Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационно‒коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности студентов на уроках по учебной дисциплине "Математика"

11.08.2020 303 433
Боровская Ираида Владимировна
Боровская Ираида Владимировна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Подготовка  современного  специалиста,  безусловно,  связана  со  становлением  его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, а также с его профессиональной  подготовкой,  осуществляемой  в  системе  профессионального  образования.  Именно поэтому  вопросы  формирования  познавательной  активности,  профессионального  саморазвития  и  самообразования  специалистов  и  создания  организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.

Познавательная активность выступает как условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Конкретными путями решения рассматриваемой проблемы является совершенствование содержания, форм и методов обучения.

Для изучения теоретического материала по учебной дисциплине «Математика» мною создан курс лекций, который организован в виде текстовых документов в электронном виде и доступен всем студентам для установки на свой компьютер, планшет, телефон или для распечатки на принтере. Курс лекций используется в ходе аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы с содержанием материала, поиска  ответов  на  контрольные  вопросы,  самопроверки  и  развития  самоконтроля,  что способствует повышению уровня познавательной активности обучающихся.

Для  выполнения  практических  работ  были  разработаны  методические  указания, которые содержат описание работы и задания для выполнения по вариантам. Выполнение практических работ с использованием методических указаний позволяет обучающимся не только работать по образцу  (первый  (низкий) уровень познавательной активности),  но  и  осмыслить  соответствующий  теоретический материал,  проникнуть  в сущность явлений, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях, что соответствует среднему уровню познавательной активности. 

Для проверки знаний обучающихся по всем темам теоретического материала и темам практических работ разработаны проверочные тесты. Тестирование во время аудиторных занятий является действенным средством активизации обучающихся и применяется для промежуточного и тематического  контроля  во  время фронтальной,  групповой  и  индивидуальной  работы  студентов,  а также во время лекций для контроля первичного усвоения содержания обучения.

Выполнение обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы в виде тематических презентаций разной степени сложности и интерактивности, рефератов, учебных проектов влияет на повышение уровня их познавательной активности. При этом обучающиеся имеющие низкий уровень познавательной активности имеют возможность воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу. Если у студентов прослеживается повышение  уровня  познавательной  активности  от  низкого  к  среднему,  то  выполнение внеаудиторного учебного задания – это возможность применить знания и умения в измененной ситуации, проведя некоторые предварительные преобразования с учебным материалом. Для  ряда  студентов  с широкими  познавательными  интересами,  которые могут продемонстрировать самостоятельный поиск решения проблем, возникших в процессе познавательной и практической деятельности, создаются условия для формирования третьего уровня познавательной активности.

При выполнении домашних работ, при создании отчетов по практическому обучению  эффективно используются консультации между преподавателем и студентом. При этом обучаемые проявляют самостоятельность в принятии решений, при формулировании  вопросов, участвуя в диалоге с преподавателем,  демонстрируют  волевые  качества и  учебные  умения и навыки что, безусловно, влияет на повышение  уровня познавательной  активности от низкого (репродуктивно-подражательная активность) к среднему (поисково-исполнительская познавательная активность).

Как же подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Рассмотрим некоторые  методы при изучении темы «Конус», 1 курс. Изучение темы начинается с аудиторного занятия, вначале которого, после постановки целей, проводится актуализация имеющихся знаний в форме мозгового штурма. Далее идет фронтальная работа со всей группой, направленная на полное осмысление основных понятий по теме занятия. Студенты озвучивают свои ответы, опираясь на наблюдения и жизненный опыт (что соответствует учебным действиям среднего уровня познавательной активности).

Далее, используется метод проблемного изложения в форме проблемной визуализированной лекции со «стопами», дополняющийся рассказом преподавателя и конспектированием. Лекция  «со стопами» относится к технологии критического мышления и  заключается  в  том,  что  учебная информация предоставляется  дозировано. После каждой, завершённой по смыслу, части делается остановка – «стоп», во время которого идет обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или выполняется определѐнное задание. Например, преподаватель просит изготовить конус, проведя необходимые расчеты.

Первичная проверка понимания изученного организуется в форме работы с контрольными вопросами из презентации и обучающим материалом для студентов, сопровождающаяся коллективным обсуждением ответов. Например, на листе обучающих материалов для студентов необходимо ответить на визуализированные контрольные вопросы с использованием законспектированной ранее информации.

Проведение первичного контроля знаний темы «Конус» организуется с использованием тестов.

Применение новых знаний и способов деятельности по теме «Конус»  происходит  на  практических  занятиях при  решении практических задач по заданному алгоритму и решении  кейс-задач.

Обучающиеся, имеющие  средний или  высокий  уровень познавательной  активности, выполняют исследовательские проекты по данной теме, что соответствует творческому уровню познавательной активности.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование информационно‒коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности студентов на уроках по учебной дисциплине "Математика"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*