Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследовательская деятельность как одно из эффективных средств становления профессионала в условиях инноваций

16.11.2020 449 759
Грошева Татьяна Михайловна
Грошева Татьяна Михайловна, преподаватель

Уральский химико-технологический колледж

Сегодня инновационная деятельность провозглашена в качестве приоритетного направления государственной политики нашей страны. Инновации – это один из важнейших факторов развития современного мира, что в свою очередь предъявляет требования к подготовке кадров с гибким продуктивным мышлением, активным воображением, способных к самообразованию, к разработке и реализации  инновационных проектов в различных областях [4, 308].  

В связи с этим перед преподавателем стоит задача - помочь обучающимся стать профессионалами, способными к конкуренции в своей области деятельности, умеющими адаптироваться к быстро изменяющимся современным условиям. Подобные  требования к молодым профессионалам выделяют важную роль воспитания у обучающихся прочного познавательного интереса, развития аналитического, критического и творческого мышления, являющихся основными характеристиками современной всесторонне развитой личности.  Одним из эффективных средств достижения данной цели является исследовательская деятельность студентов -  одна из практико – ориентированных образовательных  технологий, которая использует  в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование, основанное на выполнении обучающимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством преподавателя  - руководителя исследовательской работы [5, 26].

Исследовательская деятельность  студентов – это один из видов самостоятельной работы, связанной  с поиском и  проведением исследований, экспериментами в целях расширения уже имеющихся и получения новых знаний, проверкой научных гипотез, установлением закономерностей, научных обобщений и обоснований [3, 18].

Исследовательская деятельность относится к практико – ориентированным технологиям и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных, исходя из принятых в науке традиций:

- постановку проблемы,

- изучение теории, посвященной данной проблематике,

- подбор методик исследования и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала,

- его анализ и обобщение,

- научный комментарий,

- собственные выводы,

- представление полученных результатов на семинарах и научно-практических конференциях.

Исследование в любой области наук имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Каждое исследование может быть представлено тремя основными ступенями:

- проектирование,

- технологическая ступень,

- рефлексия (оценка и самооценка).

Основные преимущества исследовательской деятельности обучающихся можно выразить следующими утверждениями:

- Через деятельность к творческому подходу.

- В центре внимания – обучающийся, его индивидуальный темп работы.

- Развитие основных познавательных процессов обучающегося: памяти, внимания, мышления, воображения.

- Глубокое усвоение полученных знаний.

Однако, на современном этапе исследовательской деятельности студентов присущи и определенные недостатки, наиболее распространенными из которых являются:

- недостаточный уровень умений и навыков, необходимых для проведения исследований;

- низкая мотивация обучающихся к исследовательской деятельности.

Фундаментом исследовательской деятельности является необходимость в получении новых сведений, которая определяет фактор, организующий действие личности по ее удовлетворению. Задача преподавателя - мотивировать обучающегося таким образом, чтобы возникла  потребность в добывании новых знаний, а для этого нужна мотивация, без которой  любая деятельность не будет эффективной.

Исследовательскую деятельность  можно определить как творческий процесс совместной работы двух субъектов (преподавателя и студента) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача культурных ценностей и  формирование мировоззрения. Педагог при этом выступает как организатор формы и условий исследования, благодаря чему у обучающегося  формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции [3, 18].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Исследовательская деятельность как одно из эффективных средств становления профессионала в условиях инноваций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*