Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование цифровой образовательной среды профессиональной образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО

11.12.2020 587 954
Селезнёв Алексей Геннадиевич
Селезнёв Алексей Геннадиевич, преподаватель, методист

Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова

Формирование цифровой образовательной среды в профессиональной образовательной организации (ПОО) — насущная необходимость, т.к. техникумы, колледжи несут особую миссию, заключающуюся в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к выполнению профессиональных обязанностей, а также к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Цифровая образовательная среда ПОО предполагает набор Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к формированию условий реализации образовательной программы профессионального образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Кроме того, цифровая образовательная среда ПОО должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Таким образом, цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации (ЦОС ПОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учётом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

Согласно требованиям ФГОС СПО к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ПОО включает в себя:

  • эффективное управление профессиональной образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
  • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде профессиональной образовательной организации;
  • проектирование и организацию  индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
  • планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов, проектов);
  • обеспечение доступа в библиотеке профессиональной образовательной организации к информационным ресурсам сети Internet, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.

Исходя из этого ЦОС ПОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Основными структурными компонентам ЦОС ПОО в соответствии с требованиями ФГОС СПО являются:

  • техническое обеспечение;
  • программные инструменты;
  • обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
  • отображение образовательного процесса в информационной среде;
  • компоненты на бумажных носителях;
  • компоненты на DVD, DVD-R, DVD-RW, CD, CD-R, CD-RW и др.

ЦОС ПОО должна обеспечить решение следующих задач:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), преподавателей, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Формирование ЦОС в каждой ПОО —  процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в профессиональной образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

  • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ПОО;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных дисциплин;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ПОО и служб сопровождения;
  • обеспеченность ПОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Internet и к ресурсам медиатек;
  • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

В процессе формирования цифровой образовательной среды ПОО можно выделить несколько этапов:

  1. Организационный этап:
  • производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС СПО;
  • планирование пополнения материально-технической базы;
  • планирование обучения коллектива ПОО;
  • анализ уровня ИКТ – компетентности преподавателей;
  • разработка локальных актов;
  • выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
  1. Этап формирования ЦОС:
  • создание службы методического и технического сопровождения ЦОС;
  • формирование материально-технической базы;
  • обучение персонала;
  • формирование единого информационного пространства в ПОО;
  • обеспечение информационной безопасности в ЦОС ПОО.
  1. Аналитический этап:
  • оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС СПО;
  • внесение изменений в планирование формирования ЦОС.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование цифровой образовательной среды профессиональной образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*