Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование литературных произведений в образовательном процессе

30.10.2020 414 672
Соболева-Васик Ирина Владимировна
Соболева-Васик Ирина Владимировна, преподаватель

Шикуля Игорь Станиславович
Шикуля Игорь Станиславович, ВРИО директора

Новочеркасский медицинский колледж

В процессе обучения студентов СПО наглядности и демонстративности изучаемого материала отводится важная роль. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Учитывая это, образовательные организации традиционно во время практических занятий проводили демонстрацию симптомов и заболеваний  на пациентах с нужными клиническими симптомами.  В настоящее время в связи с пандемией коронавирусной инфекции, возможность демонстрации пациентов резко ограничена, прямой контакт «пациент-студент» с целью обеспечения эпидемической безопасности исключен. Но возможно использовать ранее сделанную видеозапись или подобрать  в сети интернет нужный демонстрационный материал.  С целью повышения демонстративности изучаемого материала, а следовательно, более качественного его усвоения, предлагаем использовать при обучении студентов литературные произведения (стихи, рассказы, романы и т.д.).  В колледже мы преподаем психиатрию и наркологию (заболевания психиатрического и наркологического профиля) и в профессиональной деятельности достаточно успешно используем рисунки, письма, стихи, созданные пациентами, а также литературные произведения. Можно зачитать нужный отрывок и спросить, что за симптом или какое нарушение в нем описано. Или предложить студентам найти психические нарушения  в конкретном произведении.

Для иллюстрации выше написанного предлагаю отрывки из литературных произведений с разбором психопатологии. Так в произведении И. Стоуна «Жажда жизни» описан большой судорожный приступ при эпилепсии:

«…На следующий день Винсент сидел во дворе и смотрел, как больные играют в крокет. Вдруг один из них упал наземь и начал биться в страшных судорогах.

- Живо!- крикнул кто-то.- Это припадок падучей.

- Держите его за руки и за ноги!

Четыре человека схватили эпилептика за руки и за ноги. Он дергался и бился так, что казалось, силы его удесятерились. Светловолосый юноша вытащил из кармана ложку и стал разжимать стиснутые зубы припадочного.

- Эй, держи ему голову!- крикнул он Винсенту.

Судороги усиливались, потом затихали и возобновлялись, терзая беднягу все яростней. Больной закатил глаза, в уголках рта выступила пена.

- Зачем вы засунули ему в рот ложку?- проворчал Винсент.

- Чтоб он не откусил себе язык.

Через полчаса эпилептик впал в забытье…»

Хорошим руководством по психиатрии можно назвать роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С его помощью можно показать многие заболевания. У Понтия Пилата обнаруживается бессудорожный приступ эпилепсии: «да, нет сомнения! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит пол головы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой». Непосредственно приступу предшествует обонятельная аура: «…запах розового масла…начал преследовать прокуратора с рассвета».  И выявляются специфические изменения личности- эпихарактер: «…жестокий пятый прокуратор Иудеи…».   Другой герой этого романа Иван Николаевич Бездомный страдает параноидной формой шизофрении, симптомы которой раскрываются на протяжении всего романа. Главный персонаж – Маргарита - болеет депрессией, скорее всего являющейся проявлением биполярного аффективного расстройства:  « …Она была красива и умна…с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важное открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали  весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!..

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование литературных произведений в образовательном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*