Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на примере дисциплины ОП.02. Электротехника для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

14.12.2020 383 655
Пластинина Людмила Ивановна
Пластинина Людмила Ивановна, преподаватель

Ярославский филиал ПГУПС

Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) статья 16, «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].Данная тема не является новой, и информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) в последние десятилетия XXI века активно используется всеми педагогами, в том числе при обучении студентов средних специальных учебных заведений (далее ССУЗов).Одной из задач Национального проекта РФ «Образование» является «создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [2]. Так же задачей проекта является «модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» [2].Одним из федеральных проектов, действующих в рамках нацпроекта «Образование» является «Цифровая образовательная среда». Целью проекта является «Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование стремления к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» [3].Все это было в планах у нашего государства, но наступил 2020 год и внес большие коррективы в образовательный процесс. Первый заразившийся коронавирусом в России был выявлен 1 марта. Об этом заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова в интервью для фильма Наили Аскер-заде "Опасный Вирус. Первый год" на телеканале "Россия-1". "Он появился у нас буквально 1 марта, и к 17 марта у нас уже был сотый случай заболевания", - отметила Попова [4]. Спустя месяц педагоги нашей станы стали заложниками ситуации и были вынуждены в кратчайшие сроки полностью перестроить процесс обучения в своих образовательных учреждениях. То, что было лишь перспективным планом развития образования стало неотъемлемой реальной частью каждодневной работы.В Ярославском филиале ПГУПС преподавателем которого я являюсь, система дистанционного обучения Moodle (далее СДО Moodle) была опробована еще в 2012 году. Данная электронная платформа позволяет достаточно в короткие сроки организовать качественное образование онлайн. Moodle – это современное программное обеспечение, позволяющее учителю и студенту эффективно взаимодействовать онлайн. Расшифровывается аббревиатура как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (в переводе с английского – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Предназначение цифрового образовательного ресурса – организация удаленного обучения. Это инновационная модель получения образования в режиме online из любого удобного обучающемуся места, где есть Интернет. Также понадобится гарнитура, веб-камера, принтер и сканер (для задействования всех максимально возможных функций среды). Учебная среда может использоваться на любом компьютере или современном мобильном устройстве с доступом во Всемирную сеть.

Сразу внесу ясность в вопрос о возможностях системы – при грамотном ее использовании всех компонентов мною не было внесено ни одного изменения в тематическое планирование по дисциплине, программа была выполнена в полном объеме с сохранением всех форм и видов занятий, в том числе были обучающимися были выполнены все лабораторные и практические работы, предусмотренные программой дисциплины, основной образовательной программой по специальности без нарушений ФГОС по специальности. Так же были реализованы все виды контроля предусмотренный календарным учебным графиком, в том числе проведение промежуточной аттестации студентов.

Далее опишу как это было реализовано. Согласно учебного плана на дисциплину ОП.02. Электротехника во втором семестре 2020-2021 учебного года отведено 82 часа, в том числе 2 часа консультаций перед экзаменом (6 часов). Кроме этого запланировано 60 часов теоретических занятий, 4 часа практических и 10 часов лабораторных занятий.

С реализацией теоретических занятий у большинства педагогов вынужденных «уйти на дистант» вопросов не возникло, так как СДО Moodle позволяет размещать текстовые файлы содержащие лекции, добавлять презентации в программе Microsoft PowerPoint формировать гиперссылки на учебную литературу, размещенную в электронных библиотеках, добавлять видеофайлы как записанные лично, так и заимствованные в сети Интернет. Сразу оговорюсь про заимствованные видеофайлы, надо быть очень внимательным и не нарушать авторские права при их использовании. Видео относится к объектам авторского права согласно статье 6 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Любые действия в отношении объектов авторского права регулируются законом (статья 48 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» указывает, что незаконное использование объектов авторского права несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность). Поэтому прежде чем добавить «чужой контент» в свой обучающий курс хорошо подумайте, возможно проще записать свою лекцию на 10-15 минут по материалу занятия и тем самым решить множество проблем, в том числе и ту что студенты привыкли воспринимать вас как учителя на своем занятии, а не «чужого дядю» из Интернета. Кроме этого можно использовать встроенные в систему возможности видеоконференции и проводить лекцию в реальном времени взаимодействую с обучающимися в полном объеме. Для реализации практических и лабораторных занятий так же использовались все описанные выше способы плюс мною использовались как уже готовые видеофайлы, были сняты заранее. Имею такую практику, если обучающийся находился на длительном больничном и не успевает в часы консультаций самостоятельно выполнить одну-две работы, при условии успешного выполнения остальных – навыки и практический опыт например сборки схем им уже отработаны и получен, то такому обучающемуся лабораторные занятия высылаются в виде видеозаписи работы других обучающихся на аналогичном занятии и ему остается только отсмотрев работу записать показания в свой бланк, выполнить расчеты, сделать выводы, ответить на контрольные вопросы. Но есть и еще один способ который был опробован так же не в этом году, но в этом как нельзя кстати пригодился. Все мы знаем, что существует масса программ и приложений для искусственного моделирования процесса. На своих дисциплинах я использую программу Программа Electronics Workbench. Она позволяет моделировать цифровые и аналоговые электронных схем, очень хорошо продуманный интерфейс, огромная библиотека элементов, правда иностранного производства.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на примере дисциплины ОП.02. Электротехника для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*