Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение технологии работы в малых группах на примере проведения урока «Система питания двигателя ВАЗ-21126»

25.09.2020 542 869
Дубинин Виктор Кузьмич
Дубинин Виктор Кузьмич, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Одной из главных задач, стоящих перед преподавателем, является его способность вызвать интерес студентов к получению новых знаний. Решение этой задачи зависит от умения преподавателя с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Преподаватель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приёмы работы.

Одним из лучших методов организации учебного процесса я считаю метод обучения в малых группах, который формирует умение самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания, принимать самостоятельные и ответственные решения, строить с другими людьми отношения сотрудничества. Используя обучение в малых группх, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и своё место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

При совмещении различных педагогических приемов и методик обучение в малых группах становится незаменимой формой организации учебного процесса. Хорошо организованная работа в микрогруппах помогает студентам проанализировать назначение, устройство и работу элементов системы питания двигателя, агрегатов трансмиссии, систем управления на примерах узлов разных автомобилей. Работа в микрогруппах позволяет развивать отношения между обучающимися, которые осваивают различные роли, учатся руководить и подчиняться, позволяет объединить знания и опыт членов группы в некоторый общий творческий потенциал, превышающий возможности отдельно взятого студента. Студенты готовятся к выполнению новых видов деятельности и способов взаимодействия.

В своей работе я хочу показать эффективное применение технологии работы в малых группах на примере организации занятия по теме «Система питания двигателя ВАЗ-21126». Занятие проводится в соответствии с рабочей программой в рамках МДК «Устройство автомобилей» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Цели урока

Обучающая:

- проанализировать назначение, устройство и работу элементов системы питания двигателя ВАЗ-21126.

Развивающая:

- способствовать развитию интереса и аналитических способностей при работе с информационными источниками;

- способствовать развитию внимания, восприятия и памяти обучающихся.

Воспитательная:

- создавать условия, обеспечивающие воспитания интереса к будущей профессии;

Содействовать развитию  технического мышления.

Методическая:

- создавать условия для активизации познавательной активности студентов путём интеграции методических приёмов.

Используемые приёмы и методики:

- применение информационных технологий, работа в малых группах, взаимопроверка, наглядное демонстрация образцов, применение элементов технологии критического мышления (концептуальная таблица, схемообразование, публичная защита).

Межпредметные связи: инженерная графика, физика, электротехника, эксплуатационные материалы.

Формируемые компетенции:

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК- 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК- 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК- 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК-1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК-3.2.Владеть информацией о взаимозаменяемости узлов и агрегатов автотранспортного средства и способах повышения их эксплуатационных свойств.

ПК-4.2. производить выбор нового оборудования по совокупности экономических и эксплуатационных показателей.

Организационный момент урока начинается с приветствия и деления группы на микрогруппы. При регулярной работе можно использовать разные принципы формирования групп – по желанию ребят, по соседству, по выбору преподавателя, по случайному выбору. Можно поделить на микрогруппы следующим образом: студенты по очереди вытягивают картинки или слова, обозначающие детали или составные элементы, затем объединяются в группы, где из этих деталей может получится конкретный агрегат или узел автомобиля.

Аудитория должна быть заранее подготовлена, желательно расположить столы так, чтобы ребята разместились по микрогруппам по 4- 5 человек. Идеальное число членов малой группы – четыре человека. Оно достаточно для того, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, в то же время такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий.

Во время занятия студенты выполняют поэтапно несколько видов заданий.

На этапе актуализации знаний:

- выполнение микрогруппой теста из 15 вопросов по предыдущей теме;

- взаимопроверка теста, выполненного в других микрогруппах;

- оценка теста.

На этапе основной части урока:

- выполнение группового задания: Анализ и характеристика одной из систем, обеспечивающих работу двигателя (по заданию учителя: «Система подачи воздуха», «Система улавливания паров топлива и выпуска отработавших газов», «Система питания двигателя ВАЗ-21126»)

- заполнение концептуальной таблицы по итогам выполнения группового задания (Таблица 1, 2)

- составление блок- схемы работы одной из систем, обеспечивающих работу двигателя;

- публичная защита представителями микрогруппы работы одной из систем, обеспечивающих работу двигателя.

На этапе закрепления материала:

- взаимопроверка: каждая микрогруппа задает свой вопрос другим группам для закрепления пройденного материала.

На этапе рефлексии:

- заполнение таблицы ЗХУ (Таблица 3 -знаю, хочу узнать, узнал) 

Таблица ЗХУ— интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в процессе обучения. Такой прием помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые.

Применение технологии работы в малых группах на занятии по теме «Система питания двигателя ВАЗ-21126» в совокупности с элементами педагогических практик, направленных на развитие критического мышления дает хорошие результаты в обучении студентов Новосибирского автотранспортного колледжа.

Становление личности, кроме освоения профессиональных компетенций, включает в себя «формирование определенного мировоззрения, характерологических особенностей, ценностных ориентаций». Общение внутри и между микрогруппами позволяет решить ряд воспитательных функций: расширить мотивационную сферу, привить ответственное отношение к изучаемой дисциплине, актуализировать межличностные отношения. Формулируя учебные цели, как преподаватель я добиваюсь решения этих проблем в ходе занятия.

Развитие у обучаемых умений, способствующих осуществлению творческой деятельности, умений которые можно применять в повседневной жизни, которые в дальнейшем обеспечат конкурентоспособность специалиста, становится актуальной составляющей современного образования.

Таблица 1 – Форма концептуальной таблицы

Состав узла (системы)

Назначение, краткая характеристика

Место расположения сборочной единицы

Сборочная  единица

Детали сб. единицы

1.

 

 

 

1.1

 

 

1.2

 

 

1.3

 

 

2

 

 

 

 

2.1

 

 

Таблица 2 – Пример заполнения таблицы

Состав узла (системы)

Назначение, краткая характеристика

Место расположения сборочной единицы

Сборочная  единица

Детали сб. единицы

1.Форсунка

1.1 Корпус  с крышкой

Форсунка предназначена для впрыска дозированного количества топлива, необходимого для приготовления рабочей смеси при различных режимах работы двигателя.

Форсунки крепятся к рампе

1.2 Электромагнит(обмотка катушки 4, сердечник электромагнита 8).

1.3 Запорный клапан  с пружиной

1.4 Распылитель

2

2.1

 

 

2.2

 

 

Таблица 3 - Знаю, Хочу узнать, Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

Оригинал работы:

Применение технологии работы в малых группах на примере проведения урока  «Система питания двигателя ВАЗ-21126»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*