Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение модульно-рейтинговой системы в оценке образовательных достижений студентов заочного обучения специальности 040401 «Социальная работа»

29.08.2013 1162 3190
Лоншакова Оксана Николаевна
Лоншакова Оксана Николаевна, преподаватель

Петровск-Забайкальское медицинское училище (техникум)

Переход ГОУ СПО «Петровск-Забайкальского медицинского училища (техникума) на качественно новый уровень развития определил изменения не только стратегии обучения, но и способов оценки образовательных достижений студентов заочного обучения специальности 040401 «социальная работа». В качестве альтернативной формы контроля знаний студентов заочного обучения специальности 040401 «социальная работа», была внедрена модульно-рейтинговая система.

 

Введение модульно - рейтинговой системы  обусловлено следующими факторами:

 

1. Существующая система оценки процесса и результатов обучения студентов заочного обучения в учреждениях среднего профессионального образования имеет ряд существенных недостатков: она не способствует прочности и глубине знаний студентов, не стимулирует их постоянную самостоятельную и творческую работу, не учитывает индивидуальные особенности студентов при освоении ими основных аспектов профессиональной деятельности.

 

2. В связи с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 040401 «социальная работа» является реализация компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также  использование альтернативных форм оценки знаний студентов, в частности, модульно-рейтинговая система.

 

3. Поскольку значительный объем времени в учебном плане заочного обучения специальности 040401 «Социальная работа» отведен на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине/междисциплинарному курсу, поэтому введение модульно-рейтинговой системы оценки знаний необходимо для эффективного управления данным видом учебной деятельности обучающихся по заочной форме обучения.

 

Главной целью введения модульно-рейтинговой системы является – повышение качества образования посредством оптимизации контрольно-оценочной деятельности преподавателей и студентов заочного обучения, с одной стороны, и повышение ответственности всех субъектов образовательного процесса за результаты образования, с другой.

 

С 1-го сентября 2012 года студенты первого курса заочного обучения специальности 040401 «социальная работа» начали обучаться по модульно-рейтинговой системе оценки знаний. Ее особенность в делении дисциплин на модули - логически завершенные разделы, которые объединяют ряд тем. Каждый предмет  разбивается  как минимум на три части. За каждый модуль предусмотрена отдельная оценка, которая будет учитываться при выставлении итоговой отметки. Введение новой системы поможет студенту учиться в течение всего года. Если раньше уровень знаний молодых людей определяла оценка, полученная на зачете или экзамене, то теперь ее значимость составит лишь 30%, остальные 70% студент будет добирать за счет активности на лекциях и практических занятиях, а также участия в конференциях, семинарах, научно-исследовательской работе.

 

С введением новой системы станет очевидно, как работал молодой человек. Если учеба была планомерной, к итоговому контролю студент подошел с высокими баллами, то в большинстве случаев итоговая отметка также будет хорошей.

 

Деление на модули сделает учебные программы более гибкими и даст возможность быстро вносить в них необходимые корректировки, например, в части теоретических и практических занятий. Когда в зависимости от скорости усвоения нового материала студентами преподаватели мобильно смогут вносить изменения в лекции или практические занятия. Получится более индивидуальный подход к обучению.

 

Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100% максимальной суммы баллов - оценка «отлично», 70%-85% - оценка «хорошо», 50%-70% - «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы - «неудолетворительно».

 

Количество дисциплинарных модулей в семестре по каждой дисциплине определяется ведущим преподавателем – лектором в зависимости от объема дисциплины в семестре и логики ее построения. Количество дисциплинарных модулей дисциплины в семестре для применения модульно-рейтинговой системы от двух до четырех.

 

Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной  системой обучения.

 

Таком образом, внедрение модульно - рейтинговой системы позволяет добиться повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов преподавателями за счет высокой дифференциации баллов и выработки четких параметров контроля выполнения студентами учебной работы, повышение уровня организации образовательного процесса в училище, повышение качества подготовки и развитие самостоятельности и ответственности будущих специалистов по социальной работе.

 

Список литературы:

  1. Байденко В.И., Джерри ван Занворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2009. 
  2. Зимняя И.А. Компетентностный подход в реализации личностной и деятельностной направленности современного образования. М., 2008. 
  3. Е.Н.Ковтун, С.Е.Родионова. Методические материалы формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии.М., 2008. 
  4. Методические рекомендации по введению модульного подхода к планированию организации учебного процесса. ГУВШЭ. М., 2008. 
  5. Савельева Г.П. Рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников. Учебно-методическое пособие. М., 2008.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*