Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдной из главных задач, стоящих перед преподавателем, является его способность вызвать интерес студентов к получению новых знаний. Решение этой задачи зависит от умения преподавателя с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Преподаватель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приёмы работы.
Одним из лучших методов организации учебного процесса я считаю метод обучения в малых группах, который формирует умение самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания, принимать самостоятельные и ответственные решения, строить с другими людьми отношения сотрудничества. Используя обучение в малых группх, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и своё место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
При совмещении различных педагогических приемов и методик обучение в малых группах становится незаменимой формой организации учебного процесса. Хорошо организованная работа в микрогруппах помогает студентам проанализировать назначение, устройство и работу элементов системы питания двигателя, агрегатов трансмиссии, систем управления на примерах узлов разных автомобилей. Работа в микрогруппах позволяет развивать отношения между обучающимися, которые осваивают различные роли, учатся руководить и подчиняться, позволяет объединить знания и опыт членов группы в некоторый общий творческий потенциал, превышающий возможности отдельно взятого студента. Студенты готовятся к выполнению новых видов деятельности и способов взаимодействия.
В своей работе я хочу показать эффективное применение технологии работы в малых группах на примере организации занятия по теме «Система питания двигателя ВАЗ-21126». Занятие проводится в соответствии с рабочей программой в рамках МДК «Устройство автомобилей» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Цели урока
Обучающая:
- проанализировать назначение, устройство и работу элементов системы питания двигателя ВАЗ-21126.
Развивающая:
- способствовать развитию интереса и аналитических способностей при работе с информационными источниками;
- способствовать развитию внимания, восприятия и памяти обучающихся.
Воспитательная:
- создавать условия, обеспечивающие воспитания интереса к будущей профессии;
Содействовать развитию технического мышления.
Методическая:
- создавать условия для активизации познавательной активности студентов путём интеграции методических приёмов.
Используемые приёмы и методики:
- применение информационных технологий, работа в малых группах, взаимопроверка, наглядное демонстрация образцов, применение элементов технологии критического мышления (концептуальная таблица, схемообразование, публичная защита).
Межпредметные связи: инженерная графика, физика, электротехника, эксплуатационные материалы.
Формируемые компетенции:
ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК- 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК- 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК- 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК-1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК-3.2.Владеть информацией о взаимозаменяемости узлов и агрегатов автотранспортного средства и способах повышения их эксплуатационных свойств.
ПК-4.2. производить выбор нового оборудования по совокупности экономических и эксплуатационных показателей.
Организационный момент урока начинается с приветствия и деления группы на микрогруппы. При регулярной работе можно использовать разные принципы формирования групп – по желанию ребят, по соседству, по выбору преподавателя, по случайному выбору. Можно поделить на микрогруппы следующим образом: студенты по очереди вытягивают картинки или слова, обозначающие детали или составные элементы, затем объединяются в группы, где из этих деталей может получится конкретный агрегат или узел автомобиля.
Аудитория должна быть заранее подготовлена, желательно расположить столы так, чтобы ребята разместились по микрогруппам по 4- 5 человек. Идеальное число членов малой группы – четыре человека. Оно достаточно для того, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, в то же время такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий.
Во время занятия студенты выполняют поэтапно несколько видов заданий.
На этапе актуализации знаний:
- выполнение микрогруппой теста из 15 вопросов по предыдущей теме;
- взаимопроверка теста, выполненного в других микрогруппах;
- оценка теста.
На этапе основной части урока:
- выполнение группового задания: Анализ и характеристика одной из систем, обеспечивающих работу двигателя (по заданию учителя: «Система подачи воздуха», «Система улавливания паров топлива и выпуска отработавших газов», «Система питания двигателя ВАЗ-21126»)
- заполнение концептуальной таблицы по итогам выполнения группового задания (Таблица 1, 2)
- составление блок- схемы работы одной из систем, обеспечивающих работу двигателя;
- публичная защита представителями микрогруппы работы одной из систем, обеспечивающих работу двигателя.
На этапе закрепления материала:
- взаимопроверка: каждая микрогруппа задает свой вопрос другим группам для закрепления пройденного материала.
На этапе рефлексии:
- заполнение таблицы ЗХУ (Таблица 3 -знаю, хочу узнать, узнал)
Таблица ЗХУ— интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в процессе обучения. Такой прием помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые.
Применение технологии работы в малых группах на занятии по теме «Система питания двигателя ВАЗ-21126» в совокупности с элементами педагогических практик, направленных на развитие критического мышления дает хорошие результаты в обучении студентов Новосибирского автотранспортного колледжа.
Становление личности, кроме освоения профессиональных компетенций, включает в себя «формирование определенного мировоззрения, характерологических особенностей, ценностных ориентаций». Общение внутри и между микрогруппами позволяет решить ряд воспитательных функций: расширить мотивационную сферу, привить ответственное отношение к изучаемой дисциплине, актуализировать межличностные отношения. Формулируя учебные цели, как преподаватель я добиваюсь решения этих проблем в ходе занятия.
Развитие у обучаемых умений, способствующих осуществлению творческой деятельности, умений которые можно применять в повседневной жизни, которые в дальнейшем обеспечат конкурентоспособность специалиста, становится актуальной составляющей современного образования.
Таблица 1 – Форма концептуальной таблицы
Состав узла (системы) |
Назначение, краткая характеристика |
Место расположения сборочной единицы |
|
Сборочная единица |
Детали сб. единицы |
||
1. |
|
|
|
1.1 |
|
|
|
1.2 |
|
|
|
1.3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2.1 |
|
|
Таблица 2 – Пример заполнения таблицы
Состав узла (системы) |
Назначение, краткая характеристика |
Место расположения сборочной единицы |
|
Сборочная единица |
Детали сб. единицы |
||
1.Форсунка |
1.1 Корпус с крышкой |
Форсунка предназначена для впрыска дозированного количества топлива, необходимого для приготовления рабочей смеси при различных режимах работы двигателя. |
Форсунки крепятся к рампе |
1.2 Электромагнит(обмотка катушки 4, сердечник электромагнита 8). |
|||
1.3 Запорный клапан с пружиной |
|||
1.4 Распылитель |
|||
2 |
2.1 |
|
|
2.2 |
|
|
Таблица 3 - Знаю, Хочу узнать, Узнал
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.