Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование поэтического текста на уроках русского языка в аспекте проблемного подхода к обучению

22.12.2020 347 552
Цыгуль Оксана Владимировна
Цыгуль Оксана Владимировна, Преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Уроки русского языка и литературы всегда были проводниками гуманистических идей. Основная задача учителя – воспитание и развитие мыслящей, творческой личности, которая приносила бы пользу обществу. Важно то, что, овладевая знаниями, обучающийся не только усваивает их содержание, но и развивает свои познавательные способности, повышает умственное развитие, учится мыслить, искать, творить.

Учитель русского языка и литературы может использовать ту систему воспитательно-образовательных средств, которая имеется в его распоряжении: искусство художественного слова, лучшие образцы мировой, русской и зарубежной культуры, литературы. Несомненно, воздействие поэтического слова на чувственную сферу формирующейся личности может оказать воспитательное и развивающее влияние. Поэзия предоставляет учителю высокие образцы для формирования эстетической и этической, художественной системы учащихся. Лирика А. С. Пушкина высоко оценена современниками и потомками, прошла испытания временем, поэтому учитель может обратиться к философской системе автора, его художественной картине мира, изучая слово на уроках русского языка, литературы или комплексных уроках словесности.

Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, – важный источник формирования личности школьника. От того, как организовывается учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом. Правильно организованное проблемное обучение, обеспечивающее полноценное усвоение знаний, непосредственно влияющее на умственное развитие, хорошо зарекомендовало себя как высокоэффективный способ углубления воспитания и развития функций обучения. Для правильной организации проблемной деятельности учеников необходимо обладать психолого-педагогическими и методическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать учение с учетом закономерностей умственного развития, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Главные пути проблемного обучения – эвристические беседы, постановка различных познавательных и практических заданий. Но, несмотря на то, что этой проблеме посвящена обширная психолого-педагогическая и методическая литература (Д. Аврух, А. Алексюк, Д. Богоявленский, А. Власенков, Л. Выготский, О. Каневская, В. Капинос, М. Матюхина, Т. Михальчик, Т. Напольнова, В. Паламарчук, З. Стоцкий, И. Якиманская и др.), не все вопросы до сих пор решены. Поиск эффективных видов проблемно-поисковых заданий на уроках русского языка – насущная проблема учителя-практика.

Цель статьи – разработать систему проблемно-поисковых заданий, основанных на поэтических произведениях А. С. Пушкина, для уроков русского языка.

В методической науке (Д. Аврух, А. Власенков, В. Капинос, Т. Напольнова, И. Подгаецкая и др.) подчеркивается, что проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности обучающихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки. «Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивления перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата» [5, с. 4].

Отметим, что в современной педагогической науке проблемное обучение определяется как система регулятивных принципов деятельности, целенаправленности и проблемности, правил взаимодействия учителя и ученика, выбора и решения способов и приемов создания проблемных ситуаций и решения учебных проблем [2, с. 310]. Проблемный метод обучения предполагает постоянное вовлечение обучающихся в решение проблемных задач, в результате чего ими усваиваются опыт творческой деятельности и формируются творческие способности [1, с. 154].

Различают три основные формы проблемного обучения [2; 3; 4]:

- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара (ставятся проблемные вопросы, выстраиваются проблемные задачи; обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения);

- частичнопоисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Учитель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения обучающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Он должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников;

- самостоятельная исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в докладе, сообщении, презентации) с последующим контролем преподавателя.

В реализации проблемного подхода к содержанию и организации учебного процесса при изучении русского языка значительна роль нестандартных заданий.

Понятие «нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать» [3, с. 149]. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью. Все нестандартные задания могут быть разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские задания.

Учебно-поисковые задания рассчитаны, как указывает И. М. Подгаецкая, на «открытие» учащимися уже познанного, открытого в науке; исследовательские предполагают отдельные новые наблюдения, иногда некоторые новые идеи (естественно, в рамках, посильных для школьника) [5, с. 6]. Учебно-поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса в первую очередь на два ряда: задания, возникновение интереса к которым создается за счет специфических языковых, лингвистических факторов, – проблемные задания и задания с компонентами занимательности. Компоненты занимательности понимаются как «определенные “наслоения” не специфически языкового характера на проблемно-лингвистическую суть задания, рассчитанные на особое привлечение внимания к нему, “заинтересовывание” учащихся» [5, с. 6].

Нестандартные задания различны по установке, определяющей характер деятельности учащихся: одни из них, опознавательные, предполагают опознание как языковых явлений, так и их признаков (значение слова, грамматические значения и т.д.), другие, т.е. объяснительные, – их объяснение, приведение доказательств и т.п.

Задания с компонентами занимательности синтезируют и опознание и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно соответствующих явлений, объяснить правильность этого опознания. В процессе объяснения связи занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается и решение проблемной ситуации, предложенной в задании.

Интерес вызывают исследовательские задания необычностью формулировки темы, занимательным характером: «Мир поэта», «В творческой лаборатории писателя», «Интервью с героем произведении» и т.д.

Использование многообразия нестандартных заданий в учебном процессе требует от учителя постоянного совершенствования собственных знаний, творческого подхода к предмету, умения органически включать соответствующие материалы в занятия по русскому языку.

В научно-методической литературе подчеркивается, что учителю в работе с обучающимися всегда необходимо представлять себе педагогическую ценность задания [5, с. 7]: 1) воспитательное значение задания, его идейно-воспитательный потенциал и т.д.; 2) его учебную цель; 3) какие элементы лингвистического образования имеются в виду; 4) необходимо ли это задание; 5) почему выбрано именно такое содержание задания, интересно ли оно и т.д.; 6) сможет ли обучающийся самостоятельно выполнить данное задание или ему должен помочь учитель (в чем?); 7) место задания в учебном процессе (изучение нового, его закрепление, повторение, контроль знаний); 8) соотношение задания с учебником; 9) что дает работа над заданием, циклом заданий для совершенствования практической подготовки обучающегося.

Задача учителя средствами языка развивать мыслительную и чувственную деятельность обучающихся. А это невозможно без овладения богатствами и тайнами языка. Поэтому необходимым условием формирования активной и духовно богатой личности является вооружение ее умениями и навыками свободного владения речью. Но, заботясь о практическом применении языка, нельзя забывать и о развитии интеллектуальных способностей обучающихся. Ведь содержанием языка является все то, что, отразившись в сознании и чувствах, облекается в слова. Поэтому невозможен анализ формы языка в отрыве от других его сторон: смысловой, образной, эстетической, эмоциональной, чувственной. Обращение к этим сторонам языка необходимо на уроке русского языка. Убеждены, что такую возможность дает использование художественных (а особенно поэтических) текстов в качестве дидактического материала.

Предлагаем проблемно-поисковые задания, разработанные на основе поэтических текстов А. С. Пушкина, которые могут быть полезны на уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса, при повторении в начале и в конце учебного года, а также на уроках развития речи, уроках словесности, уроках-зачетах, уроках-практикумах.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование поэтического текста на уроках русского языка в аспекте проблемного подхода к обучению




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*