Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследовательские навыки студентов колледжей – показатель развития в условиях устойчивого образования

07.12.2020 372 588
Григорьева Любовь Владимировна
Григорьева Любовь Владимировна, аспирант, ассистент кафедры

Северо-Кавказский федеральный университет

В своих последних программных документах ЮНЕСКО присвоила высший приоритет качеству в сфере образования. Это разъясняется тем, что выживание человечества в XXI в. связано с моделью устойчивого развития, в которой ведущим законом становится закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта. Качество образования было и остается одной из важнейших и сложнейших проблем образования как социально-экономической системы, которая отвечает за интеллектуальное воспроизводство человеческого общества. Тенденции развития систем профессионального образования передовых стран характеризуются активным поиском новых направлений и способов эффективной подготовки высококвалифицированной и мобильной рабочей силы, обеспечения устойчивости всей системы образования в условиях интенсивных социально-экономических изменений [2].

Важным показателем развития системы профессионального образования может служить состояние научно-исследовательской и научно-методической работы. Множество научных концепций развития профессионального образования может свидетельствовать о недостаточной устойчивости существующей системы и продолжающемся поиске целей и способов их достижения.

Одной из форм, формирующей основы научно-исследовательской деятельности студентов, является студенческое научное общество. Такая форма организации деятельности студентов, позволяет сформировать цельную личность - профессионала, готового решать важные, необходимые задачи, стоявшие перед человечеством.

Научное общество представляет собой добровольную общественную организацию студентов, объединившихся на основе общности научных интересов и активно занимающихся научно-исследовательской работой. Занятия проходят после основных учебных занятий. Деятельность СНО основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Для студентов научно-исследовательская деятельность является основой профессионального успеха. Студенты, входящие в СНО, без сомнения, являются научной элитой образовательного учреждения.

Студенческое научное общество, как форма самостоятельной работы, помимо развития профессиональных и общих компетенций, позволяет развить лидерские, коммуникативные качества. Научные общества учащихся являются, основным видом научно-исследовательской работы студентов, что благоприятно влияет на развитие личности в целом.

Студенческое научное общество сформировано «в целях объединения творческой молодежи, стремящейся:

совершенствовать свои знания в определенной области науки, технического творчества, изобретательства, развития своих интеллектуальных способностей, приобретения умений и навыков научно-исследовательской деятельности» [1].

При функционировании общества решаются основные задачи научно исследовательской деятельности обучающихся: развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, их применение к решению актуальных практических задач; проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике; демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные; привитие интереса к научной деятельности, повышения исследовательской позиции, навыков аналитического мышления.

Как и в любой студенческой организации, здесь нужен педагог-руководитель, имеющий опыт ведения научно-исследовательской деятельности. Руководитель СНО назначается директором, руководителем образовательной организации из числа преподавателей. Основные обязанности состоят в систематическом контролировании образовательного пространства, написание программы кружка, утверждение плана работы на текущий учебный год, подготовка отчетов деятельности за отчетный период. Часто руководителем СНО назначают преподавателя естественных, технических или физико-математических дисциплин. Это объясняется большим научным потенциалом, опытом ведения научных исследований, проектных команд [3].

Руководство СНО требует от преподавателя не только знания теоретических основ, но и владение практическими исследовательскими методами. Значительная часть научной деятельности носит практический характер. Важная ее составляющая – умение критически мыслить, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления.

Руководитель студенческого научного общества должен иметь лидерские качества. Он должен заряжать своим стремлением, интеллектом, желанием студентов для занятий наукой и научными исследованиями. Умение вести за собой это один из краеугольных черты руководителя. Руководитель, это тот человек, который указывает направление пути и готов его пройти вместе.

Подготовка студентов своих научных результатов к публикации, важный и обязательный аспект работы СНО. Личный опыт участия в научных конференциях, помогает преподавателю подготовить студента к очному выступлению. Качественно представить результаты исследований. Умение правильно, доступно объяснить принципы научной работы, правила написания статей, залог качественной работы научного общества. Обучая навыкам исследовательской деятельности, преподаватель должен использовать формы, методы и средства обучения помогающие формировать аналитическое мышление, умение правильно подбирать научный материал, работать с методами статической обработки данных.

Анализируя опыт внедрения и функционирования студенческого научного общества   (СНО) в Ставропольском государственном политехническом колледже можно увидеть заинтересованность студентов к занятиям исследовательской деятельности. Студентами демонстрируются стабильные показатели повышения качества обучаемости в колледже и их публикационной активности.

С 2016 года студенты колледжа, постоянно занимают призовые места в региональных конференциях и конкурсах научно-технического творчества. Активно участвуют в международных конференциях, опубликовывают свои научные исследования в научных сбониках.

Тематика, содержание и уровень докладов позволяют наиболее способным студентам СПО конкурировать со студентами вузов. Результаты НИР студентов помогают выявлению наиболее способных учащихся, склонных  к дальнейшей научной деятельности, и служат средством для проектирования их индивидуальной образовательной траектории.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Исследовательские навыки студентов колледжей – показатель развития в условиях устойчивого образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*