Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возможности формирования речевого этикета студентов СПО в процессе преподавания профессиональных дисциплин

17.11.2020 369 565
Селезенева Елена Валерьевна
Селезенева Елена Валерьевна, преподаватель

Генералова Алёна Олеговна
Генералова Алёна Олеговна, преподаватель

Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС

Формирование и закрепление навыков делового общения является одной из важнейших составляющих профессионального образования, способствует активизации его творческих и интеллектуальных способностей, раскрытию его индивидуальности и формированию креативного мышления. По мнению К.Е. Годпастера, речевой этикет – это также «мощнейшее стратегическое средство на пути достижения поставленных целей» [1]. Особую важность речевой этикет имеет в бизнесе, экономике, политике – тех областях, где межличностная коммуникация часто определяет характер долгосрочных, стратегических отношений между предприятиями, корпорациями, государствами.

Согласно действующему Приказу Минобрнауки России от 05.02.2018 N 67 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело» Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать рядом общих компетенций, в том числе:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Помимо того, с 2018/2019 учебного года студенты, согласно профессиональным стандартам, являющимся основой формирования рабочих программ дисциплин и модулей, должны осваивать не только общие и профессиональные компетенции, но также и дополнительные профессиональные компетенции (ДПК). Ряд ДПК предусматривает формирование у студентов умения устанавливать и развивать деловые отношения с клиентами, работать с возражениями, доступно излагать условия предоставления банковских продуктов целью избегания двусмысленности или возможного недопонимания заемщиками, не обладающими специальными знаниями в банковской сфере; урегулировать спорные вопросы с клиентами, что автоматически предполагает знание основ психологии общения, ведения консультационной работы с клиентами, технологии ведения переговоров и делового этикета.

В этой связи актуализируются вопросы, связанные с формированием у студентов умений вести деловые переговоры, знать правила и порядок ведения деловой переписки на государственном и иностранном языках, уметь разрешать профессиональные конфликты. Всё это невозможно без формирования у студентов речевой культуры, действующей в бизнес-сообществе.

Согласно определению Е.Ф. Платаш, под речевым этикетом понимается «принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Разновидностью речевого этикета является профессиональный речевой этикет.» [2] Это определение делает акцент на форму коммуникации и её уместность в том или ином ситуативном контексте.

Хабарин М.О. определяет профессиональную речевую культуру не только как набор знаний, умений и навыков, но как «совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на коммуникантов и позволяющая наиболее эффективно организовать производственный процесс […] в процессе принятия решений» [4]. Тем самым он подчеркивает важность речевой культуры для достижения результата.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Возможности формирования речевого этикета студентов СПО в процессе преподавания профессиональных дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*