Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт организации консультаций по выпускной квалификационной работе в дистанционном формате с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции "Экспедирование грузов"

23.07.2020 490 768
Полетаева Олеся Ивановна
Полетаева Олеся Ивановна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Обязательный этап для каждого студента среднего профессионального учебного заведения – написание выпускной квалификационной работы (ВКР), которая объединяет в себе все полученные знания и навыки. Главная цель написания выпускной квалификационной работы — оценить итоговый уровень знаний студента, его умение работать с информацией, способность грамотно формулировать мысли и делать выводы.

Планирование, подготовка и защита выпускной квалификационной работы в Новосибирском автотранспортном колледже является завершающим и наиболее сложным этапом в профессиональной подготовке студентов. Это самостоятельное научное исследование, выполняемое под руководством научного руководителя. Выпускная квалификационная работа является учебно-исследовательской работой, в основе которой лежит моделирование известных решений. Ее научный уровень должен отвечать Федеральному государственному образовательному стандарту профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»

Защита ВКР происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Этим трудом подтверждается квалификация, которую студенты получают после выпуска.

Начиная работать научным руководителем ВКР в 2014 году, я задалась вопросами:

  - как же повысить значимость написания выпускной квалификационной работы для студента?

 -  как увеличить время взаимодействия со студентов при написании работы?

Ответы на эти вопросы я смогла найти в Федеральном государственном образовательном стандарте, который на всех уровнях школьного, среднего профессионального и вузовского образования рекомендует создавать информационно - образовательную среду, которая включает «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ - оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Эта информационно-образовательная среда, согласно «Стандарту профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», выполняет множество функций, среди которых актуальной становится организация «дистанционного взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования».

Сроки создания цифровой образовательной среды в российских образовательных организациях (в том числе, повсеместное обеспечение школ интернетом и создание платформы для дистанционного обучения) четко обозначены в паспорте Национального проекта «Образование». С начала реализации проекта прошло чуть более года (01.01.2019 г.), а до момента завершения, 31.12.2024 года, осталось менее 4 лет. Однако сложившаяся ситуация заставила внести коррективы в эти планы.

В связи с распространением эпидемии COVID-2019 и введением карантина, возникла необходимость в переходе на онлайн-обучение уже «здесь  сейчас»

Пандемия коронавируса запустила цифровую трансформацию образовательного процесса на всех его уровнях, и происходит она гораздо быстрее, чем это планировалось последние несколько лет в рамках различных национальных проектов.

Однозначно можно сказать одно: цифровизация — уже не будущее, это сегодняшняя реальность.

В настоящее время я согласна с мнением А.В. Хуторского: «...сегодня понятие «дистанционное образование», насыщено другим смыслом – это использование новейших телекоммуникационных технологий – интернета, сетей и так далее. Под дистанционным обучением можно понимать обучение, при котором удаленные друг друга субъекты обучения, то есть учащиеся и преподаватели, они осуществляют образовательный процесс с помощью этих средств телекоммуникаций».

В нашем колледже на дневном отделении приступают к выполнению выпускной квалификационной работы,  студенты, возраст которых в основном находится в спектре 18-20 лет. Это люди юношеского возраста. Ведущей деятельностью в  юношеском возрасте – это учебно-профессиональная деятельность. Однако, некоторые авторы отмечают, что потребность в общении со сверстниками и в юношеском возрасте возрастает.  Удовлетворяя эту потребность, студенты, максимально используют возможности современных интернет-технологий, в том числе социальные сети.

Социальная сеть в Интернете — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, реализующий сетевую социальную структуру, состоящую из группы узлов — социальных объектов (группы людей, сообщества) и связей между ними (социальных взаимоотношений), на базе которого участники могут устанавливать отношения друг с другом.

Социальные сети являются сегодня одним из самых популярных интернет - ресурсов, особенно среди студентов. Поэтому и я задумалась еще  над одним  вопросом: «Реально ли использовать социальные сети как инструмент при выполнении выпускной квалификационной работы?».

Конечно, существуют специализированные социальные сети для школьников и студентов, но у обычных сетей с развлекательным контентом есть большое преимущество перед ними. Заключается оно в так называемом «сетевом эффекте» - человек обрастает уже некоторой сетью контактов, знакомых и друзей и не желает покидать привычный сервис и начинать все взаимодействия с нуля в непривычном интерфейсе и по новым законам.

Поэтому гораздо продуктивнее и рациональнее будет для построения нового виртуального сообщества выбирать уже раскрученные социальные сети, тем более они имеют для этого все необходимые инструменты.

Основные достоинства «социальных сетей»:

  • обслуживание, не надо платить за разработку сайта;
  • бесплатность, т.е. не требуется дорогостоящее серверное оборудование и его регистрация и пользование в большинстве из них абсолютно бесплатны, что позволяет экономить денежные средства;
  • в большинстве случаев предоставляется неограниченное дисковое пространство для хранения различного контента, например аудио-видео-файлы, изображения и др.; надежная защита от хакерских атак, надежность хранения данных, т.к. многие «социальные сети» тратят немалые средства на поддержание своей защиты; удобство сервисов рассылки и уведомления об информации, что делает их удобными в общении со студентами.

Одной из самых популярных среди молодежи социальных сетей для ведения дискуссий является "ВКонтакте". Поэтому именно данную сеть я использую в работе со студентами.

Как же эффективнее всего организовать использование социальных сетей для дистанционных консультаций студентов при выполнении ВКР? Я предлагаю следующий вариант взаимодействия преподавателя со студентом – создание и использование в социальной сети группы для дистанционных консультаций учащихся.

 Дистанционные консультации, применяемые в процессе написания выпускной квалификационной работы, расширяют образовательные возможности, как преподавателей, так и студентов.

Во-первых, возможность получить своевременную помощь преподавателя дистанционно позволяет студентам консультироваться по вопросам подбора литературы. Несмотря на то, что студенты являются самыми активными пользователями интернета, в поиске соответствующего Интернет-ресурса с хорошим содержанием (библиотека колледжа, сайты с необходимой литературой и т. д.) студентам зачастую требуется помощь преподавателя, связанная с поиском дополнительной учебной литературы.

 Во-вторых, преподаватель, проводя  онлайн-консультации,  получает дополнительную возможность корректировать процесс написания ВКР.

В-третьих, после проведения таких дистанционных консультаций те студенты, кто выполнил нужный объем верно, уже могут приступать к решению следующих задач. Студенты, которые не справились со своим заданием, получают своевременную информацию о допущенных ошибках и продолжают работу с учебным материалом.

В-четвертых, возможность постоянного взаимодействия обучаемых и преподавателей в сети в удобное для них время дает возможность непрерывного образовательного процесса, появляется возможность более детальной организации индивидуальной работы с каждым из студентов.

Проведение такого рода консультаций оптимизирует время, как студента, так и преподавателя, мотивирует студента к систематической самостоятельной работе с учебным материалом, развивает приемы учебной деятельности, способствует повышению уровня качества выполненной работы, побуждает студента к самообразованию, развивает ответственность и самодисциплину.

При общении со студентом  в «социальной сети» я использовала  форму личных сообщений, когда идет обмен сообщениями, адресованными лично ему. При этом отправляя студенту сообщение, я всегда могла проверить прочитал ли его студент, так как прочитанные и непрочитанные сообщения, имеют разные цвета.

Эта функция весьма удобна и при массовой рассылке частных сообщений всем студентам, у которых я являюсь научным руководителем выпускной квалификационной работы. Например, посылая студенту поверенную работу с обозначенными замечаниями  таким способом, он  уже не сможет сослаться на то, что не видел его, так как оно будет помечено как прочитанное.

Применение социальных сетей во время выполнения выпускной квалификационной работы позволяет использовать следующие факторы:

  • популярность социальных сетей постоянно растет, большинство студентов зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях;
  • среднее время, проводимое на сайте пользователями социальных сетей от 17 до 42 минут, которые можно использовать для привлечения к процессу обучения;
  • мгновенная передача информации и, соответственно, доступность отчетов и материалов для изучения;
  • все версии документов доступны одновременно и преподавателю и студенту, что решает проблему резервного копирования и отсутствия проблем с потерей электронной версии документов.

Обязательный этап для каждого студента среднего профессионального учебного заведения – написание выпускной квалификационной работы (ВКР), которая объединяет в себе все полученные знания и навыки. Главная цель написания выпускной квалификационной работы — оценить итоговый уровень знаний студента, его умение работать с информацией, способность грамотно формулировать мысли и делать выводы.

Планирование, подготовка и защита выпускной квалификационной работы в Новосибирском автотранспортном колледже является завершающим и наиболее сложным этапом в профессиональной подготовке студентов. Это самостоятельное научное исследование, выполняемое под руководством научного руководителя. Выпускная квалификационная работа является учебно-исследовательской работой, в основе которой лежит моделирование известных решений. Ее научный уровень должен отвечать Федеральному государственному образовательному стандарту профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»

Защита ВКР происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Этим трудом подтверждается квалификация, которую студенты получают после выпуска.

Начиная работать научным руководителем ВКР в 2014 году, я задалась вопросами:

  - как же повысить значимость написания выпускной квалификационной работы для студента?

 -  как увеличить время взаимодействия со студентов при написании работы?

Ответы на эти вопросы я смогла найти в Федеральном государственном образовательном стандарте, который на всех уровнях школьного, среднего профессионального и вузовского образования рекомендует создавать информационно - образовательную среду, которая включает «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ - оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Эта информационно-образовательная среда, согласно «Стандарту профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», выполняет множество функций, среди которых актуальной становится организация «дистанционного взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования».

Сроки создания цифровой образовательной среды в российских образовательных организациях (в том числе, повсеместное обеспечение школ интернетом и создание платформы для дистанционного обучения) четко обозначены в паспорте Национального проекта «Образование». С начала реализации проекта прошло чуть более года (01.01.2019 г.), а до момента завершения, 31.12.2024 года, осталось менее 4 лет. Однако сложившаяся ситуация заставила внести коррективы в эти планы.

В связи с распространением эпидемии COVID-2019 и введением карантина, возникла необходимость в переходе на онлайн-обучение уже «здесь  сейчас»

Пандемия коронавируса запустила цифровую трансформацию образовательного процесса на всех его уровнях, и происходит она гораздо быстрее, чем это планировалось последние несколько лет в рамках различных национальных проектов.

Однозначно можно сказать одно: цифровизация — уже не будущее, это сегодняшняя реальность.

В настоящее время я согласна с мнением А.В. Хуторского: «...сегодня понятие «дистанционное образование», насыщено другим смыслом – это использование новейших телекоммуникационных технологий – интернета, сетей и так далее. Под дистанционным обучением можно понимать обучение, при котором удаленные друг друга субъекты обучения, то есть учащиеся и преподаватели, они осуществляют образовательный процесс с помощью этих средств телекоммуникаций».

В нашем колледже на дневном отделении приступают к выполнению выпускной квалификационной работы,  студенты, возраст которых в основном находится в спектре 18-20 лет. Это люди юношеского возраста. Ведущей деятельностью в  юношеском возрасте – это учебно-профессиональная деятельность. Однако, некоторые авторы отмечают, что потребность в общении со сверстниками и в юношеском возрасте возрастает.  Удовлетворяя эту потребность, студенты, максимально используют возможности современных интернет-технологий, в том числе социальные сети.

Социальная сеть в Интернете — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, реализующий сетевую социальную структуру, состоящую из группы узлов — социальных объектов (группы людей, сообщества) и связей между ними (социальных взаимоотношений), на базе которого участники могут устанавливать отношения друг с другом.

Социальные сети являются сегодня одним из самых популярных интернет - ресурсов, особенно среди студентов. Поэтому и я задумалась еще  над одним  вопросом: «Реально ли использовать социальные сети как инструмент при выполнении выпускной квалификационной работы?».

Конечно, существуют специализированные социальные сети для школьников и студентов, но у обычных сетей с развлекательным контентом есть большое преимущество перед ними. Заключается оно в так называемом «сетевом эффекте» - человек обрастает уже некоторой сетью контактов, знакомых и друзей и не желает покидать привычный сервис и начинать все взаимодействия с нуля в непривычном интерфейсе и по новым законам.

Поэтому гораздо продуктивнее и рациональнее будет для построения нового виртуального сообщества выбирать уже раскрученные социальные сети, тем более они имеют для этого все необходимые инструменты.

Основные достоинства «социальных сетей»:

  • обслуживание, не надо платить за разработку сайта;
  • бесплатность, т.е. не требуется дорогостоящее серверное оборудование и его регистрация и пользование в большинстве из них абсолютно бесплатны, что позволяет экономить денежные средства;
  • в большинстве случаев предоставляется неограниченное дисковое пространство для хранения различного контента, например аудио-видео-файлы, изображения и др.; надежная защита от хакерских атак, надежность хранения данных, т.к. многие «социальные сети» тратят немалые средства на поддержание своей защиты; удобство сервисов рассылки и уведомления об информации, что делает их удобными в общении со студентами.

Одной из самых популярных среди молодежи социальных сетей для ведения дискуссий является "ВКонтакте". Поэтому именно данную сеть я использую в работе со студентами.

Как же эффективнее всего организовать использование социальных сетей для дистанционных консультаций студентов при выполнении ВКР? Я предлагаю следующий вариант взаимодействия преподавателя со студентом – создание и использование в социальной сети группы для дистанционных консультаций учащихся.

 Дистанционные консультации, применяемые в процессе написания выпускной квалификационной работы, расширяют образовательные возможности, как преподавателей, так и студентов.

Во-первых, возможность получить своевременную помощь преподавателя дистанционно позволяет студентам консультироваться по вопросам подбора литературы. Несмотря на то, что студенты являются самыми активными пользователями интернета, в поиске соответствующего Интернет-ресурса с хорошим содержанием (библиотека колледжа, сайты с необходимой литературой и т. д.) студентам зачастую требуется помощь преподавателя, связанная с поиском дополнительной учебной литературы.

 Во-вторых, преподаватель, проводя  онлайн-консультации,  получает дополнительную возможность корректировать процесс написания ВКР.

В-третьих, после проведения таких дистанционных консультаций те студенты, кто выполнил нужный объем верно, уже могут приступать к решению следующих задач. Студенты, которые не справились со своим заданием, получают своевременную информацию о допущенных ошибках и продолжают работу с учебным материалом.

В-четвертых, возможность постоянного взаимодействия обучаемых и преподавателей в сети в удобное для них время дает возможность непрерывного образовательного процесса, появляется возможность более детальной организации индивидуальной работы с каждым из студентов.

Проведение такого рода консультаций оптимизирует время, как студента, так и преподавателя, мотивирует студента к систематической самостоятельной работе с учебным материалом, развивает приемы учебной деятельности, способствует повышению уровня качества выполненной работы, побуждает студента к самообразованию, развивает ответственность и самодисциплину.

При общении со студентом  в «социальной сети» я использовала  форму личных сообщений, когда идет обмен сообщениями, адресованными лично ему. При этом отправляя студенту сообщение, я всегда могла проверить прочитал ли его студент, так как прочитанные и непрочитанные сообщения, имеют разные цвета.

Эта функция весьма удобна и при массовой рассылке частных сообщений всем студентам, у которых я являюсь научным руководителем выпускной квалификационной работы. Например, посылая студенту поверенную работу с обозначенными замечаниями  таким способом, он  уже не сможет сослаться на то, что не видел его, так как оно будет помечено как прочитанное.

Применение социальных сетей во время выполнения выпускной квалификационной работы позволяет использовать следующие факторы:

  • популярность социальных сетей постоянно растет, большинство студентов зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях;
  • среднее время, проводимое на сайте пользователями социальных сетей от 17 до 42 минут, которые можно использовать для привлечения к процессу обучения;
  • мгновенная передача информации и, соответственно, доступность отчетов и материалов для изучения;
  • все версии документов доступны одновременно и преподавателю и студенту, что решает проблему резервного копирования и отсутствия проблем с потерей электронной версии документов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт организации консультаций по выпускной квалификационной работе в дистанционном формате с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции "Экспедирование грузов"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*