поэтического текста на уроках русского языка в аспекте проблемного подхода к обучению
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.