Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время система образования является важной сферой в деятельности человека. Обновлённому обществу необходимы компетентные специалисты, которые обладают творческим мышлением, новым взглядом на проблемы, способные самостоятельно преобразовывать полученные знания.
Возникает необходимость в комплексном решении проблемы качества подготовки будущих специалистов. Для решения обозначенной проблемы необходима разработка инновационных педагогических концепций, технологий, методов обучения и контроля.
Целью статьи является показать применение в педагогической деятельности инновационных технологий и методов, которые способствуют повышению качества подготовки студентов.
Главной задачей является максимальное вовлечение каждого судента в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии - проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» означает:
1 - описание и рассмотрение конкретной практической ситуации из практики будущей деятельности студентов, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых студентам для самостоятельной работы.
Кейс – технологии, как метод анализа конкретных ситуаций, наиболее эффективно позволяют соединить теорию и практику; анализировать и сортировать информацию для решения данной задач; формировать умения переносить полученные знания в новую ситуацию; принимать решения при стандартных и нестандартных ситуациях.
Кейс обычно состоит из трех частей: описание конкретной ситуации; вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; задания к кейсу. Кейс – это единый информационный комплекс.
К разным видам кейсов относят: практический, обучающий, научно-исследовательский.
Метод case-study — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие виды работ студентов: индивидуальная самостоятельная работа с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Мною успешно применяется метод case-study на некоторых теоретических и практических занятиях по дисциплине ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
По теме «Основы законодательства об охране здоровья граждан» студентам техникума предлагается информационный кейс по составлению комплекта нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оказания платных медицинских услуг.
При обсуждении вопроса «Права и обязанности лечебных учреждений и граждан при оказании медицинской помощи» на занятиях применяется метод игрового проектирования и метод дискуссии с обсуждением проблемных вопросов, касающихся правового статуса субъектов медицинского права и приведением примеров по материалам периодических изданий и судебной практики.
Практические занятия планируются в компьютерном классе, работа с мультимедийным кейсом позволяет совместить деятельность обучающегося по поиску необходимых нормативных актов для разрешения профессиональной ситуации и обучение навыкам работы со справочно-правовыми системами.
Задание кейса обычно включает поиск информации с использованием конкретной справочно-правовой системы «Консультант +», «Гарант», «Кодекс» и работу с документом с применением возможностей правовой базы: оценка актуальности документа, анализ последних изменений, переходы к документам, которые связаны с рабочим бланкетными нормами права.
Важным моментом в поддержку применения кейс-технологий при изучении права является заинтересованность студентов. Реальная жизненная задача мотивирует и дает понимание важности правовой подготовки, как для профессиональной деятельности, так и для решения стандартных и не стандартных жизненных ситуаций. Данный метод дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке учебного занятия, а не в реальной жизни с определёнными угрозами и рисками в случае неправильного решения.
Сложность в применении данной технологии связана с тем, что эффективна работа по решению кейса только в том случае, если занятием предусмотрено достаточное время для самостоятельной индивидуальной или групповой работы и совместного обсуждения.
Второй аспект, это сложности подготовки материалов кейса преподавателем, который должен учесть базовые знания и умения, цели занятия, актуальность профессиональных ситуаций в условиях постоянного обновления действующего законодательства.
Анализ результатов применения данной технологии при изучении дисциплины ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности показал положительную динамику по таким показателям как средний балл и качество. В группах по результатам первого практического занятия он не превышал 3.6-3,8 , качество составило 49%. К последнему, итоговому занятию показатель повысился до 4,4-4,5 и 85% качество соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности применения кейс-технологий, которые способствуют формированию не только профессиональных, но и общих компетенций, к примеру: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них, брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий, работать в коллективе и команде, продуктивно общаться с коллегами, потребителями, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, организовывать собственную деятельность.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Кейс–технологии как одни из методов повышения качества образования подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.