Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общечеловеческих ценностей средствами учебной дисциплины "Иностранный язык" в медицинском техникуме

21.12.2020 153 240
Егорова Татьяна Александровна
Егорова Татьяна Александровна, преподаватель

Канский медицинский техникум

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.

Бурный научно-технический, социальный и культурный прогресс нашего общества определяет современный этап развития здравоохранения. Вот почему в этих условиях нам необходимо не только сохранить, но и упрочить гуманистические традиции отечественной медицины — сердечное, чуткое отношение к больному как к личности, а также к его близким. Этико-психологический фактор в деятельности медиков всех рангов оказывает прямое влияние на уровень культуры медицинского обслуживания населения — взрослого и детского. Медицина в большей степени, чем другие сферы, базируется на духовности, совестливости, доброжелательности, строжайшем выполнении норм нравственности. [3]

Чтобы соответствовать требованиям современного общества, по мнению ученых Ф.И. Комарова и А.В. Сучкова медицинский работник должен быть профессионально компетентным, милосердным, воспитывать в себе стойкость и выносливость (долг, терпимость, терпение), быть оптимистом, любить жизнь, людей.

Процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга и составляют одно целое учебно-воспитательного процесса. Таким образом учебное занятие дает нам большие возможности формирования этико-деонтологической культуры студента. А для этого требуются активные методы обучения, создающие условия для успешного обучения и воспитания положительных устойчивых моральных качеств.

В условиях постоянно увеличивающегося объема научной информации преподавателю необходимо помочь студентам получить не только знания, но и этико-деонтологическое воспитание по той или иной теме, а также выработать у них практические навыки и умения работы с пациентами за ограниченный по времени срок обучения.

При формировании языковой культуры студентов на занятия по Английскому языку необходимо регулярно напоминать об основах этического поведения с пациентами, их родственниками и коллегами. Это проявляется в содержательном наполнении диалогической и монологической речи. Всегда нужно помнить о содержательной стороне текстового материала, предъявляемого студентам на учебных занятиях в качестве примеров общения врача с пациентом, коллегами.

В практике преподавания Английского языка в медицинском техникуме широко использую такие активные методы обучения, которые, на мой взгляд, имеют довольно большие перспективы успешного формирования этико-деонтологической культуры студента-медика: метод учебных проектов, деловую игру, применение аудио- и видеоматериалов, ИКТ.

Деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. Студенты моделируют некую ситуацию профессиональной сферы, в ходе которой следуют определенным правилам поведения, соответствующий стандартам медицинской этики. При этом каждый студент решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у студентов развиваются и навыки сотрудничества.

Целесообразно использовать данный метод на заключительном этапе изучения темы, целью которого является, в первую очередь, выход в неподготовленную устную речь.

При организации деловой игры необходимо учитывать ряд принципов. Принцип совместной деятельности предусматривает вовлечение в познавательную деятельность нескольких участников, при этом моделируются характерные виды профессионального взаимодействия. Принцип диалогического общения заключается в том, что для достижения поставленной педагогом задачи студентам необходимо вести диалог. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности: «серьезная» деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в «несерьезной» игровой форме.

Необходимо помнить, что языковой материал предварительно должен быть изучен и отработан. Это стимулирует познавательную деятельность студентов, игровые атрибуты будут способствовать повышению эмоционального фона. Роли распределяет преподаватель по своему усмотрению, а может и по желанию студентов. Обязательна констатация результата игры.

Этапы игры:

  1. Определение цели и задачи игры, подбор лексического и грамматического материала (вокруг какого материала будет строиться игра), выбор ситуации и определение сюжетных линий.

Деление на микрогруппы и распределение ролей между участниками, назначение ответственного. Практика показывает, не рекомендуется формировать микрогруппу только из «тихих» студентов. Лидеры в реальной жизни хорошо подходят для лидирующих ролей. Также невозможно «давить» на «тихих» студентов и давать им активные роли, а иногда «тихие» студенты вдруг неожиданно преображаются в игре. Лидерам можно доверить распределение ролей, продумывание сюжетных линий, помощь слабоуспевающим студентам в освоении их роли.

Разработка критериев оценивания (определяется уровень соответствия поставленной задаче, правильности речи, творческого подхода). Оценка в  данном виде деятельности должна быть групповой и индивидуальной. Экспертом выступает как преподаватель, так и участники ролевой игры.  

Подготовка необходимого материала для имитации ситуации профессиональной деятельности. Можно взять как разнообразный инструментарий из кабинетов клинических дисциплин: тонометр, фонендоскоп, шпатель и пр., так и разнообразный имитационный материал (вместо шины – линейку, вместо термометра карандаш, таблица для определения остроты зрения может быть изготовлена студентами самостоятельно) Как показывает практика: фантазия студентов – безгранична.

  1. Проведение игры. На этом этапе преподаватель предоставляет студентам возможность вести игру и не вмешивается в ее ход. Он – «отсутствует» (в это время можно записывать ошибки студентов и анализировать ход игры). Единственный случай, когда преподаватель должен вмешаться, - это если игра «не идет». Тогда следует прервать игру и проанализировать со студентами причину ее неудачи.

III. Этап анализа и обобщения. На этом этапе проходит анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, делаются выводы и обобщения, даются рекомендации.

Занятия с применением деловых игр проходят живо, эмоционально, при высокой активности студентов и в благоприятной психологической атмосфере. В ходе деловой игры студенты закрепляют пройденный материал, а также получают навыки устной коммуникации со своими будущими коллегами, развивают творческий потенциал, вырабатывают уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, получают понятие о том, что в большинстве реальных ситуаций не бывает единственно верного решения [2].

Следующий активный метод обучения, способствующий развитию этико-деонтологических качеств будущих студентов-медиков – это метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения, студенты не только учатся самостоятельно приобретать знания, но и реализуют свой интерес к учебной дисциплине через исследование и тем самым поднимают свой уровень образованности на более высокую ступень. Данный метод, на мой взгляд воспитывает у студентов добросовестное отношение к учебному труду, которое в дальнейшем дает положительные ростки в будущей профессиональной деятельности.

Такие занятия провожу с учетом следующих этапов:

  1. Определение темы, цели.
  2. Проведение подготовительной работы. Все вопросы нужно обязательно обсудить со студентами на занятии, чтобы нацелить их на продуктивную творческую самостоятельную деятельность над проектом.
  3. Формирование рабочих групп студентов и обсуждение плана работы в группе. Обычно студенты самостоятельно делятся на группы по выбранным проблемам, преподаватель может помочь в выборе темы-проблемы. В рабочих группах, студенты, консультируясь с преподавателем, определяют пути проведения исследований в своих группах, способы оформления результатов своей работы.
  4. Самостоятельная работа в группе. Это самый трудоемкий этап работы, на котором происходит работа над поиском фактов, аргументов для защиты проектов, поиск информации, в том числе, лингвистической. Преподаватель консультирует, помогает, направляет деятельность группы в нужное русло. Здесь большая роль отводится самостоятельной деятельности студентов. Они обычно ответственно относятся к возложенным на них обязанностям в группе, так как чувствуют свою значимость перед одногрупниками. Осознают, что от работы каждого будет зависеть результативность и значимость работы всей группы.

Студенты собирают информацию из различных источников: учебные пособия на английском языке, Интернет, русскоязычные тексты, которые переводят на английский язык, консультируются с преподавателями клинических дисциплин, врачами.

  1. Подготовка студентами презентации по отчету о проделанной работе. Данный этап мотивирует учащихся систематизировать полученные данные. Преподаватель оказывает консультационную помощь.
  2. Защита проекта, оценивание результатов работы. Необходимо наметить план выступления, исходя из подготовленных тем проектов. Защита проектов может проходить в виде пресс-конференций: каждая группа выступает со своим докладом соответственно выбранной проблеме, все остальные участники выступают их оппонентами. Итоги работы студенты могут представлять в виде рефератов, стенгазет, компьютерных презентаций.

Использование метода учебных проектов повышает грамотность студента, позволяет достигнуть цели, которую преподаватель ставит с точки зрения освоения языковых реалий, а также развивает умение работать в команде, учит взаимопомощи, ответственности [1].

Применение аудио- и видеоматериалов также помогает в реализации цели развития этико-деонтологической культуры студента. При прослушивании аудиозаписи или просмотре видеоролика по темам, предусматривающим общение с пациентом, студент осваивает определенную модель поведения в будущей профессиональной деятельности. С этой целью необходимо особо тщательно подходить к подбору демонстрационного материала - необходимо помнить, что он должен соответствовать этико-деонтологическим принципам.

Написание эссе – также может является одним из инструментов воздействия на студента с целью формирования его этико-деонтологической культуры. С этой целью выбираются темы, позволяющие раскрыть суть и значимые качества будущего медицинского работника. Темы могут звучать следующим образом: «Моя будущая профессия – какой я ее вижу»; «Наша лучшая медицинская сестра»; «Какие качества мне пригодятся для будущей работы»; «Врач – это звучит гордо». Такие темы заставляют задуматься над качественной составляющей медицинского работника, выделить верные и ценные с точки зрения медицинской этики. В таких заданиях возможно совместная разработка плана эссе, определение основных моментов, которые необходимо раскрыть.

Так же на занятиях возможен разбор анти-примеров с точки зрения этического поведения медицинского работника. Они могут быть поданы в шуточной форме. Задания могут быть следующего характера: изменить повествование таким образом, чтобы оно соответствовало правилам этики медицинского работника; или просто исправить ошибки, чтобы выражение имело верное значение.

В ходе занятия со студентами обращать внимание на возможные упущения, нарушения и злоупотребления в работемедика, показывать их недопустимость и противоречие с установками на совершенствование и перестройку всех сфер деятельности. Подчеркивать обязанность и ответственность медицинского работника перед обществом.

В целом можно отметить, что на учебных занятиях следует у студентов стремления к знаниям. Повышать их ответственность за обслуживание пациентов в поликлинике и на дому. На конкретных примерах обращать внимание на то, что недостаточные знания и умения ведут к ошибкам в работе и могут приносить ущерб здоровью больного.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование общечеловеческих ценностей средствами учебной дисциплины "Иностранный язык" в медицинском техникуме




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*