Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование проектной методики в изучении иностранных языков

01.07.2011 1227 3671
Левина Ольга Ивановна
Левина Ольга Ивановна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком (ИЯ) характерно для нашего времени. Хорошему  специалисту в любой области знание ИЯ жизненно необходимо. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла  за последние годы.


Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке – это общедидактическая  проблема, которая в полной мере  присуща особенностям предмета  «иностранный язык». Для этого широко используются метод проектов, коллективная учебная деятельность,  педагогика сотрудничества, личностно – ориентированное обучение.


Метод проектов нашёл широкое применение  во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет «органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания па практике, генерируя при этом новые идеи». [Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка», ИЯШ №2, 2000] Только метод проектов позволяет учащимся творчески применять языковой материал в процессе обучения.  Им предоставляется возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают новые идеи, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, акцентируя   внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а  язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.


Учитывая специфику проектной методики, можно выделить следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:

· Выявление и определение круга проблем по изучаемой тематике;

· Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

· Обсуждение методов проверки  выдвинутых гипотез в микрогруппах, возможных источников информации, оформление результатов;

· Групповая (индивидуальная) работа над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

· Защита проектов каждой из групп с обсуждением и вероятной оценкой всех присутствующих;

· Выявление новых проблем.


В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, начиная уже с ранней ступени обучения. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой.


В зависимости от типологических признаков проекты можно разделить на следующие группы:

· Исследовательский, творческий,  ролево-игровой,  информационный, практико-ориентированный.телекоммуникативный и т.п.;

· Межпредметный и монопроект (в рамках одной области);

· Внутренний, региональный,  международный;

· Личностный, парный, групповой;

· Краткосрочный,  средней продолжительности, долгосрочный.


Многие преподаватели кафедры ИЯ нашего колледжа используют на своих уроках современные методы и стратегии обучения ИЯ,  инновационные и здоровье сберегающие технологии, проектную методику, проводят уроки в нетрадиционной форме, различные внеклассные мероприятия.


При работе над проектами студенты самостоятельно выбирают тему высказывания, отбирают языковой, речевой, иллюстративный материал, распределяют роли в группе и определяют форму презентации проекта.  Защита проектов проходит обычно на заключительном уроке по теме или в рамках внеклассного мероприятия. Вот лишь некоторые из проведённых нами проектов: «Моё идеальное путешествие по Германии», «Выпускаем музыкальный журнал», «На вкус и цвет товарищей нет», «Суд над сигаретой»,  «Прогулки  по Парижу»,  «Мои любимые книжки», «Мамы разные нужны», «Дом моей мечты», «Идеальное меню», «Мой любимый уголок природы»,«Дизайн ресторана», «Реклама  отеля», «Путешествие по Австрии», «Мой родной любимый город», «Наш колледж», «Братья наши меньшие», «Мы - то, что мы едим», «Достопримечательности Франции»,  «Мой дом, моё жилище», «Традиции и праздники Великобритании», «Давайте познакомимся!», «У природы нет плохой погоды»,  «Интернет-кафе в Великобритании», «Я не волшебник, я только учусь».


В прошлом году мы совместно с преподавателем Морозовой Н.Ф. и студентами отделения ИЯ участвовали в долгосрочном проекте, посвящённом 120-летнему юбилею со Дня рождения выдающегося немецкого писателя, публициста, антифашиста Эриха Кестнера. В течение 2-ого семестра студенты 1-5 курсов читали на уроках домашнего и индивидуального чтения книги Э.Кестнера: «Der gestiefelteKater“, „DasdoppelteLottchen“, „EmilunddieDetektive“, “DerkleineGrenzverkehroderGeorgunddieZwischenfälle“.  Они  знакомились с жизнью и творчеством автора, иллюстрировали и инсценировали любимые эпизоды из прочитанных  книг, читали и слушали в записи его стихотворения   и песни, сами сочиняли короткие стишки «Elfchen», готовили рекламу новой версии  фильма „EmilunddieDetektive“, озвучивали мультфильм „DasdoppelteLottchen“, делали презентацию «SalzburgheuteundimBuchvonE.Kästner», писали аннотации к прочитанным книгам и выполняли много других творческих заданий.   А на одном из последних уроков домашнего чтения в мае месяце студенты всех курсов приняли участие в читательской конференции «MeineLieblingsbüchervonErichKästner“, на которой работали в группах сменного состава и  представили всем участникам свои любимые книжки  Э.Кестнера,   знакомились на выставке с другими книгами этого автора,  придумывали и демонстрировали проект памятника Э.Кестнеру в его родном городе Дрездене и сравнивали свои идеи с оригиналом памятника скульптора Эльке Кунче, смотрели видеоинтерпретацию  стихотворения «Kleines Solo», знакомились со страницами в Интернете, посвящёнными Э.Кестнеру, слушали выступление библиотекаря о жизни и творчестве писателя. А в качестве домашнего задания студентам было предложено написать продолжение понравившихся книг Э.Кестнера.  Главное, что студенты проявили большой интерес к творчеству писателя и в качестве книг для индивидуального чтения многие выбрали  книги Э. Кестнера, которые они ещё не читали.  Мы считаем, что этому во многом способствовала проектная деятельность, которой студенты занимались практически весь семестр.

Весь первый семестр  этого года мы  работали над проектом «Mein Berlin», который посвящён знаменательной дате в истории Германии - 20- летию со дня падения Берлинской стены. На уроках немецкого языка и  страноведения, на спецкурсах по  аудированию и газетной лексике  студенты 1-5 курсов знакомились  с современной историей  Германии и двух столиц Берлина и Бонна, их достопримечательностями, важными событиями, разными сторонами жизни Берлина, совершали  заочные экскурсии по Берлину с помощью Интернета, читали  сообщения немецкой прессы,  слушали  передачи «Немецкой волны», подбирали  стихи и песни о Берлине.   В качестве проектов студентам была предложена исследовательская работа по различным темам «Geschichte Berlins und historische Gebäude“, „Wahrzeichen der Stadt Berlin“, „Politisches Zentrum Deutschlands“, „Museumstadt und die Museumsinsel“, „Erholungsorte in Berlin“, „Eine  Kunststadt von Weltruf“, „Bertolt Brecht und „Berliner Ensemble“, „Eine Universitätsstadt“,  „Musik und Festspiele“,  „Was ist typisch berlinerisch“,  „Berlin und Moskau – zwei Hauptstädte“, «Die Berliner Mauer – Symbol der Einigkeit“  идругие.  В зависимости от интересов студенты объединились в группы и работали  самостоятельно с дополнительными материалами из различных источников по данным направлениям.   16 декабря в рамках Недели кафедры ИЯ в МПК мы с Морозовой Н.Ф. провели нетрадиционный урок по вертикали – виртуальное путешествие по теме „Mein Berlin“, на котором студенты представили  результаты своей проектной деятельности и прорекламировали наиболее значимые  для них достопримечательности Берлина. Особое место во время этого путешествия было, естественно, уделено 28-летней истории Берлинской стены. Преподаватель немецкого языка из Франции Кристина Эро поделилась  своими впечатлениями от посещения города в разные годы её пребывания в Германии.


Большим традиционным ежегодным проектом на отделении  ИЯ  является проведение Недели кафедры ИЯ в декабре месяце. Без тщательной подготовительной работы, без использования самостоятельной работы и творческих способностей студентов и преподавателей ИЯ практически невозможно качественно осуществить данный проект, в  рамках которого  организуются различные конкурсы,  внеклассные мероприятия, праздники. Например:

· конкурс чтецов стихотворений на ИЯ среди студентов 1-ого курса «Зимушка-зима»,  «Благодарность временам года», «Счастливого Рождества!»;      

· конкурс  на  лучший литературный перевод иноязычных стихотворений «Зимние фантазии», «Пробуем перо»;

· конкурс иллюстрации немецких стихотворений «Волшебная кисть»;

· конкурсы творческих работ «Я рисую свои сны», «Объяснение в любви ИЯ», «Самое лучшее немецкое слово»;

· проекты  «Моя зимняя сказка», «Идеальный Новый год», «Мои ассоциации с природой»;

· внеклассные мероприятие «Новый год к нам мчится», «Путешествие по городам и странам»;

· викторины «Знаешь ли ты Париж?», «Немецкоговорящие страны»;

· праздник Рождества на немецком языке совместно со студентами факультета ИЯ ОГУ;

· конкурс выразительного чтения поэтических произведений на ИЯ;

· «Рождественские чтения» на немецком языке;

· заседание клуба любителей французской литературы «Профессиональное чтиво»;

· конкурс педмастерства среди студентов пятого курса «Моя профессия-учитель» в рамках педпрактики «Пробные уроки и занятия -2»

· инсценировка «Зимней сказки» (англ. язык), сказки «Синяя борода» (фр.яз), «Легенды о Лорелее» (нем. язык);  

· внутриколледжные олимпиады в номинациях «Английский, немецкий, французский языки»;

· мини-мюзикл по мотивам сказки С.Экзюпери «Маленький принц»;

· хит-парад «Горячая десятка песен о Берлине»  и многие другие.


 Неделя кафедры ИЯ каждый год завершается праздником закрытия в различных формах: церемония награждения победителей конкурса «Золотое перо»,  шоу-программа «Командовать парадом буду я!»,  праздничный концерт «Фабрика звёзд-11», ТВ-передачи  «Минута славы» с объявлением и награждением победителей конкурсов по разным номинациям. И этот год не стал исключением. В праздничном концерте закрытия Недели кафедры ИЯ «Две звезды» приняли участие наши замечательные дуэты:  Старкова Т.Е. и Назаркевич Сергей, Пеньков Р.В. И Шестакова Д., Баранова Е.А. и Дворянинов А.,  наши выпускники Лукьянова Наталья и Поляков Александр, которые подарили всем участникам Недели кафедры прекрасные песни на ИЯ: английском, французском, немецком и даже итальянском.  Кульминацией праздника стала трогательная сцена прощания с Кристиной Эро, миниатюра с её участием «Мысли вслух о дружбе и о себе».


Преподаватели и студенты колледжа участвуют и в международных проектах совместно со   школами углубленного изучения ИЯ г.Орла и ОГУ: «Оффенбах и  Орёл - города–побратимы», «Русские учителя учат немецких школьников», «Франция-Россия. Узы дружбы», «Орёл глазами французских школьников», «Наши во Франции» и другие.  Тесное сотрудничество связывает преподавателей французского языка колледжа  со  средними учебными заведениями   г.Труа  во Франции, ежегодно происходит обмен делегациями. Преподаватель немецкого языка из Франции Кристина Эро в течение первого семестра этого года работала  у нас в колледже совместно с преподавателями немецкого и французского языков.


Кроме того, многие преподаватели используют любую представившуюся возможность для проведения уроков ИЯ и внеклассных мероприятий с участием в них иностранных гостей-носителей языка. Так, например, преподаватели Суворкина Н.Ю.(англ.яз.)  и Левина О.И. (нем. яз.) провели занятия по практике устной речи  в нетрадиционной форме с приглашением представителей стран изучаемых языков. Занятие Суворкиной Н.Ю. проходило в форме кинофестиваля «За гранью возможного». Студенты 46 группы представили свои проекты по теме «Киноискусство» - фильмы различных жанров для участия в конкурсе на съёмки фильма одной из канадских кинокомпаний. Продюсер из Канады Натали рассказала о состоянии и развитии мировой и канадской киноиндустрии, продемонстрировала видеофрагменты с её участием в съёмках  различных фильмов. Кульминацией всего мероприятия стало подписание контракта с продюсером из Канады на съёмку одного из представленного на конкурс фильма. Был также отмечен и фильм в номинации «Приз зрительских симпатий».


Преподаватель Левина О.И. провела комбинированный урок со студентами 16-26 групп в виде телепередачи «Моя семья». Студенты рассказывали о своих семьях, о колледже, о своих увлечениях и занятиях в свободное от учёбы время. Гость из Австрии Давид Хорнеггер был искренне тронут радушным приёмом студентов по русской традиции с хлебом-солью, культурной программой, подготовленной студентами и преподавателями,  классической музыкой, стихами и песнями на немецком языке, фольклорными танцами. В конце встречи он рассказал о своей семье, о своей стране. Студенты и преподаватели смогли обсудить с Давидом и другие общие и интересные для обеих сторон  темы.


Проектную методику используют преподаватели при работе над страноведением и лингвострановедением иноязычных стран и проводят экзамен по данной дисциплине в форме защиты проектов, рефератов и презентаций.


Кропотливая исследовательская деятельность студентов в процессе работы над проектами  способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету и профессии учителя ИЯ, созданию положительной мотивации, в том числе и к самостоятельному, автономному   изучению ИЯ.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*