Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

29.09.2020 702 1097
Бочкарёва Нина Владимировна
Бочкарёва Нина Владимировна, преподаватель.

Чазова Ольга Юрьевна
Чазова Ольга Юрьевна, студент

Пермский профессионально-педагогический колледж

В современной школе основными задачами учителя являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей обучающихся. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы, поэтому так важно использовать их в работе с младшими школьниками.

Цель работы: выявление возможностей использования пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть понятия «пословица» и «поговорка», выявить их педагогическую ценность.
  2. Выполнить анализ учебников для начальных классов.
  3. Разработать тематику проектов младших школьников, связанных с пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки - это малые жанры устного народного творчества, каждый из которых обладает присущей ему художественной спецификой. Они несут в себе народную мудрость – это главное их сходство, но по своим значениям они разные. Поэтому учителю начальных классов необходимо знать определения данных жанров, их сходство и различие, особенности синтаксиса и тематические группы пословиц и поговорок.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него. Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

На первом этапе опытно-практической работы по теме исследования был выполнен анализ учебников УМК «Школа России». Целью анализа было выявление заданий, предполагающих работу младших школьников с пословицами и поговорками. Были рассмотрены учебники по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и музыке (с 1 по 4 класс). В итоге было выявлено, что пословицы и поговорки активнее всего используются на уроках литературного чтения и русского языка, остальные же предметы также предусматривают использование данных жанров, но в очень малой объеме Активное знакомство с различными пословицами и поговорками по литературному чтению происходит в 1-2 классах. Дети сравнивают их с произведениями, ищут в текстах, пишут мини-сочинения, выявляют их значения и т. д. Пословицы в основном помогают формулировать главные мысли произведений.  В 3-4 классах пословицы используются мало. (Приложение).

Следующим этапом сталаразработка тематики проектов младших школьников, связанных с пословицами и поговорками.

Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой участвуют дети 1 – 4 классов. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск. Делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей. Продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

Предлагаем несколько тем для исследования с использованием пословиц и поговорок.

  1. Имена собственные в пословицах и поговорках.

Проект по русскому языку, подойдет для учеников 3 – 4 классов. В данной теме учащиеся проанализируют пословицы и поговорки на выявление имен собственных, посмотрят на закономерность их употребления.

В данной теме учащиеся будут рассматривать такие пословицы и поговорки, как: «Говорят про Фому, а он про Ерему», «По Ивашке и рубашка», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» и т. д.

  1. Числительные в пословицах и поговорках.

Проект по математике для учеников 2 – 3 классов. В данной теме учащиеся выявят числительные в пословицах и поговорках, значение их использования. Например, «Семь раз измерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семеро по лавкам» и т. д.

  1. Значение пословиц и поговорок в современной жизни.

Данная тема актуальна, особенно в современном мире. Существует такая проблема, что пословицы и поговорки употребляют все реже. Поэтому изучив эту тему, учащийся выявит значимость этих жанров устного народного творчества в современной жизни.

  1. Пословицы и поговорки в литературных произведениях.

Множество пословиц и поговорок пришло к нам из литературных произведений, поэтому будет интересно изучить эту тему. Она подойдет для учеников 2 – 3 классов по литературному чтению. 

  1. Сравнение пословиц и поговорок России и зарубежья.

 У нас существует огромное количество пословиц и поговорок, так же и в других странах. Учащимся будет интересно изучить, как у нас звучит пословица или поговорка и как она может звучать в других странах, какие различия между ними существуют.

Например, «Нет человека без недостатка» (турецкая), «Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается» (русская).

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*