Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта организации дистанционного обучения: формы и инструменты

24.09.2020 454 744
Алифиренко Татьяна Григорьевна
Алифиренко Татьяна Григорьевна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Качество профессионального образования как системный ресурс реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны включает требования к выпускникам как людям инициативным, стремящиеся использовать все доступные условия и любые открывающиеся возможности для самопознания, самореализации и самосовершенствования, для повышения своего образовательного уровня и профессионального мастерства; способные внести вклад в ускоренное технологическое развитие России, обладающие инновационным мышлением, способные предлагать и осуществлять технологические и социальные инновации;способные жить и эффективно действовать в условиях массового внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Современные тенденции развития образования включают обязательное использование дистанционного образования.

Дистанционное обучение дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.

Позволяет обучающимся познакомиться с новым материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Большое и достаточно разнообразное количество ресурсов в системе обеспечивает глубокое изучение темы. Доступ к материалам не только одного урока, но целой темы, дает возможность каждому идти в своём темпе.

Студент при онлайн работе самостоятельно выбирает образовательный маршрут, время, место использования онлайн среды. Дистанционное образование позволяет обучающемуся развить навыки самостоятельной работы, планирования, контроля, личную ответственность, саморегуляцию, научиться учиться.

Это – место свободы и ответственности.

Индивидуальная образовательная траектория способствует заинтересованности в изучаемом предмете, развитию активности, любознательности, готовности решать задачи самостоятельно, уверенности в достижении цели.

Современным и очень популярным средством обучения, призванным существенно повысить мотивацию обучающихся, качество и эффективность обучения и оптимизировать деятельность преподавателя, позволяющим интегрировать обучение с учителем и дистанционное обучение, является смешанное обучение.

Все это стало результатом процесса информатизации образования – процесса обеспечения сферы образования методикой и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Смешанное обучение – это образовательная программа, которая совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу, не дома) с онлайн-обучением, в котором есть элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

Смешанное обучение способствует персонализации обучения, развитию личной ответственности за собственное обучение, переход каждого студента к изучению нового материала только после того, как он подтвердит овладение предыдущим, проектной практико-ориентированной работе.

Одна из моделей смешанного обучения, позволяющая реализовать интерактивные формы работы на занятии, - модель «Перевернутый класс».

Обучающиеся дома работают в учебной онлайн-среде - знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. На занятии закрепляют изучаемый материал и актуализируют полученные знания. Занятие может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Студенты получают в качестве домашнего задания электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. Требования к материалу по изучаемой теме: доступное и избыточное содержание, сопровождаемое аудио и видео роликами (для визуализации материала), разнообразные проверочные задания (в том числе интерактивные) для возможности проверки усвоения материала, проверки понимания изучаемой темы (обратной связи) и дифференцированной работы обучающихся в ресурсе. Выполнение задания может проходить в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки (индивидуальная траектория продвижения).

Модель «Перевернутый класс» может включать разные станции для групповой работы: фронтальная работа с учителем, станция онлайн-работы, станция проектной работы.

Опыт показывает, что для успешной организации дистанционного обучения учебный контент должен иметь разнообразный набор форм, быть хорошо структурированным, содержать подробные комментарии и инструкции.

При дистанционном обучении использую различные электронные ресурсы, например, Российскую электронную школу (изучение теории, выполнение тренировочных и контрольных заданий, знакомство с видео-контентом), образовательный портал для подготовки к экзамену Решу ЕГЭ и др., конечно, использую и электронную почту и обмен вложенными файлами.

Критериями качества информационно-образовательного ресурса являются качество и обоснованность используемого материала, удобство, доступность, лаконичность, интерактивность, одновременное использование различных форм представления информации, нестандартный подход к подаче и раскрытию материала, нетрадиционные формы организации урока

При организации смешанного, дистанционного обучения я имею опыт использования платформы Moodle - системы управления обучением, ориентированной прежде всего на организацию обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса в виде текстов, вспомогательных файлов, глоссария, тестов, презентаций, опросников, и т.п. Удобна возможность редактирования содержания курса в произвольном порядке прямо в процессе обучения. Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся средства статистического анализа результатов тестирования и сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

Успешен опыт использования сервисов Google в дистанционном обучении. Разработан сайт Углеводы, содержащий постановку целей и задач, прогнозируемые результаты, классификацию, характеристику углеводов, их значение, а также обратную связь. При этом учебная деятельность – самостоятельная деятельность обучающегося по усвоению знаний, умений, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Содержание включает базовый и углубленный уровень. В сворачиваемом тексте представлена дополнительная информация, например, о значении и получении веществ на основе их строения и свойств, исторические справки.

На сайте дан анализ формул, схем строения и характеристика свойств соединений. Предлагается объяснить наблюдаемые явления, сформулировать выводы. Включена лабораторная работа на основе видеоэксперимента.

Закрепление знаний, формирование умений происходит при выполнении самостоятельной работы: составлении сравнительной таблицы и выполнении теста. Представлен один из возможных вариантов рефлексии.

При составлении теста Углеводы в программе Google формы использованы различные формы заданий: один из списка, установление соответствия, сетка (множественный выбор), раскрывающийся список.

При дистанционном обучении было организовано тестирование и с помощью платформы Moodle. На данной платформе удобно использовать и задания с развернутым ответом.

Еще одно цифровое средство организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов – интерактивный рабочий лист. Это самостоятельная дидактическая единица, характеризующаяся четкой структурой, алгоритмом учебных целей и задач, доступностью, автономностью, направленностью. При этом использовались задания различного типа (репродуктивного и продуктивного), а также разные виды оценивания достижений обучающегося: формирующее (помогает поддерживать и направлять прогресс обучающегося), и констатирующее, которое позволяет измерить достигнутые результаты.

Тренировочные задания разрабатывались и с использованием learningapps.org разной формы, например: выберите верные и неверные утверждения, соедините названия и формулы соединений, тестовые задания.

Интересен опыт тестирования с использованием ресурса ОnlineTestPad, создания кроссвордов с использованием puzzlecup.com.

При дистанционной форме обучения важно ставить перед обучающимися конкретные цели, задачи, связанные с их познавательными потребностями и контрольные точки, составить дорожную карту, сформулировать требования к конечному продукту; предложить обучающимся проследить свои успехи, выявить и описать возникшие проблемы; организовать конструктивную систему поддержки студентов.

Осознанное использование этих возможностей дает будущему выпускнику большое количество конкурентных преимуществ при существовании в современном мире.

 

Оригинал работы:

 

Из опыта организации дистанционного обучения: формы и инструменты

Презентация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*