Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПри анализе методической литературы последних лет, посвященной проблеме охраны окружающей среды от загрязнений, обращает на себя внимание относительно малое число работ, раскрывающих эту проблему на уровне эксперимента. Большая часть таких работ предлагает методики анализа химических веществ антропогенного происхождения в природных объектах или экспериментальные способы проверки чистоты последних. Это, безусловно, важно для формирования экологического мышления студентов. Однако сегодня вопрос должен быть поставлен конкретнее. Необходимо самого студента приобщить к защите окружающей среды. В процессе изучения химии это можно реализовать путем нахождения способов переработки отходов студенческого химического эксперимента и включения этапа переработки в качестве равноправного и неотъемлемого компонента во все без исключения студенческие опыты. Под переработкой в данном случае понимается уничтожение веществ, их обезвреживание с последующим помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное использование — прямо или косвенно в учебном процессе). Некоторые шаги в такой постановке вопроса сделаны: опубликованы отдельные статьи по регенерации перманганата калия и серебра из отходов эксперимента, предложены способы ликвидации отходов эксперимента по органической химии, разработаны таблицы по работе с реактивами, включающие разделы по уничтожению избытка веществ и отходов эксперимента. Тем не менее следует отметить, что ни в одной из опубликованных к настоящему времени работ переработка отходов не стала, во-первых, постоянной заботой студентов и, во-вторых, не включена в структуру самого эксперимента.
В данной статье, открывающей серию статей по экологическому образованию студентов при выполнении эксперимента, предлагаются возможные подходы к переработке остатков веществ, полученных в некоторых практических работах курса химии.
Несколько вводных замечаний.
На первых этапах реализации природоохранного аспекта в процессе выполнения студенческого эксперимента совсем не обязательно «гнаться» за сложностью и принципиальной новизной опытов. Полезно иногда просто заострить проблему в свете охраны среды и по-иному расставить акценты, используя разнообразный фактический материал, уже заложенный в экспериментах или выработанный отдельно. По возможности необходимо находить аналогии способа переработки отходов с промышленными. В то же время надо подчеркнуть мысль об относительном характере любого обезвреживания или уничтожения вещества. Исходить следует из постулата о потенциальной опасности любого химического соединения, стараясь уменьшить при его обезвреживании степень такой опасности. Например, называя хлорид натрия безвредным веществом, мы не грешим против истины, поскольку это вещество не значится среди ядовитых или токсичных веществ в соответствующих справочниках. С другой стороны, избыток его вреден как для организма человека, так и для окружающей среды: ведь хлорид натрия засоляет почвы, делает их непригодными для земледелия. Поэтому можно говорить лишь о меньшей опасности его, чем, например, гидроксида натрия или соляной кислоты. В общем случае токсичность вещества определяют по его ПДК.
Предлагаемый подход обязателен для всех обучащихся без исключения. Проблема настолько актуальна, что мы не можем сегодня говорить о какой-либо исключительности кружковцев или студентов, посещающих факультативы. Необходимо включать вопросы природоохраны в лекции. Время для этого можно найти за счет резерва часов, предусмотренных в программе, и подачи материала укрупненными дидактическими единицами, уменьшения числа опытов, проводимых студентами во время выполнения работ.
В практической работе № 1 (в части, посвященной правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете) целесообразно дать дополнительную информацию о необходимости ликвидации всех отходов после химических опытов. Преподаватель подчеркивает, что при изучении химии обязательным компонентом каждого практического занятия, демонстрационного или лабораторного опыта будет уничтожение, обезвреживание или использование веществ, образовавшихся в процессе химических превращений. Таким образом уже на этой стадии обучения студенты понимают, что исключение попадания веществ во внешнюю среду есть правило техники безопасности, причем правило глобального масштаба. Можно проинформировать студентов о некоторых путях ликвидации веществ, с которыми они встретятся в дальнейшем.
После проведения практической работы № 2 «Получение и свойства кислорода» необходимо собрать остатки от опытов, проведенных каждым студентом, в одну банку с надписью «Отходы от получения кислорода из КМnO4». Преподаватель поясняет, что знания студентов пока не позволяют раскрыть химизм и пути использования остатков. Практическую часть регенерации можно провести на занятии кружка, обязательно подготовив сообщение для всей группы (в нем напомнить студентам проблему и рассказать о пути ее разрешения).
В практической работе № 3 «Реакция обмена между оксидом меди (II) и серной кислотой» в момент прибавления CuО раствору H2S04 преподаватель задает вопрос: «Что нужно сделать, чтобы кислоты в стаканчике не осталось совсем?». Получив ответ «добавить небольшой избыток оксида», преподаватель отмечает, что это — важный промышленный принцип обезвреживания — нейтрализация кислот. После фильтрования и упаривания раствора собирают медный купорос со всех столов, помещают в отдельную банку с соответствующей надписью и используют в дальнейшем (в этом случае преподаватель должен сообщить, что медный купорос, с которым работают студенты, получен другими студентами в ходе одной из практических работ). Резюмируя, преподаватель говорит, что проделанный опыт (точнее продукты, образовавшиеся в нем) не только безвреден для окружающей среды (образовалась нейтральная вода, и в небольшом количестве остался безопасный СиО), но и безотходен (использование медного купороса), т. е. иллюстрирует принцип утилизации продуктов химических производств.
При выполнении практической работы № 4 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества» нередко используют хлорид натрия. После окончания опыта преподаватель подводит студентов к мысли, что их растворы могут быть использованы впоследствии. Он объясняет, что для этого растворы будут сохранены в отдельной банке и применены вместо чистой воды в других группах в будущем году. Так поступают и в промышленности в производствах с замкнутым циклом. При использовании раствора хлорида натрия в работе преподавателю необходимо рассказать студентам, что этот раствор приготовлен их предшественниками и вполне пригоден для разделения смеси соли и песка вместо воды.
В заключение отмечу необходимость продолжения и развития в курсе химии предложенного подхода. Следует охватить все практические работы в IX—XI классах, а также лабораторные и демонстрационные опыты. Все они должны быть экологически чистыми, что важно осознать студентам. Кабинет химии в техникуме уже не может рассматриваться только как место учебы. Это «место действия», своеобразное «химическое производство», «выбрасывающее» вредные отходы и нуждающееся в реализации природоохранных требований при выполнении эксперимента. Одна- две практические работы или опыта ничего не дадут. Идея защиты среды при выполнении химического эксперимента в техникуме должна пронизывать все виды этого эксперимента во всех группах для всех студентов. Только такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление, выработает у студентов некий «рефлекс экологической чистоты» любого их действия.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Экологическое образование студентов в процессе химического эксперимента
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.