Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание подростков посредством внеклассной работы с помощью применения дистанционных технологий обучения

15.12.2020 931 4886
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Останина Анна Вячеславовна
Останина Анна Вячеславовна, студент

Вятский колледж культуры

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе, культуре и быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви к своей земле, своему народу, его истории традициям и культуре. Это - патриотическое воспитание в широком смысле слова. [2]

Направление патриотического воспитания в формировании подростков всегда было актуальным. Воспитание должно подготовить человека к одной из главных ролей в жизни – к роли гражданина. На данный момент, в современном обществе созданы предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодежи. То есть это всевозможные формы и методы внеклассной работы с подростками. [1]. В мае 2021 года наша страна отмечала 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Но в связи с непростой эпидемиологической обстановкой в стране и мире массовые мероприятия запрещены. Поэтому сейчас очень важно обратить больше внимание на развитие патриотического воспитания у подростков, находя иные дистанционные формы внеклассной работы в данной ситуации.

Для начала нужно понять, в чем заключается сущность понятия «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание включает в себя два понятия - «патриотизм» и «воспитание». Рассмотрим каждое из них более подробно.

В словаре С.И. Ожегова написано, что патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвами подвигам во имя интересов своей Родины.[3] Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Родине. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

В свою очередь, воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, а также процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому. [4]

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [1].

Основная цель патриотического воспитания – это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества. [5]

Основными задачами по патриотическому воспитанию учащихся являются:

  • изучение ближайшего социального окружения ребенка с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания;
  • создание духовно-наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;
  • вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;
  • осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;
  • стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;
  • организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни. [6]

 Система патриотического воспитания условно может быть разделена на:

  • духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
  • нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, честность, добросовестность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
  • историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
  • государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, готовность к защите Отечества, верность гражданскому и воинскому долгу, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений патриотического воспитания:

  1. Классно-урочная деятельность:
  • игровые формы обучения;
  • уроки-практикумы;
  • интегрированные уроки;
  1. Внеурочная деятельность:
  • викторины, олимпиады, конференции;
  • исторические декады;
  • проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;
  • познавательные классные часы.
  1. Творческо-поисковая деятельность:
  • творческие работы;
  • организация работы школьного музея, экскурсионная работа;
  • метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;
  • приемы театрализации.
  1. Диагностическая деятельность:
  • определение уровня воспитанности;
  • анкетирование обучающихся;
  • диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
  • описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
  • анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т. д.;
  • сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, уже достигнутыми показателями.
  1. Взаимодействие с общественными организациями:
  • проведение мероприятий патриотической направленности совместно с организациями дополнительного образования детей, библиотекой, советом ветеранов, внешними общественными организациями;
  • участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности, проводимых общественными организациями. [6]

Таким образом, патриотическое воспитание – это формирование и развитие высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и любви к ней. Выделены следующие направления патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.

Рассмотрев особенности подросткового возраста, можно сделать вывод, что общение является для подростков очень важным информационным каналом. Подростки постоянно испытывают внутренние конфликты, из чего следует, что к ним нужен определенный подход. Одной из важнейших особенностей развития подростков является развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Поэтому в данном возрасте осуществление патриотического воспитания с помощью различных форм и методов воспитательной деятельности (внеклассной работы) будет наиболее эффективно.

Под внеклассной работой понимается учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время коллективом учителей и учеников на добровольных началах, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса. Наиболее эффективными методами и формами внеклассной работы по патриотическому воспитанию подростков являются методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело; методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха.

Для определения начального уровня развития патриотических чувств у студентов первого курса КОГПОАУ «Вятский колледж культуры» было проведено входное исследование.  Для этого была взята за основу анкета Д.В. Григорьева.  Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.

По результатам анкетирования было выявлено, что уровень патриотизма участников анкеты средний. То есть участники анкеты могут определить для себя понятие патриотизма и выделить его признаки. Но большинство из участников считают себя патриотом лишь частично. Также у большинства участников не сформированы качества, определяющие патриота: ответственность (чувство долга, умение держать слово), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), исполнительность. Поэтому был проведен ряд мероприятий, направленных на повышение уровня патриотизма и формирования качеств гражданина-патриота у подростков.

Для того чтобы разработанные внеклассные мероприятия по повышению уровня патриотизма у подростков были организованы дистанционно студентам были проведены две экспресс - викторины на тему «Шаги великой победы». Вопросы анкет были различного характера. Студентам нужно было найти в различных источниках и исторические факты, и из литературы военных лет, а также факты о своем городе в годы войны. Завершающие вопросы были творческими, направленными на развитие воображения.  После проведения викторин верные ответы выкладывались в форме презентации для визуализации информации и лучшего запоминания. Все студенты активно принимали участие в решении викторин. Самые активные студенты были поощрены грамотами. Таким образом, студенты узнавали новую информацию о Великой Отечественной войне и обращали больше внимания на это главное события в нашей стране.

В завершении работы по развитию патриотизма у подростков было проведено итоговое мероприятие в форме презентации, в которой студентам предлагалось ознакомиться с информацией о героях Великой Отечественной войны, о сущности понятия патриотизм и о том, что зависит от чувства патриотизма в современной жизни. Также студентам было дано задание: порассуждать о слове Родина, о своем гражданском долге и готовности его выполнить. Данное задание было сделано в форме нескольких вопросов и игры «продолжи фразу». 

Для определения эффективности мероприятия по развитию патриотических чувств у подростков было проведено два опроса до финального мероприятия и после, непосредственно в самой презентации-мероприятии. По результатам опросов можно заметить, что уровень патриотических чувств у студентов повысился, но несильно, так как мероприятия по развитию патриотизма были организованы дистанционно и продолжались недлительное время. Не было прямого визуального, словесного контакта со студентами, что повлияло на невысокую эффективность мероприятия.

Но, несмотря на сложность организации мероприятий дистанционно,  студенты, принимавшие участие в мероприятиях отметили, что такая форма проведения мероприятий наиболее удачная в сложившейся ситуации. Самостоятельный поиск информации позволяет лучше воздействовать на память подростков. Так как мероприятия были небольшого объема, это позволило сделать форму работы у студентов быстрой, легкой и интересной. Таким образом, у студентов осталось большее количество знаний о фактах Великой Отечественной войны, и повысился уровень патриотического воспитания.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Патриотическое воспитание подростков посредством внеклассной работы с помощью применения дистанционных технологий обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*