Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сергеева Лена Робертовна и Подрясова Сардаана Федоровна о повышении престижа профессии педагога через самореализацию и создание комфортной среды

29.09.2020 412 655
Сергеева Лена Робертовна
Сергеева Лена Робертовна, преподаватель

Подрясова Сардаана Федоровна
Подрясова Сардаана Федоровна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Преподаватели Якутского медицинского колледжа рассказали о социальных и психологических аспектах профессионального здоровья педагога и о синдроме эмоционального выгорания.

- Расскажите, пожалуйста, немного о социальных и психологических аспектах профессионального здоровья педагога. Что входит в это понятие, от каких факторов зависит профессиональное здоровье педагога?

- Наша профессия относится к профессиям повышенного риска, так как часто возникают невротические и психосоматические расстройства. Это, прежде всего, на наш взгляд, связано с повышенной продолжительностью рабочего дня (часто мы даем по 6 пар), высокой нервно-психической напряженностью (много дел одновременно: пары, кураторство, методическая работа, бюрократия, организационные моменты) и социальной ответственностью. Остается мало времени на адаптацию к возрастающим потребностям общества (требования работодателей, руководства, родителей, студентов и т.д.)

- Какие негативные факторы больше всего сегодня влияют на педагогов? С какими основными проблемами они сталкиваются в работе, которые сказываются в дальнейшем на их деятельности? И в чем причины возникновения этих негативных факторов?
- К особенностям нашей работы можно отнести специфические условия труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппараты, психологический климат в коллективе, уровень контроля со стороны администрации, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.

- Что такое синдром эмоционального выгорания и из-за чего он возникает?

- Когда эмоциональная напряженность достигает критического момента, и теряется самообладание и самоконтроль, отмечается снижение устойчивости психических функций и работоспособности. Эти эмоциональные изменения не проходят бесследно для организма, приводит к появлению различных болезней. Как показывает практика, не все педагоги обращают внимание на укрепление навыков сохранения психологического здоровья. В итоге мы получаем педагога, который перестает «гореть» на работе, бесконечно жалуется на усталость, по разным причинам откладывает выполнение своих обязанностей.

- Что вас подтолкнуло к разработке комплекса мер, включающего организационно-педагогические условия, направленные на реализацию физического, социального и психологического здоровья педагогов?

- Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов колледжа, мы выяснили, что к концу учебного года многие преподаватели испытывают усталость, опустошенность, чувство нереализованности, социально-профессиональное одиночество, снижение интереса к инновациям и т.д.

Средний возраст работников Якутского медицинского колледжа составляет 43 года. По статистическим данным за последние 3 года количество выданных листков нетрудоспособности составило 403 штуки, это 2,5 штуки на 1 человека. Анализ листков нетрудоспособности за последние 3 года показал, что:

  • практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);
  • 43 % листков нетрудоспособности выданы в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.

По итогам самооценки преподавателей частыми нарушениями здоровья, которые принято считать уже профессиональными заболеваниями, являются:

  • сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.) – 86 %;
  • остеохондроз – 63 %;
  • нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы – 45 %;
  • заболевания верхних дыхательных путей – 96 %;
  • кожные заболевания – 34 %;
  • патология зрения (миопия и др.) – 92 %;
  • у женщин – разнообразные гинекологические нарушения.

- Поделитесь, пожалуйста, основными мерами, которые вы рекомендуете, чтобы сохранить физическое и психологическое здоровье педагогов.

- Что же необходимо делать, по мнению наших преподавателей, которые являются по совместительству медицинскими работниками, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания? Своевременная профилактика выгорания включает в себя три фактора:

1) организация деятельности: возможность профессионального роста (невозможность карьерного роста, повышения квалификации), налаживание поддерживающих социальных и других положительных моментов повышающих мотивацию (награждение, материальное поощрение); создание благоприятных условий в процессе рабочего дня (отсутствие своевременного здорового питания, неудобное расписание, отсутствие времени систематически заниматься спортом);

2) улучшение психологического климата в коллективе: создание психологического комфорта в профессиональной группе (авторитарный стиль руководства администрации, организация комнаты отдыха, социальная поддержка), создание коллектива, поддерживающего друг друга;

3) работа над индивидуальными особенностями: снижение влияния негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию, снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью (уменьшение отчетности, бюрократии, внеурочной работы).

По полученным результатам нами разработан комплекс мер, в котором представлены организационно-педагогические условия, направленные на реализацию физического, социального и психологического здоровья педагогов:

  1. диагностика здоровья педагогов – включает организацию ежегодных медосмотров (включить как обязательную: онкомаркеры, консультация невролога, окулиста, ортопеда), компенсация санаторно-курортного лечения и занятия спортом;
  2. профилактическая и оздоровительная работа – организация динамических пауз в режиме рабочего дня (обучение скандинавской ходьбе, йоге, плаванию, походы на свежем воздухе, массаж, покупка двух массажных кресел);
  3. управление процессом оздоровления в педагогической среде – анкетирование среди учителей по определению уровня валеологических знаний, обновление функциональных обязанностей представителей администрации и членов коллектива с учетом результатов анкетирования, психологическая помощь, снижение уровня тревожности, организация коллективных творческих групп по интересам (вязание, пение, музыка, танцы и т.д.), соблюдение требований СанПИНа;
  4. консультационная, просветительская работа – встречи с медицинскими работниками «Предупреждение и профилактика профессиональных заболеваний», «Профилактика простудных заболеваний», «Закаливание».

Обобщая представленные материалы, мы пришли к тому, что здоровье педагогических работников можно сохранить и укрепить путем повышения престижа профессии, через самореализацию и создание комфортной среды. Необходима целостная программа: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности и потребности в здоровье педагогов, как условии благополучия (физического, психологического и социального), во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью педагога за существование целостности своего здоровья с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Краткая биографическая справка

Сергеева Лена Робертовна, преподаватель истории, стаж работы 25 лет. Работала 2 года учителем в сельской местности, в связи с переездом в город Якутск нашла вакансию в медицинском колледже. Из династии учителей, общий стаж работы которой составляет более 500 лет, поэтому выбор профессии был очевиден. «Лучшая награда – это признание моих студентов, которые меня не забывают», – отмечает Лена Робертовна. Многие из ее студентов стали врачами, кандидатами наук, работают в отдаленных селах медсестрами и фельдшерами.

Подрясова Сардаана Федоровна, преподаватель математики, стаж работы 23 года. На 4-м курсе математического факультета подрабатывала почасовиком в колледже, а после получения диплома устроилась на постоянную должность преподавателем математики и информатики. «Конечно, есть своя специфика преподавания математики в медицинском колледже, и преподаватели информатики всегда на передовой, но я люблю свою работу и считаю, что мне повезло», – говорит Сардаана Федоровна. Она участвовала во многих конкурсах, но главным достижением, считает «Грант президента РС(Я)» среди преподавателей СПО в 2015 году.

 

Беседу провёл Павел Чернышов

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*