Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические особенности преподавания художественной керамики на специализации "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы"

14.12.2020 153 274
Андреев Николай Евгеньевич
Андреев Николай Евгеньевич, преподаватель

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Методическая разработка может быть использована преподавателями системы среднего профессионального образования и системы дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства.

Методическая система обучения декоративно-прикладному искусству способствует решению обучающих, воспитательных и развивающих задач, направленных на формирование  и развитие творческих способностей студентов, также на овладение новыми приемами, навыками и технологиями изготовления изделий из керамики.

Модель методической системы включает также условия для развития художественных способностей студентов, таких, как:

- создание проблемных ситуаций при постановке  творческих заданий;

- выполнение заданий на оптимальном уровне сложности;

- направленность обучения на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами;

- включение процесса индивидуально-творческой деятельности студентов;

- включение мотивационного компонента;

- выделение отдельных задач по решению образного содержания керамических изделий;

- направленность особенностей технологического процесса на решение образного содержания изделий из керамики;

- применение оъемно-пространственного мышления  при формировании сложных геометрических тел;

- изучение основ современного дизайна.

В современной теории обучения функции методов обучения разделяют на 2 группы. Первая группа связана с воспитательными, образовательными и развивающими целями обучения, а вторая группа -  с управленческими методами обучения – побуждающими – мотивационными, организующими и контролирующими. Также личное наблюдение, чувственная наглядность необходимы в обучении.  

 Для формирования художественных способностей студентов необходимо учитывать новейшие тенденции в области формообразования современной керамики. Принцип научности предполагает соответствие содержания учебной программы уровню развития современной научной мысли, накопленному опыту по технологии художественной керамики.

Развитию художественно-творческих способностей, таких, как зрительная память, наблюдательность, образное, абстрактное и конструктивное мышление способствует применение принципа наглядности. Через наблюдение, построение  и использование художественных форм  и пластических и декоративных качеств материала происходит развитие профессионального интереса.

Четкое  структурированное учебного материала, связи учебных и наглядных пособий, выделение главных понятий и категорий способствуют полному раскрытию у студентов художественно-творческих способностей.

Система учебных понятий по керамике должна строится на принципах от «простого» к «сложному», и чтобы в последующих занятиях использовались навыки и приемы, полученные ранее. Это и есть принцип систематичности и последовательности обучения

В процессе деятельности, направленной на развитие художественных способностей повышается их творческая активность. Но эта активность должна быть осознанна. Здесь подключается мотивационный компонент обучения. Предпосылками развития креативности являются сознательное и прочное усвоение технологических особенностей производства керамических изделий, принципов формообразования, пластических и конструктивных приемов.  Изучение истории керамического производства, особенностей художественного и образного языка мировых керамических центров, также современные тенденции развития искусства керамики необходимы для развития и формирования интеллекта личности художника – керамиста, способного креативно мыслить в соответствии с мировыми тенденциями в производстве керамических изделий. Главным принципом является доступность  обучения при достаточном уровне его сложности. Учет Уровня развития художественных способностей и интеллектуальных особенностей, уровня развития высших психических функций способствует развитию этого принципа

Очень важно изучение принципов изготовления керамического изделия в процессе подготовки художника - педагога.

При развитии творческих способностей происходит индивидуальное осмысленное видение, которое осуществляется путем переосмысления материала, его образного и идейного  содержания.

Ручная лепка, формование на гончарном круге, моделирование, набивка и отливка в гипсовую форму, является усложняющей задачей. Использование определенных керамических материалов (гончарная глина, шамотная масса, шликер, фаянс) – учитывая возможности и специфику технологии обработки этих материалов, перед студентами ставится задача по созданию образности в керамическом изделии.

Учет темперамента, года обучения, уровня подготовленности, уровня развития художественных способностей  позволяет определить для каждого студента направление в обучении и выявить этапы, в которых он испытывает сложности. Выделяю такие этапы, как:

- создание эскиза в 3-х мерном изображении;

- соблюдение технологического процесса при формообразовании керамического изделия;

- соответствие внешнего и внутреннего содержания.

На первом этапе создания керамического изделия студентами (поиск замысла) использую объяснительно-иллюстративный  и репродуктивный методы, метод проблемного обучения.  На  этапе « работа в материале» воплощение замысла от студента требуется постоянное совершенствование знаний, умений и навыков, изучение аналогов (высоких образцов художественной керамики), работа  с материалом.  Здесь я ставлю акцент на методы проблемного типа (эвристический и исследовательский). Также важной задачей является овладение умениями и навыками по трансформации эскиза  с плоского изображения в трехмерное (в материал). Это проблема восприятия, и для передачи образа необходимо держать в памяти все мельчайшие компоненты и элементы изображаемого. Это очертания, пропорции, стилистические особенности, особенности конструктивного построения, декоративные элементы.

Проведение занятий в форме лекций, бесед, практических занятий лучшим образом способствует изучению истории возникновения искусства керамики, специфики построения керамических форм, разработки упражнений аналитического, исследовательского характера, направленности каждого занятия на решение творческих задач. Также я использую постановку учебных задач, направленных на выявление специфики образного языка художественной керамики (пространственная композиция, декоративность, пластичность, колорит). Большую роль играет использование наглядного материала – готовых фотографий, каталогов с выставок, стендов с технологическими этапами (технологические карты с подробным описанием процесса изготовления отдельных керамических изделий), информация с интернет – источников.

Основное внимание необходимо уделять одновременному совершенствованию взаимодополняющим способностям, которые обеспечивают наиболее успешное развитие творческих способностей личности студентов. Направленность в обучении на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, создание мотивационной потребности, выделение задач по решению образного содержания керамических изделий по постановке учебных задач – все это способствует реализации образного содержания в работах студентов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические особенности преподавания художественной керамики на специализации "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*