Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Экологическое образование студентов в процессе химического эксперимента

14.12.2020 250 395
Фетюхина Валентина Павловна
Фетюхина Валентина Павловна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

При анализе методической литературы послед­них лет, посвященной проблеме охраны окружаю­щей среды от загрязнений, обращает на себя внимание относительно малое число работ, рас­крывающих эту проблему на уровне эксперимен­та. Большая часть таких работ предлагает мето­дики анализа химических веществ антропогенного происхождения в природных объектах или экспе­риментальные способы проверки чистоты послед­них. Это, безусловно, важно для формиро­вания экологического мышления студентов. Одна­ко сегодня вопрос должен быть поставлен кон­кретнее. Необходимо самого студента приобщить к защите окружающей среды. В процессе изуче­ния химии это можно реализовать путем нахож­дения способов переработки отходов студенческого химического эксперимента и включения этапа пе­реработки в качестве равноправного и неотъем­лемого компонента во все без исключения студенческие опыты. Под переработкой в данном случае понимается уничтожение веществ, их обезврежи­вание с последующим помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное использова­ние — прямо или косвенно в учебном процессе). Некоторые шаги в такой постановке вопроса сде­ланы: опубликованы отдельные статьи по регене­рации перманганата калия и серебра из отходов эксперимента, предложены способы ликвидации отходов эксперимента по органической химии, разработаны таблицы по работе с реактивами, включающие разделы по уничтожению избытка веществ и отхо­дов эксперимента. Тем не менее следует отметить, что ни в одной из опубликованных к настоящему времени работ переработка отходов не стала, во-первых, постоянной заботой студентов и, во-вторых, не включена в структуру самого эксперимента.

В данной статье, открывающей серию статей по экологическому образованию студентов при выполнении эксперимента, предлагаются возмож­ные подходы к переработке остатков веществ, полученных в некоторых практических работах курса химии.

Несколько вводных замечаний.

На первых этапах реализации природоохран­ного аспекта в процессе выполнения студенческого эксперимента совсем не обязательно «гнаться» за сложностью и принципиальной новизной опы­тов. Полезно иногда просто заострить проблему в свете охраны среды и по-иному расставить акценты, используя разнообразный фактический материал, уже заложенный в экспе­риментах или выработанный отдельно. По возможности необходимо находить аналогии способа переработки отходов с про­мышленными. В то же время надо подчеркнуть мысль об относительном характере любого обез­вреживания или уничтожения вещества. Исходить следует из постулата о потенциальной опасности любого химического соединения, стараясь умень­шить при его обезвреживании степень такой опас­ности. Например, называя хлорид натрия без­вредным веществом, мы не грешим против истины, поскольку это вещество не значится среди ядови­тых или токсичных веществ в соответствующих справочниках. С другой стороны, избыток его вреден как для организма человека, так и для окружающей среды: ведь хлорид натрия засоляет почвы, делает их непригодными для земледелия. Поэтому можно говорить лишь о меньшей опас­ности его, чем, например, гидроксида натрия или соляной кислоты. В общем случае токсичность вещества определяют по его ПДК.

Предлагаемый подход обязателен для всех обучащихся без исключения. Проблема настолько актуальна, что мы не можем сегодня говорить о какой-либо исключительности кружковцев или студентов, посещающих факультативы. Необ­ходимо включать вопросы природоохраны в лекции. Время для этого можно найти за счет резерва часов, предусмотренных в программе, и подачи материала укрупненными дидактическими едини­цами, уменьшения числа опытов, проводимых студентами во время выполнения работ.

В практической работе № 1 (в части, посвя­щенной правилам техники безопасности при рабо­те в химическом кабинете) целесообразно дать дополнительную информацию о необходимости ликвидации всех отходов после химических опы­тов. Преподаватель подчеркивает, что при изучении хи­мии обязательным компонентом каждого практи­ческого занятия, демонстрационного или лабора­торного опыта будет уничтожение, обезврежива­ние или использование веществ, образовавшихся в процессе химических превращений. Таким обра­зом уже на этой стадии обучения студенты понимают, что исключение попадания веществ во внешнюю среду есть правило техники безопасно­сти, причем правило глобального масштаба. Мож­но проинформировать студентов о некоторых путях ликвидации веществ, с которыми они встретятся в дальнейшем.

После проведения практической работы № 2 «Получение и свойства кислорода» необходимо собрать остатки от опытов, проведенных каждым студентом, в одну банку с надписью «Отходы от получения кислорода из КМnO4». Преподаватель поясняет, что знания студентов пока не позволяют раскрыть химизм и пути использования остатков. Практическую часть регенерации можно провести на занятии кружка, обязательно подготовив сообщение для всей группы (в нем напомнить студентам пробле­му и рассказать о пути ее разрешения).

В практической работе № 3 «Реакция обмена между оксидом меди (II) и серной кислотой» в момент прибавления CuО раствору H2S04 преподаватель задает вопрос: «Что нужно сделать, что­бы кислоты в стаканчике не осталось совсем?». Получив ответ «добавить небольшой избыток оксида», преподаватель отмечает, что это — важный промышленный принцип обезвреживания — ней­трализация кислот. После фильтрования и упари­вания раствора собирают медный купорос со всех столов, помещают в отдельную банку с соответ­ствующей надписью и используют в дальнейшем (в этом случае преподаватель должен сообщить, что медный купорос, с которым работают студенты, получен другими студентами в ходе одной из прак­тических работ). Резюмируя, преподаватель говорит, что проделанный опыт (точнее продукты, образовав­шиеся в нем) не только безвреден для окружаю­щей среды (образовалась нейтральная вода, и в небольшом количестве остался безопасный СиО), но и безотходен (использование медного купоро­са), т. е. иллюстрирует принцип утилизации про­дуктов химических производств.

При выполнении практической работы № 4 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества» неред­ко используют хлорид натрия. После окончания опыта преподаватель подводит студентов к мысли, что их растворы могут быть использованы впослед­ствии. Он объясняет, что для этого растворы будут сохранены в отдельной банке и применены вместо чистой воды в других группах в будущем году. Так поступают и в промышлен­ности в производствах с замкнутым циклом. При использовании раствора хлорида натрия в рабо­те преподавателю необходимо рассказать студентам, что этот раствор приготовлен их пред­шественниками и вполне пригоден для разделения смеси соли и песка вместо воды.

В заключение отмечу необходимость продол­жения и развития в курсе химии предложенного подхода. Следует охватить все практические ра­боты в IX—XI классах, а также лабораторные и демонстрационные опыты. Все они должны быть экологически чистыми, что важно осознать студентам. Кабинет химии в техникуме уже не мо­жет рассматриваться только как место учебы. Это «место действия», своеобразное «химическое про­изводство», «выбрасывающее» вредные отходы и нуждающееся в реализации природоохранных требований при выполнении эксперимента. Одна- две практические работы или опыта ничего не да­дут. Идея защиты среды при выполнении хими­ческого эксперимента в техникуме должна пронизы­вать все виды этого эксперимента во всех группах для всех студентов. Только такой подход позво­лит сформировать экологически грамотное мыш­ление, выработает у студентов некий «рефлекс экологической чистоты» любого их действия.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Экологическое образование студентов в процессе химического эксперимента




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*