Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
В большинстве видов спорта востребованы все физические качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо развивать несколько физических качеств. В основе их совершенствования лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности.
Методика воспитания силы. Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: работой с весом собственного тела (сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине) или с применением снарядов (штанга, гири, гантели, резиновые амортизаторы и др.).
Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели. На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы:
- метод максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений. При одном подходе выполняется от одного до трех повторений, делается 5-6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 48 мин. Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий;
- метод непредельных усилий (метод «до отказа»). Предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% от рекордного, которые выполняются сериями по 412 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между сериями 2-4 мин. Это метод чаще используется с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 8-12 движений за один подход;
- метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30% от рекордного веса). Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между ними 2-4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростносиловые качества, необходимые в лекгоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции;
- метод статических (изометрических) усилий - напряжение мышц происходит без изменения их длины. Применяется для развития максимальной силы мышц. Использование изометрического метода позволяет максимально напрягать различные мышечные группы (продолжительность 4-6 сек). За одно занятие упражнение повторяется 3-5 раз, после каждого упражнения отдых продолжительностью 30-60 с;
- метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц продолжительность их выполнения на станциях зависят от решаемых задач, возраста, пола, подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют один-три раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин - в это время выполняются упражнения на расслабление.
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.
Основные средства воспитания силы:
- упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, набивные мячи, вес партнера;
- упражнения, отягощенные весом собственного тела:
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивания в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (специальные пояса, манжеты);
- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры (подтягивания на перекладине или отжимания на параллельных брусьях с использованием подвижной платформы);
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (прыжки в возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
- упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал»);
- статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия);
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.
Дополнительные средства воспитания силы:
- упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра, бег и прыжки в воде);
- упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, мячи);
- упражнения с противодействием партнера.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Краткая характеристика и методика развития основных физических качеств