Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Составление библиографического пособия на основе опыта русских библиографов

15.10.2020 347 561
Колесникова Марина Александровна
Колесникова Марина Александровна, преподаватель

Скрябина Аделина Александровна
Скрябина Аделина Александровна, студент

Вятский колледж культуры

Коренные преобразования, происходящие в наше время во всех сферах общественной, экономической жизни, в обучении и воспитании подрастающих поколений создали реальные предпосылки для перехода методики библиографирования литературы для детей и юношества на качественно высокий уровень.

Современное общество заинтересовано в воспитании инициативных, творческих, высоконравственных людей.

Этому должна содействовать и методика библиографирования литературы. Методика библиографирования литературы должна решать две основные задачи:

  • оказывать помощь учащимся в их обучении,
  • способствовать развитию личности, формированию читательских, познавательных интересов.

Методика библиографирования литературы содействует наиболее эффективному восприятию юным читателем личностно значимой литературы и библиографических источников[3, с. 36].

Методика библиографирования литературы основывается на опыте составительской работы русских библиографов: Ф. Г. Толля, В. И. Водовозова, И.И. Старцева и др. Они являются основоположниками библиографии литературы для детей.

Ф.Г. Толль - родоначальник рекомендательной библиографии детской литературы, её теоретик. Он продумал методику составления библиографического пособия. Его структура, подходы к систематизации литературы для детей, читательский адрес - представляет интерес и в наше время [1, с.5].

Он первым применил в рамках одного библиографического пособия «Наша детская литература» возрастную дифференциацию произведений детской литературы, принимая во внимание ряд типичных сходств и различий читателей детей как одного, так и разных возрастов. Придаёт этому пособию педагогическую направленность. Он исходил из особенностей содержания произведений литературы, их языка, стиля. Учитывал отличающиеся возможности восприятия научных и морально - этических понятий детьми разного возраста, различный уровень сложности произведений литературы и их функционального назначения, новые педагогические проблемы и задачи, которые встают перед воспитателями, гувернёрами, родителями, учителями с переходом ребёнка на более сложную ступень взросления.

Значительный вклад в формирование методики преподавания литературы внес Василий Иванович Водовозов, который свои взгляды изложил в специализированных статьях и реализовывал на практике. Будучи отстраненным от преподавания, Водовозов посвятил свою жизнь усовершенствованию анализа литературных произведений в школьном преподавании словесности. Этой проблеме посвящен его главный труд, «Словесность в образцах и разборах» (1868), который и в настоящее время является актуальным [4].

Специалистом в области библиографии и книговедения был Иван Иванович Старцев (1896--1967). Он является составителем обширных указателей художественной литературы, в том числе и детской.

Главная заслуга И. И. Старцева перед отечественной культурой и главный труд его жизни - составление всеобъемлющей регистрационной библиографии советской детской книги, библиографического пособия по вопросам детского чтения – «Детская литература». Оно содержит подробный перечень изданий на русском языке, вышедших с 1918 по 1966 годы. Объём библиографического пособия - 4600 страниц большого формата. Этот фундаментальный труд  отразил всю литературу для детей за длительный промежуток времени. По библиографическому указателю «Детская литература» можно было увидеть процент издаваемых детских книг на иностранных языках. Библиографический указатель позволил выявить произведения советской классики, вошедших в фонд детской литературы [2, с.4].

Знакомство с библиографическими пособиями русских библиографов и обобщение их опыта работы по составлению библиографического пособия дает возможность проанализировать современное состояние составительской работы.

В современной методике составления библиографических пособий для детей используются положения, заложенные русскими библиографами в части выбора темы, определения структуры библиографического пособия, библиографического отбора литературы, группировки библиографических записей, особенностей библиографической характеристики.

 

Оригинал публикации  (Читать работу полностью): Составление библиографического пособия на основе опыта русских библиографов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*