Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кейс–технологии как одни из методов повышения качества образования подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС

11.12.2020 384 714
Григоренко-Болгарова Ольга Вячеславовна
Григоренко-Болгарова Ольга Вячеславовна, преподаватель, зав. ресурным центром

Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова

В настоящее время система образования является важной сферой в деятельности человека. Обновлённому обществу необходимы компетентные специалисты, которые обладают творческим мышлением, новым взглядом на проблемы, способные самостоятельно преобразовывать полученные знания.

Возникает необходимость в комплексном решении проблемы качества подготовки будущих специалистов. Для решения обозначенной проблемы необходима разработка инновационных педагогических концепций, технологий, методов обучения и контроля.

Целью статьи является показать применение в педагогической деятельности инновационных технологий и методов, которые способствуют повышению качества подготовки студентов.

Главной задачей является максимальное вовлечение каждого судента в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии - проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология»  означает:

1 - описание и рассмотрение конкретной практической ситуации  из практики будущей деятельности студентов, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых студентам для самостоятельной работы.

Кейс – технологии, как метод анализа конкретных ситуаций, наиболее эффективно  позволяют  соединить теорию и практику; анализировать и сортировать информацию для решения данной задач; формировать  умения  переносить полученные знания в новую ситуацию;  принимать решения при стандартных и нестандартных ситуациях.

Кейс обычно состоит из трех частей: описание конкретной ситуации; вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; задания к кейсу. Кейс – это единый информационный комплекс.

К разным видам кейсов относят: практический, обучающий, научно-исследовательский.

Метод case-study — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие виды работ студентов: индивидуальная самостоятельная работа с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Мною успешно применяется метод case-study на некоторых теоретических и практических занятиях по дисциплине ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

По теме «Основы законодательства об охране здоровья граждан» студентам техникума предлагается информационный кейс по составлению комплекта нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оказания платных медицинских услуг.

При обсуждении вопроса «Права и обязанности лечебных учреждений и граждан при  оказании медицинской помощи» на занятиях применяется метод игрового проектирования и метод дискуссии с обсуждением проблемных вопросов, касающихся правового статуса субъектов медицинского права и приведением примеров по материалам периодических изданий и судебной практики.

Практические занятия планируются в компьютерном классе, работа с мультимедийным кейсом позволяет совместить деятельность обучающегося по поиску необходимых нормативных актов для разрешения профессиональной ситуации и обучение навыкам работы со справочно-правовыми системами.

Задание кейса обычно включает поиск информации с использованием конкретной справочно-правовой системы «Консультант +», «Гарант», «Кодекс» и работу с документом с применением возможностей правовой базы: оценка актуальности документа, анализ последних изменений, переходы к документам, которые связаны с рабочим бланкетными нормами права.

Важным моментом в поддержку применения кейс-технологий при изучении права является заинтересованность студентов. Реальная жизненная задача мотивирует и дает понимание важности правовой подготовки, как для профессиональной деятельности, так и для решения стандартных и не стандартных жизненных ситуаций. Данный метод дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке учебного занятия, а не в реальной жизни с определёнными угрозами и рисками в случае неправильного решения.

Сложность в применении данной технологии связана с тем, что эффективна работа по решению кейса только в том случае, если занятием предусмотрено достаточное время для самостоятельной индивидуальной или групповой работы и совместного обсуждения.

Второй аспект, это сложности подготовки материалов кейса преподавателем, который должен учесть базовые знания и умения, цели занятия, актуальность профессиональных ситуаций в условиях постоянного обновления действующего законодательства.

Анализ результатов применения данной технологии при изучении дисциплины ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности показал положительную динамику по таким показателям как средний балл и качество. В группах по результатам первого практического занятия он не превышал 3.6-3,8 , качество составило 49%. К последнему, итоговому занятию показатель повысился до 4,4-4,5 и 85% качество соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности применения кейс-технологий, которые способствуют формированию не только профессиональных, но и общих компетенций, к примеру: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них, брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий, работать в коллективе и команде, продуктивно общаться с коллегами, потребителями, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, организовывать собственную деятельность.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Кейс–технологии как одни из методов повышения качества образования подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*