Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Цифровизация системы образования: современное состояние и вызовы XXI века (По материалам учебного курса "Информатика")

30.11.2020 438 829
Самкина Татьяна Юрьевна
Самкина Татьяна Юрьевна, преподаватель

Филиал Самарский государственный университет путей сообщения в городе Алатыре

В современном динамично развивающемся обществе передовые технологии выступают как его неотъемлемый элемент. В XXI веке сложно представить себе повседневную жизнь человека без компьютеров, телефонов, планшетов, подсоединенных к глобальной сети Интернет. Передовые информационные технологии прочно проникли во все сферы общественной жизни, создав насущную необходимость в их использовании. В связи с происходящими процессами к современному человеку нынешнего века предъявляется гораздо больше требований: помимо примитивных умений в форме чтения и письма, ему, как показывает практика, необходимо овладеть навыками сбора, передачи, использования, анализа данных в информационном и цифровом пространстве. Указанные положения свидетельствуют о том, что сегодня наличие у человека информационной культуры является необходимым условием существования в обществе. В этом смысле особую роль в формировании информационной культуры отводится системе образовании. В частности, в образовательных учреждениях преподается учебная дисциплина «Информатика», которая, в первую очередь, направлена на рассмотрение вопросов о сущности информатики как одной из областей государственной информационной политики, об информационных процессах в различных сферах обществах, а также об использовании информационных и цифровых технологий в профессиональной и учебной деятельности. Изучение учебного курса «Информатика» нацеливает обучающихся на достижение следующих целей:

– формирование представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

– формирование умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

– формирование умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов средствами информатики, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других учебных курсов;

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

– приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;

– приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и глобальных информационных коммуникаций в глобальных сетях, в частности в сети Интернет;

– осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;

– владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием ИКТ, средств образовательных и социальных коммуникаций.

Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда обобщается и систематизируется учебный материал по информатике основной школы в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у обучающихся общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности. Именно учебный курс «Информатика» способствует формированию умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации. В будущем эти навыки позволят успешно осваивать обучающимся IT-специальности.

Вызовы XXI века предопределили активное применение IT-технологий, прежде всего и в системе образования. В настоящее время полным ходом идет процесс цифровизации образования, который постоянно ускоряется. Две педагогические категории – «информатизация» и «цифровизация» – различны, но взаимосвязаны. Под информатизацией понимается комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий [1, с. 136]. Как утверждают исследователи, этап информатизации образовании в Российской Федерации, несомненно, пройден: образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе [2, с. 107]. IT-специалисты стали востребованы на рынке труда как никогда ранее. Цифровизация же представляет собой следующий за информатизацией уровень развития образования. Она, прежде всего, характеризуется доступностью образования для всех слоев населения, применением виртуальных электронных технологий, самоорганизацией образования, использованием индивидуальных методов для каждого обучающегося, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, что в совокупности способствует повышению эффективности труда, образованности и занятости населения.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Цифровизация системы образования: современное состояние и вызовы XXI века (По материалам учебного курса "Информатика")




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*