Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение практикоориентированных форм обучения в колледже

22.07.2013 3591 8832
Пономарева Людмила Ивановна
Пономарева Людмила Ивановна, методист

Профессиональный колледж г. Железногорска-Илимского Иркутской области
В нашем колледже осуществляется подготовка обучающихся по специальностям СПО и профессиям НПО. Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными  в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является практикоориентированное обучение. Работодатели хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде. В новых федеральных стандартах представлены не только знаниевые дидактические единицы, но и  умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции. Согласно рекомендациям Министерства образования и Федерального Института Развития Образования каждое  умение должно быть отработана в  ходе выполнения практической работы, в данный момент около 50% аудиторных часов отводится на выполнение практических и лабораторных работ. Какие проблемы при этом возникают? Естественно, каждому преподавателю приходится перерабатывать рабочую программу и вносить изменения по количеству практических работ,  а также перерабатывать  тематику работ. Положительный эффект должен иметь тот факт, что по всем профессиональным модулям лабораторные и практические работы выполняются в подгруппах, что позволяет преподавателю уделить больше внимания каждому студенту, а значит каждая работа будет выполнена более детально и качественно и появляется время на закрепление в форме собеседования.

 

Переход на стандарты нового поколения предопределяет необходимость совершенствования материально-технической базы учебного заведения для формирования опыта практической деятельности. Большая работа в этом направлении проводится и в нашем колледже. Так, преподаватели Чебаков И.В. и Жуль С.Н., провели  работу по созданию железнодорожного полигона для специальности Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Практикоориентированный подход предусматривает перенос обучения на рабочие места и учебные полигоны. Данные преподаватели совместно со студентами  групп СЭП-09 и ОПЖТ -10 своими силами, создали железнодорожный полигон, где установили централизованный стрелочный перевод марки Р65,1/9 , действующий поездной светофор, трехосную думкарную тележку и разновидности шпал. Создание данного полигона развивает общие и профессиональных компетенций у студентов, ведь творческая работа в команде является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности.

 

Преподаватель специальности Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Куклина А.В. проводит работу по реконструкции электромонтажной лаборатории. Необходимость создания такой лаборатории связана с тем, что в новых федеральных стандартах один из модулей называется «Выполнение работы по рабочей профессии». Введение обязательного требования, что каждый студент СПО получает навыки работы по рабочим профессиям, является очень важным в подготовке квалифицированного специалиста среднего звена. Ведь если при обучении в колледже студенты своими руками научатся выполнять все необходимые трудовые операции, с которыми они встретятся в своей профессиональной деятельности, то при возникновении нестандартной ситуации на работе будет более оперативно найден  правильный выход и принято более грамотное решение по устранению проблемы. Не менее важным  является и то, что образовательное учреждение имеет право формировать вариативную часть, а это около 900 часов для специальностей СПО, с учетом  пожеланий работодателей. Так в нашем колледже, по специальности Организация  перевозок и управление на транспорте (железнодорожном) разработан новый профессиональный модуль «Организация работ оператора поста централизации, оператора при дежурном по станции и оператора по обработке перевозочных материалов», который поможет студентам получить знания и  практические навыки приготовления маршрутов приема и отправления, закрепления вагонов на станционных путях, формирования и расформирования поездов и по работе с поездной документацией. Ведущим преподавателем Чебаковым И.В. оформлена лаборатория Организации перевозочного процесса, в которой созданы действующие стенды маневрового светофора, стрелочного электропривода типа СП-6, поездного светофора, автосцепки грузового вагона в сборке типа СА-3, в работе используется лабораторный комплекс по управлению движением поездов с программным обеспечением, позволяющий студентам осуществлять управление движением на нескольких участках железнодорожного пути, т.е. осуществлять формирование и отправление поезда с одного участка и прием этого же поезда на другом участке пути. Наличие действующих стендов позволяет проводить деловые и ролевые игры,  анализировать производственные ситуации, изучить устройство,  что поможет в будущей профессиональной деятельности.

 

Преподаватели по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта также работают над укреплением материально-технической базы. Одним из условий  профессиональной подготовки будущих специалистов является вовлечение их в активную познавательную деятельность и практическое использование полученных знаний. Преподавателем нашего колледжа Шаповаловым С.И., совместно со студентами дневной и очно-заочной (вечерней) форм обучения, созданы лаборатории технического обслуживания автомобилей и ремонта автомобилей, где изготовлены действующие стенды: по обнаружению неисправностей электрического оборудования автомобилей, для проверки контрольно – измерительных приборов, по проверке технического состояния генераторов и стартеров, по регулировке сцепления, по тормозной системе с пневмоприводом, это позволяетосуществлять имитацию профессиональной деятельности на лабораторно-практических занятиях,  проводить анализ производственных ситуаций. Мастером производственного обучения Артемьевым В.П. реконструирован стенд автомобиля ГАЗ, позволяющий выполнять регулировочные работы на данном автомобиле, находящемся в рабочем состоянии, работа проводилась силами студентов группы ТОРА-09 во время прохождения практик - все этоориентирует обучение напрофессиональную деятельность.

 

Практическая направленность обучения отслеживается и при проведении экзаменов квалификационных. В этом учебном году первыми прошли такое испытание учащиеся по профессии Повар-кондитер. Для успешного проведения такого экзамена большая работа была проделана преподавателем Топориной Н.П. и мастером производственного обучения Худорба Л.В. Ими были разработаны комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда вошли аттестационные листы, заполняемые во время прохождения практик, образцы тестовых заданий для проведения междисциплинарного экзамена с ответами и образцы вариантов заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю. В ходе проведения квалификационных экзаменов, удалось отследить работу учащихся в команде: составление единого меню согласно тематики, работа со Сборником рецептур, подбор продуктов согласно выбранных рецептур, сведение их в сводную ведомость, выписывание требования-накладной на сырье, подбор оборудования и инвентаря в соответствии приготовляемых блюд, соблюдение правил техники безопасности и санитарных норм, выполнение нарезки, обработки  и приготовление блюд из грибов, овощей, круп или других продуктов. Результат  экзаменов показал, что все учащиеся освоили определенный вид деятельности. Комплекты контрольно-оценочных средств по модулям были выложены на электронном сайте колледжа и каждый обучающийся мог заранее познакомиться с этими материалами. Для проведения практик преподавателями и мастерами производственного обучения нашего колледжа были разработаны рабочие программы учебных и производственных практик, в которых были расписаны все виды работ с указанием количества часов, необходимых для их выполнения. Если на учебной практике рассматривались вопросы, связанные с отработкой умений и получением первичного практического опыта, то на производственную практику выносились вопросы, связанные с приобретение практического опыта по конкретному виду деятельности. В ходе прохождения практики на каждого учащегося заполняется аттестационный лист, с указанием оценки, подтверждающей приобретение практического опыта по выполнению определенного вида работ. Очень важным является создание условий для проведения лабораторных и практических работ, этот показатель отслеживается в ходе аккредитации образовательного учреждения. Преподаватель Попов А.А. для проведения практических работ по дисциплине Обслуживание и эксплуатация бульдозера по профессии Машинист на открытых горных работах широко использует электронные пособия, позволяющие изучить устройство и ремонт отдельных узлов бульдозера. Достоинством таких программ является то, что после изучения теоретического материала у студентов появляется возможность закрепить изученный материал, можно собрать механизм или выбрать инструмент для ремонта узла. В случае, когда работа не зачтена, то можно увидеть допущенные ошибки и выполнить работу заново. Проведение таких практических работ позволит обучающимся уже на учебной практике правильно выбрать инструмент, определить порядок действий и осуществить замену детали или произвести ремонт отдельных узлов, все это способствует приобретению практического опыта работы. Анализ производственных ситуаций проводится как на практических занятиях, так и  на уроках закрепления учебного материала и в ходе проведения практик.

 

Преподаватели, второй год работающие с профессиональными модулями, отмечают, что после сдачи квалификационных экзаменов учащиеся более вдумчиво относятся к выполнению работ на практике, они понимают, что при сдаче экзамена каждый из них должен предъявить результат, который докажет, что данный вид профессиональной деятельности освоен. Практическая направленность обучения позволит выпускать из колледжа специалистов, более подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда области.

 

Литература:

 

  1. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000  
  2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская - Питер, 2001 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*