Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка "Индивидуальный подход в преподавании современной биологии (на примере генетики)"

10.12.2020 221 356
Жукова Елена Геннадьевна
Жукова Елена Геннадьевна, преподаватель

Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова

На сегодняшний день биология является одной из самых перспективных наук. Век XXI - век биологии. Огромные материальные и интеллектуальные ресурсы вкладываются в развитие данной науки. Такие специфичные научные термины, как клонирование, мутации, ДНК, становятся общеизвестными и популярными в обществе. Но большинство людей далеки от истинного понимания этих терминов. Остаточные знания из школьного курса биологии не позволяют современному человеку разобраться в современных биологических открытиях, которые становятся революционными в обществе. Поэтому возникает необходимость в новых подходах в преподавании биологии.

Одной из тем общей биологии, вызывающей наибольшие трудности в изучении обучающимися, является генетика. Для данной науки характерно большое количество специальной терминологии, особых закономерностей, методов, задач. Изучение генетики требует развитого абстрактного мышления.

Значение генетики для медицины огромно. Генетика является теоретической базой медицины, ее философией, дает ключ к пониманию молекулярно-генетических процессов, приводящих к развитию заболеваний.

Одним из эффективных методов преподавания предмета генетика может стать индивидуальный подход. Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности студентов, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.

1. Особенности генетики как учебной дисциплины

Известно, что формирование генетики как научной дисциплины относится к началу ХХ в., когда былипереоткрыты законы Менделя, появились понятия ген, фен, мутация. Затем в течение последующих 20-30 лет при многих университетах возникли кафедры генетики, началось преподавание этой дисциплины, стали выходить периодические издания, монографии, учебники. Период 1920-1940 гг. отмечен тем, что в генетике сложилась хромосомная теория наследственности, в рамках которой гены рассматриваются как компоненты хромосом, расположенные линейно (подобно бусам на нитке). Принципиальными свойствами генов считают их способность к самоудвоению, а также контроль за развитием и передачей, признаков по наследству.

Успехи в теории и методологии генетики привели к тому, что эта наука резко расширила объем исследований. Началось структурирование генетики по объектам и уровням изучения. Постепенно стали выделять в качестве отдельных разделов (а потом и самостоятельных дисциплин) генетику человека, генетику растений, генетику микроорганизмов и т.д., а также биохимическую генетику, клеточную генетику, генетику развития, популяционную генетику и др.

Успехи следующего, революционного, этапа развития генетики, охватывающего 1940-1960 гг., широко известны. Установление роли нуклеиновых кислот как носителей генетической информации, открытие двухспиральной структуры ДНК, выяснение связи между генами и белками в виде знаменитой формулы "один ген -- одна полипептидная цепь" и ряд других выдающихся достижений качественно изменили генетику. Наука о наследственности и изменчивости обрела надежную молекулярную базу, при этом непосредственно молекулярные исследования генетических проблем стали рассматривать как особую область -- молекулярную генетику. Этап 1960-1980 гг. начался с расшифровки генетического кода. Развитие методов секвенирования нуклеиновых кислот и белков в 70-е гг. дало ряд принципиальных результатов. Особо надо отметить, что после длительной напряженной работы установлена полная нуклеотидная последовательность РНК-содержащего трехгенного фага MS2, в которой оказалось 3569 нуклеотидов. Иными словами, был расшифрован первый геном пусть и простого организма. Аминокислотные последовательности всех трех белков, кодируемых этим фагом, тоже удалось определить. В последующие годы установленная закономерность, связывающая гены и полипептидные цепи не только многократно подтверждалась, но и использовалась в различных исследованиях. Вскоре после успеха с вирусом MS2 подобные данные были получены еще для трех минимальных вирусов: R-17, Qb и Ј2. Можно сказать, что эти работы положили начало исследованиям полных геномов организмов, т.е. легли в основу современной геномики.

Таким образом, современную генетику человека с уверенностью можно рассматривать как особо перспективную биологическую науку, которая представляет молодым исследователям уникальную возможность принять участие в расширении горизонтов познания жизни.

Генетика по праву считается одной из самых важных областей биологии. Сегодня главный объект исследований -- человек. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов и продления жизни человека. Из генетики человека часто выделяют как самостоятельный раздел, медицинскую генетику, что не вполне оправданно, так как генетические механизмы, определяющие наследственные болезни и нормальные свойства, одинаковы для всех биологических существ. Специфика заключается лишь в том, что наследственные болезни человека связаны с теми из хромосомных нарушений, которые блокируют нормальное развитие. Немаловажное значение в снижении частоты наследственных недугов имеет широкое распространение медико-генетических консультаций, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическая разработка "Индивидуальный подход в преподавании современной биологии (на примере генетики)"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*