Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.
Бурный научно-технический, социальный и культурный прогресс нашего общества определяет современный этап развития здравоохранения. Вот почему в этих условиях нам необходимо не только сохранить, но и упрочить гуманистические традиции отечественной медицины — сердечное, чуткое отношение к больному как к личности, а также к его близким. Этико-психологический фактор в деятельности медиков всех рангов оказывает прямое влияние на уровень культуры медицинского обслуживания населения — взрослого и детского. Медицина в большей степени, чем другие сферы, базируется на духовности, совестливости, доброжелательности, строжайшем выполнении норм нравственности. [3]
Чтобы соответствовать требованиям современного общества, по мнению ученых Ф.И. Комарова и А.В. Сучкова медицинский работник должен быть профессионально компетентным, милосердным, воспитывать в себе стойкость и выносливость (долг, терпимость, терпение), быть оптимистом, любить жизнь, людей.
Процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга и составляют одно целое учебно-воспитательного процесса. Таким образом учебное занятие дает нам большие возможности формирования этико-деонтологической культуры студента. А для этого требуются активные методы обучения, создающие условия для успешного обучения и воспитания положительных устойчивых моральных качеств.
В условиях постоянно увеличивающегося объема научной информации преподавателю необходимо помочь студентам получить не только знания, но и этико-деонтологическое воспитание по той или иной теме, а также выработать у них практические навыки и умения работы с пациентами за ограниченный по времени срок обучения.
При формировании языковой культуры студентов на занятия по Английскому языку необходимо регулярно напоминать об основах этического поведения с пациентами, их родственниками и коллегами. Это проявляется в содержательном наполнении диалогической и монологической речи. Всегда нужно помнить о содержательной стороне текстового материала, предъявляемого студентам на учебных занятиях в качестве примеров общения врача с пациентом, коллегами.
В практике преподавания Английского языка в медицинском техникуме широко использую такие активные методы обучения, которые, на мой взгляд, имеют довольно большие перспективы успешного формирования этико-деонтологической культуры студента-медика: метод учебных проектов, деловую игру, применение аудио- и видеоматериалов, ИКТ.
Деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. Студенты моделируют некую ситуацию профессиональной сферы, в ходе которой следуют определенным правилам поведения, соответствующий стандартам медицинской этики. При этом каждый студент решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у студентов развиваются и навыки сотрудничества.
Целесообразно использовать данный метод на заключительном этапе изучения темы, целью которого является, в первую очередь, выход в неподготовленную устную речь.
При организации деловой игры необходимо учитывать ряд принципов. Принцип совместной деятельности предусматривает вовлечение в познавательную деятельность нескольких участников, при этом моделируются характерные виды профессионального взаимодействия. Принцип диалогического общения заключается в том, что для достижения поставленной педагогом задачи студентам необходимо вести диалог. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности: «серьезная» деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в «несерьезной» игровой форме.
Необходимо помнить, что языковой материал предварительно должен быть изучен и отработан. Это стимулирует познавательную деятельность студентов, игровые атрибуты будут способствовать повышению эмоционального фона. Роли распределяет преподаватель по своему усмотрению, а может и по желанию студентов. Обязательна констатация результата игры.
Этапы игры:
Деление на микрогруппы и распределение ролей между участниками, назначение ответственного. Практика показывает, не рекомендуется формировать микрогруппу только из «тихих» студентов. Лидеры в реальной жизни хорошо подходят для лидирующих ролей. Также невозможно «давить» на «тихих» студентов и давать им активные роли, а иногда «тихие» студенты вдруг неожиданно преображаются в игре. Лидерам можно доверить распределение ролей, продумывание сюжетных линий, помощь слабоуспевающим студентам в освоении их роли.
Разработка критериев оценивания (определяется уровень соответствия поставленной задаче, правильности речи, творческого подхода). Оценка в данном виде деятельности должна быть групповой и индивидуальной. Экспертом выступает как преподаватель, так и участники ролевой игры.
Подготовка необходимого материала для имитации ситуации профессиональной деятельности. Можно взять как разнообразный инструментарий из кабинетов клинических дисциплин: тонометр, фонендоскоп, шпатель и пр., так и разнообразный имитационный материал (вместо шины – линейку, вместо термометра карандаш, таблица для определения остроты зрения может быть изготовлена студентами самостоятельно) Как показывает практика: фантазия студентов – безгранична.
III. Этап анализа и обобщения. На этом этапе проходит анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, делаются выводы и обобщения, даются рекомендации.
Занятия с применением деловых игр проходят живо, эмоционально, при высокой активности студентов и в благоприятной психологической атмосфере. В ходе деловой игры студенты закрепляют пройденный материал, а также получают навыки устной коммуникации со своими будущими коллегами, развивают творческий потенциал, вырабатывают уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, получают понятие о том, что в большинстве реальных ситуаций не бывает единственно верного решения [2].
Следующий активный метод обучения, способствующий развитию этико-деонтологических качеств будущих студентов-медиков – это метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения, студенты не только учатся самостоятельно приобретать знания, но и реализуют свой интерес к учебной дисциплине через исследование и тем самым поднимают свой уровень образованности на более высокую ступень. Данный метод, на мой взгляд воспитывает у студентов добросовестное отношение к учебному труду, которое в дальнейшем дает положительные ростки в будущей профессиональной деятельности.
Такие занятия провожу с учетом следующих этапов:
Студенты собирают информацию из различных источников: учебные пособия на английском языке, Интернет, русскоязычные тексты, которые переводят на английский язык, консультируются с преподавателями клинических дисциплин, врачами.
Использование метода учебных проектов повышает грамотность студента, позволяет достигнуть цели, которую преподаватель ставит с точки зрения освоения языковых реалий, а также развивает умение работать в команде, учит взаимопомощи, ответственности [1].
Применение аудио- и видеоматериалов также помогает в реализации цели развития этико-деонтологической культуры студента. При прослушивании аудиозаписи или просмотре видеоролика по темам, предусматривающим общение с пациентом, студент осваивает определенную модель поведения в будущей профессиональной деятельности. С этой целью необходимо особо тщательно подходить к подбору демонстрационного материала - необходимо помнить, что он должен соответствовать этико-деонтологическим принципам.
Написание эссе – также может является одним из инструментов воздействия на студента с целью формирования его этико-деонтологической культуры. С этой целью выбираются темы, позволяющие раскрыть суть и значимые качества будущего медицинского работника. Темы могут звучать следующим образом: «Моя будущая профессия – какой я ее вижу»; «Наша лучшая медицинская сестра»; «Какие качества мне пригодятся для будущей работы»; «Врач – это звучит гордо». Такие темы заставляют задуматься над качественной составляющей медицинского работника, выделить верные и ценные с точки зрения медицинской этики. В таких заданиях возможно совместная разработка плана эссе, определение основных моментов, которые необходимо раскрыть.
Так же на занятиях возможен разбор анти-примеров с точки зрения этического поведения медицинского работника. Они могут быть поданы в шуточной форме. Задания могут быть следующего характера: изменить повествование таким образом, чтобы оно соответствовало правилам этики медицинского работника; или просто исправить ошибки, чтобы выражение имело верное значение.
В ходе занятия со студентами обращать внимание на возможные упущения, нарушения и злоупотребления в работемедика, показывать их недопустимость и противоречие с установками на совершенствование и перестройку всех сфер деятельности. Подчеркивать обязанность и ответственность медицинского работника перед обществом.
В целом можно отметить, что на учебных занятиях следует у студентов стремления к знаниям. Повышать их ответственность за обслуживание пациентов в поликлинике и на дому. На конкретных примерах обращать внимание на то, что недостаточные знания и умения ведут к ошибкам в работе и могут приносить ущерб здоровью больного.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование общечеловеческих ценностей средствами учебной дисциплины "Иностранный язык" в медицинском техникуме
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.