Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательный аспект личностно-ориентированных технологий образовательного процесса

25.10.2013 1718 4409
Ярославцева Елена Анатольевна, методист, преподаватель гуманитарных дисциплин

Филиал горного университета "Хибинский технический колледж"

Развитие в России новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении к уровню образованности, и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием. Что нужно молодому человеку, начинающему трудиться в ХХ1 веке, для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях? Современный и будущий работодатель, общество в целом заинтересованы в таком работнике, который не просто умеет самостоятельно добывать знания, решать разнообразные проблемы, критически и творчески мыслить. Он должен обладать определенными качествами личности, которые, нужны  человеку для успешной жизни в социуме. Выпускнику колледжа или другого учебного заведения необходимо: уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах; быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах; уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

 

Формирование такой личности соответствует велению времени, созвучно сегодняшнему социальному идеалу воспитания. Свой характер человек проявляет, прежде всего, регулируя, изменяя свою собственную деятельность. Только изменившись сам, он способен преобразовывать окружающий его мир.

 

Очевидно, что получить такого специалиста, применяя только традиционные методы обучения и воспитания, не представляется возможным. Выполнить социальный заказ общества учебное заведение сможет лишь, реализовав современные тенденции в образовании, а сегодня – это новые, личностно-ориентированные технологии. Другими словами, это такое образование, в котором личность студента стоит в центре внимания педагога, где воспитание и обучение есть взаимосвязанные и взаимообеспечивающие друг друга подсистемы единого процесса. Обучение, при этом, обращается к развитию интеллектуально-практической стороны человека, а воспитание – его эмоционально-ценностной стороны. Данные технологии еще глубже раскрывают деятельностный подход, который сегодня так актуален в процессе формирования современного специалиста.

 

Из всего разнообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее адекватными поставленным воспитательным целям, с нашей точки зрения, являются: обучение в сотрудничестве (cooperative learning), метод проекта, компьютерные технологии.

Данные технологии показывают свою эффективность на протяжении многих лет. Причины их высокой продуктивности,  во-первых, в том, что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий, они наиболее легко вписываются в учебный процесс, а во-вторых, потому, что эти истинно педагогические технологии имеют глубоко личностную природу и тесно связаны с воспитанием.

 

Все применяемые нами технологии, создают необходимые условия, при которых в рамках любой учебной дисциплины образовательный процесс может быть организован таким образом, что студент получает возможность развивать в себе определенные качества и свойства. Этот комплекс общечеловеческих ценностей можно рассматривать в качестве модели личности человека, как деятеля, ориентированного на активное поведение в меняющейся обстановке, и, обладающего необходимым воспитательным потенциалом.

 

Соотношение черт характера с принципами, обеспечивающими их развитие, можно представить следующим образом:

Условия, обеспечивающие развитие определенных качеств и свойств

Комплекс черт характера

Предоставление студентам права свободного выбора заданий

  • готовность к разумному риску
  • самостоятельность

Помощь преподавателя студенту, создание доброжелательной, одобряющей психологической атмосферы на занятия

  • целеустремленность
  • инициативность
  • доброжелательность друг к другу и к преподавателю
  • сопереживание
  • честность
  • коммуникабельность
  • открытость
  • альтруизм

Максимальная эвристичность учебных заданий, требующих определенного запаса знаний и умений

  • понятливость
  • компетентность
  • находчивость

Побуждение студентов к рефлексивным оценкам итогов своей учебной работы, в том числе индивидуальной и коллективной

  • активность
  • разносторонность
  • контактность
  • сообразительность
  • дальновидность

 

Например, формированию чувства разумного риска способствует принцип свободы выбора заданий разного уровня сложности, тем рефератов или проблем для исследований. Их применение обуславливает соответствующую подготовку всего образовательного процесса в поисковом режиме, связанного с риском. Студенты, соизмеряя свои притязания с реальным багажом знаний, выбирают для выполнения задания разного уровня сложности. Возможность выбора и поисковый характер учебно-познавательной деятельности содержатся в самих заданиях, а помощь преподавателя и побуждение учащихся к рефлексии, могут быть обеспечены непосредственно в процессе обучения.

 

Так, любая гуманитарная дисциплина предоставляет большие возможности для использования метода проекта, предусматривающего, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проекта органично сочетается с групповым подходом к обучению. Например, изучая на уроках социологии проблемы общества, студенты имеют возможность самостоятельно выбрать для исследования любую из них. И в какой бы сфере общественной жизни ни проводились эти исследования, в ходе их проведения реализуется целый комплекс воспитательных задач: нравственных, гражданских, эстетических, экологических и т.д.

 

Большое значение в воспитании коммуникабельности, активности, сопереживания имеет решение такой проблемы, как формирование рабочих групп. Здесь нет единых требований. Группы формируются так, чтобы в каждой были студенты разного уровня обученности. Выполняя задания, они сами договариваются между собой о порядке выполнения работы. Обязательным условием при этом является активное участие в работе каждого члена группы. Главное, надо помнить – мы в одной лодке: или выплываем вместе, или утоним вместе!Таков девиз обучения в сотрудничестве. Помогая другим, учимся вместе!

 

В условиях личностно-ориентированного обучения иную роль и функцию в учебном процессе приобретает преподаватель. Она ни менее значительная, чем при традиционной системе обучения, но, иная. Если при традиционной системе преподаватель – основной источник знаний с контролирующими функциями, то при новой парадигме он выступает больше, как организатор учебного процесса, консультант. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности. Так, при работе в сотрудничестве, важно следить не только за академическими успехами, но так же за психологическими аспектами общения студентов. Необходимо, чтобы на каждом уроке, каждый студент четко помнил, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться преподавателем.


Например:

Я буду наблюдать за тем, как вы:

  • слушаете товарища
  • помогаете друг другу
  • вместе решаете возникшую проблему

При подведении итогов работы группы, отдельно учитывается и оценивается взаимопомощь, чувство товарищества, степень овладения коммуникативными умениями


Обучая студентов искусству общения, на уроке можно организовать небольшие тренинги или упражнения, закрепляющие коммуникативные умения. Например, преподаватель может попросить каждого студента составить перечень качеств, важных для делового и продуктивного общения, обсудить их, приводя примеры, иллюстрирующие как и когда эти качества помогли преодолеть то или иное обстоятельство и улучшить отношение с окружающими. Если за качество проголосовало большинство участников, оно включается в общий список. В графе «самооценка» каждый должен поставить себе оценку в зависимости от того, насколько свойственно ему то или иное качество.

 

Список качеств, важных для общения

Качество

Самооценка

Умение слушать людей

Умение убеждать

Интуиция

Наблюдательность

Душевность

Тактичность

Энергичность

Открытость

Искренность

 

 

Для того, чтобы студенты постоянно самосовершенствовались, можно предложить им задание на более продолжительный срок. Например, вести дневник «Мой стиль общения». Его заполняют в течении всего курса обучения или в период работы группы.


Дневник «Мой стиль общения»

Дата

Партнеры по общению

Содержание общения

Мои новые ощущения

Конкретные выводы

Практические шаги

 

Обсуждать результаты наблюдений лучше всего индивидуально, во внеурочное время. При этом важно заострить внимание на том, какие события запомнились студенту больше всего, и какие он сделал из этого выводы. (Рефлексия: пожалуй, я попробую…) Аналогичные упражнения и тренинги можно использовать в любой технологии.

 

Реализация личностно-ориентированного образования, в котором ведущую роль играет воспитание характера студента, требует соответствующего методического обеспечения. К сожалению, сегодня преобладающими остаются программы, где представлены лишь сведения, которые следует передать студентам. Тем самым деятельность учащихся заведомо сводится к пассивному восприятию информации, а деятельность преподавателя – к озвучиванию прописных истин. Следовательно, информационно-репродуктивный характер образования закладывается на уровне учебных программ.

 

Для воспитывающего личностно-ориентированного образования необходимы такие программы, в которых обязательна деятельностная и коммуникативная составляющие, ориентированные на реализацию уже ранее отмеченных принципов. В таких программах должна быть зафиксирована структура коммуникаций между его участниками. Другими словами, первенствовать в программе должно не то «что» изучается, а «зачем» и «как», и уже затем, «на каких объектах» осуществляется обучение. Необходимо глубже раскрыть коммуникативную сущность образовательного процесса, его воспитательные аспекты.

 

Такое построение учебного процесса устраняет направленность обучения на зубрежку, уже невозможную в современных условиях роста информации и качественно нового контингента студентов, обладающих более широким кругозором, имеющих доступ к самым современным средствам массовой информации. Необходимо изменить всю идеологию образования: из репродуктивной, знание центристской, она должна превратиться в развивающую, культуросообразную. И хотим мы этого или нет, но, чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста, легко приспосабливающегося к реалиям сегодняшнего дня, неизбежным становится обращение к новым формам образования, освоение методов гуманистической, личностно-ориентированной педагогики. Осознание этого факта – достояние сегодняшнего дня.

 

Литература 

  1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
  2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
  4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.
  5. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
  6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*