Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПреподаватели Якутского медицинского колледжа рассказали о социальных и психологических аспектах профессионального здоровья педагога и о синдроме эмоционального выгорания.
- Расскажите, пожалуйста, немного о социальных и психологических аспектах профессионального здоровья педагога. Что входит в это понятие, от каких факторов зависит профессиональное здоровье педагога?
- Наша профессия относится к профессиям повышенного риска, так как часто возникают невротические и психосоматические расстройства. Это, прежде всего, на наш взгляд, связано с повышенной продолжительностью рабочего дня (часто мы даем по 6 пар), высокой нервно-психической напряженностью (много дел одновременно: пары, кураторство, методическая работа, бюрократия, организационные моменты) и социальной ответственностью. Остается мало времени на адаптацию к возрастающим потребностям общества (требования работодателей, руководства, родителей, студентов и т.д.)
- Какие негативные факторы больше всего сегодня влияют на педагогов? С какими основными проблемами они сталкиваются в работе, которые сказываются в дальнейшем на их деятельности? И в чем причины возникновения этих негативных факторов?
- К особенностям нашей работы можно отнести специфические условия труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппараты, психологический климат в коллективе, уровень контроля со стороны администрации, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.
- Что такое синдром эмоционального выгорания и из-за чего он возникает?
- Когда эмоциональная напряженность достигает критического момента, и теряется самообладание и самоконтроль, отмечается снижение устойчивости психических функций и работоспособности. Эти эмоциональные изменения не проходят бесследно для организма, приводит к появлению различных болезней. Как показывает практика, не все педагоги обращают внимание на укрепление навыков сохранения психологического здоровья. В итоге мы получаем педагога, который перестает «гореть» на работе, бесконечно жалуется на усталость, по разным причинам откладывает выполнение своих обязанностей.
- Что вас подтолкнуло к разработке комплекса мер, включающего организационно-педагогические условия, направленные на реализацию физического, социального и психологического здоровья педагогов?
- Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов колледжа, мы выяснили, что к концу учебного года многие преподаватели испытывают усталость, опустошенность, чувство нереализованности, социально-профессиональное одиночество, снижение интереса к инновациям и т.д.
Средний возраст работников Якутского медицинского колледжа составляет 43 года. По статистическим данным за последние 3 года количество выданных листков нетрудоспособности составило 403 штуки, это 2,5 штуки на 1 человека. Анализ листков нетрудоспособности за последние 3 года показал, что:
По итогам самооценки преподавателей частыми нарушениями здоровья, которые принято считать уже профессиональными заболеваниями, являются:
- Поделитесь, пожалуйста, основными мерами, которые вы рекомендуете, чтобы сохранить физическое и психологическое здоровье педагогов.
- Что же необходимо делать, по мнению наших преподавателей, которые являются по совместительству медицинскими работниками, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания? Своевременная профилактика выгорания включает в себя три фактора:
1) организация деятельности: возможность профессионального роста (невозможность карьерного роста, повышения квалификации), налаживание поддерживающих социальных и других положительных моментов повышающих мотивацию (награждение, материальное поощрение); создание благоприятных условий в процессе рабочего дня (отсутствие своевременного здорового питания, неудобное расписание, отсутствие времени систематически заниматься спортом);
2) улучшение психологического климата в коллективе: создание психологического комфорта в профессиональной группе (авторитарный стиль руководства администрации, организация комнаты отдыха, социальная поддержка), создание коллектива, поддерживающего друг друга;
3) работа над индивидуальными особенностями: снижение влияния негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию, снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью (уменьшение отчетности, бюрократии, внеурочной работы).
По полученным результатам нами разработан комплекс мер, в котором представлены организационно-педагогические условия, направленные на реализацию физического, социального и психологического здоровья педагогов:
Обобщая представленные материалы, мы пришли к тому, что здоровье педагогических работников можно сохранить и укрепить путем повышения престижа профессии, через самореализацию и создание комфортной среды. Необходима целостная программа: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности и потребности в здоровье педагогов, как условии благополучия (физического, психологического и социального), во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью педагога за существование целостности своего здоровья с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Краткая биографическая справка
Сергеева Лена Робертовна, преподаватель истории, стаж работы 25 лет. Работала 2 года учителем в сельской местности, в связи с переездом в город Якутск нашла вакансию в медицинском колледже. Из династии учителей, общий стаж работы которой составляет более 500 лет, поэтому выбор профессии был очевиден. «Лучшая награда – это признание моих студентов, которые меня не забывают», – отмечает Лена Робертовна. Многие из ее студентов стали врачами, кандидатами наук, работают в отдаленных селах медсестрами и фельдшерами.
Подрясова Сардаана Федоровна, преподаватель математики, стаж работы 23 года. На 4-м курсе математического факультета подрабатывала почасовиком в колледже, а после получения диплома устроилась на постоянную должность преподавателем математики и информатики. «Конечно, есть своя специфика преподавания математики в медицинском колледже, и преподаватели информатики всегда на передовой, но я люблю свою работу и считаю, что мне повезло», – говорит Сардаана Федоровна. Она участвовала во многих конкурсах, но главным достижением, считает «Грант президента РС(Я)» среди преподавателей СПО в 2015 году.
Беседу провёл Павел Чернышов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.