Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Узнайте, где подростки с нарушением зрения могут получить высшее образование

23.07.2020 511 931
Рубцов Виталий Владимирович
Рубцов Виталий Владимирович, ректор, д.п.н

Куравский Лев Семенович
Куравский Лев Семенович, декан факультета «Информационные технологии», д.т.н

Васина Людмила Григорьевна
Васина Людмила Григорьевна, ведущий специалист центра коллективного пользования РУМЦ

Соколов Владимир Вячеславович
Соколов Владимир Вячеславович, заведующий лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения

Московский государственный психолого-педагогический университет

Более 20 лет в МГППУ обучаются студенты с инвалидностью, поступающие как на места, выделенные по квоте, так и участвующие в общем конкурсном отборе среди абитуриентов. В течение последних пяти лет ежегодно студентами становятся более 40-45 абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. В 2019-2020 учебном году в инклюзивных группах университета обучается 200 студентов с инвалидностью. Для каждого из них создается дружественная и доступная образовательная среда. Очень важно, чтобы студенты, не ограничиваясь профессиональными компетенциями, развивали научное мышление и формировали свою собственную траекторию роста в соответствии с личными интересами и планами на будущее.

МГППУ является лидером среди вузов РФ по количеству (более 4%), которую составляют студенты с инвалидностью от общего числа студентов университета. И значительную часть среди них занимают студенты с инвалидностью по зрению.

Безусловно, решающим фактором при получении высшего образования является возможность успешного трудоустройства. Практически все они успешно трудоустраиваются или продолжают обучение. Бакалавры становятся магистрами, а магистры аспирантами. Соотношение между трудоустроенными студентами и продолжающими обучение 50% на 50% (данные за 2019 г.)

У факультета МГППУ «Информационные технологии» https://mgppu.ru/project/154  проектно-ориентированный подход в обучении студентов  с инвалидностью. Факультет «Информационные технологии» МГППУ имеет богатый опыт работы с подобными студентами, составляющими около 30% списочного состава обучающихся. Факультет готовит специалистов, занимающихся созданием, сопровождением и использованием прикладных программных и информационных систем, обработкой и анализом экспериментальных данных, умеющих грамотно применять методы математического моделирования для решения прикладных задач, а также режиссеров мультимедиа, осуществляющих полный цикл по созданию документального и игрового кино, мультипликационных фильмов.

Одним из основных направлений организации процесса обучения студентов с инвалидностью на факультете является активное привлечение их в рамках курсовых и дипломных проектов к разработке и внедрению в учебный процесс новых технических, программных средств и технологий обучения, поскольку они, учитывая нахождение в рамках учебного учреждения, могут выступать не только в роли разработчика, но и в роли пользователя и оценивать в качестве экспертов полученные результаты. И также особое место среди них занимают студенты с инвалидностью по зрению.

Занимаясь научными исследованиями, проектируя новые устройства, разрабатывая программное обеспечение, системы навигации, студенты с инвалидностью по зрению помогают в первую очередь себе. Если, работая над курсовым или дипломным проектом, студенты, как правило, справляются с заданием самостоятельно, то принимая участие в серьезных научных разработках, они вводятся в состав рабочей группы и успешно адаптируются в условиях совместного коллективного творчества.

Проектно-ориентированный характер обучения студентов, участие в решении актуальных практических задач обеспечивает студентам с инвалидностью высокое качество подготовки посредством приобретения опыта работы в реальной профессиональной среде. Кроме того, это даёт студентам с инвалидностью возможность публиковать свои научные статьи в рецензируемых журналах, участвовать в российских олимпиадах, отечественных и зарубежных научных конференциях, внедрять и реально использовать в учреждениях и организациях различного профиля разработанные ими программные продукты. 

Для студентов с инвалидностью по зрению большое значение имеет привлечение к наиболее актуальным на сегодняшний день конкретным разработкам, таким как:

  • адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечение совместимости с русской версией системы озвучивания текстов JAWS);
  • конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий;
  • система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы;
  • специализированные программные интерфейсы для студентов с нарушениями зрения;
  • разработка проекта и ключевых компонентов программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего восприятие плоскопечатных текстов незрячими студентами; 
  • разработка программных и программно-аппаратных комплексов, способствующих улучшению интеграции лиц с ОВЗ в образовательную и социальную среду;
  • диагностика и адаптивное обучение операторов роботов/беспилотных летательных аппаратов и др.

Работа студентов  над проектами индивидуально или в составе группы под руководством опытных преподавателей, имеющих богатый научный и практический опыт, способствует повышению эффективности процесса обучения, снижает риски разочарования в собственных силах, помогает адаптироваться в условиях высшей школы, научного сообщества, проектной организации или предприятия за счёт решения реальных практических задач, максимально приближенных по содержанию к тому, с чем приходится иметь дело в процессе трудовой деятельности.

Студенты с глубоким нарушением зрения составляют сложную для обучения в вузе нозологическую группу. Это обусловлено тем, что большая часть получаемой современным студентом информации поступает через зрительный канал. Обычные плоскопечатные учебники, учебные пособия, презентации, учебные фильмы, записи на доске — все эти формы представления информации недоступны для восприятия студентами с глубоким нарушением зрения. При реализации инклюзивной формы получения высшего профессионального образования лицами с нарушением зрения следует учитывать, что эта нозологическая группа не является однородной, а распадается на две категории — слепые и слабовидящие. Методики обучения студентов этих категорий, имея общую направленность, отличаются в некоторых аспектах и, в частности, опираются на использование различных тифлотехнических устройств. В 2016 году в рамках выполнения государственного задания в целях обеспечения комфортных условий эффективного образовательного процесса для студентов с глубоким нарушением зрения на базе факультета «Информационные технологии» (далее факультет ИТ) началось создание Модельного образца специальных образовательных условий для студентов с нарушениями зрения (МО СОУ), который стал экспериментальной образовательной площадкой для преподавателей и сотрудников образовательных организаций РФ.

МО СОУ обеспечил создание современной тифлотипографии для действующей в университете учебно-производственной лаборатории технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов факультета «Информационные технологии» (далее – лаборатория). Это помогло ей сделать большой качественный скачок в своем развитии и стать, по сути, центром коллективного пользования для студентов с инвалидностью по зрению и вузов-партнеров РУМЦ МГППУ. Значительно выросла производительность труда сотрудников, увеличился спектр выпускаемых учебных и методических пособий. По оснащённости специальным тифлотехническим оборудованием наш университет стоит в одном ряду с ведущими российскими и зарубежными высшими учебными заведениями, дающими конкурентоспособное профессиональное образование незрячим и слабовидящим.

На занятиях и экскурсиях слушатели курсов повышения квалификации, представители государственных и общественных организаций, студенты и представители коммерческих структур знакомятся с особенностями организации образовательного процесса студентов с инвалидностью по зрению, возможностью создания учебников и различных учебно-методических и дидактических пособий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, пробуют свои силы в проектировании подобных образовательных центров.

Интересные цветовые решения дизайнеров, вызывающие одобрение гостей факультета, стали для наших студентов уже привычными. Удобные зоны отдыха, возможность свободного самостоятельного перемещения по коридорам и свободным пространствам, помогают быстрой адаптации новичков. К хорошему привыкают быстро.

 

Ежегодно на факультете ИТ обучается более 20 студентов с инвалидностью по зрению. Но, далеко не все выпускники школ с нарушениями зрения могут читать брайлевские тексты, работать на брайлевском дисплее или портативном компьютере с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи «ElBraille- W14J G1», пользоваться специальными программами невизуального доступа к информации, программами-синтезаторами речи и другими техническими средствами приема-передачи, в том числе и учебной информации. Поэтому огромное внимание уделяется подготовке инструкций по использованию специальных технических и программных средств. Эти материалы очень востребованы пользователями подобной техники. Прежде, чем предоставить возможность студентам или сотрудникам работать на специализированном оборудовании, с ними проводятся индивидуальные или групповые занятия (малыми группами). 

Учебными планами факультета предусмотрено проведение специальных занятий. Добавлен адаптационный модуль, включающий следующие факультативные дисциплины, обусловленные нозологией:

  • «Система рельефно-точечных обозначений Л. Брайля»,
  • «Современные компьютерные тифлотехнологии»,
  • «Специальные информационные технологии».

Новые технологии привлекают внимание и обычных студентов. Некоторые из них с интересом изучают шрифт Брайля, учатся работать на специальном оборудовании. В будущем они станут отличными волонтерами и смогут помогать вновь поступившим студентам.

Наши студенты с инвалидностью по зрению с особым удовольствием занимаются в специализированной аудитории, оснащенной по последнему слову техники тифлотехническим оборудованием и специальными программными средствами. После занятий они часто остаются для самостоятельной работы, т. к.  у подавляющего большинства дома такой возможности нет.

В настоящее время студенты первого и второго курса практически полностью обеспечены специальными учебными пособиями. Только в 2019 году было подготовлено, распечатано, сброшюровано и выдано студентам с нарушениями зрения около 140 экземпляров по математическим дисциплинам и физике (34 наименования по 3-4 экземпляра одного наименования). Для студентов 3-4 курсов около 20 экземпляров по 4 наименованиям специальных дисциплин. 

Кроме этого, было создано три уникальных рельефно-графических альбома по физике, теории множеств, геометрии.

Как показывает практика, успеваемость студентов с нарушениями зрения выше, чем у обычных студентов. Это уже никого не удивляет. Стремление к получению хорошего образования, успешная учебная и производственная практика, формируют специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда.

Интеграция образования и науки на факультете ИТ наиболее полно проявляется при проведении научных разработок и консультаций в области компьютерного моделирования и анализа данных в психологии и смежных дисциплинах по заявкам профильных организаций, в том числе разработках психологических тренажеров, методов психологической и медицинской диагностики, методов моделирования исследуемых явлений и процессов (опирающихся на дифференциальные уравнения, статистические и имитационные модели, нейронные сети, клеточные автоматы и т. д.), методов идентификации моделей и методов анализа данных, а также разработке новых наукоемких технологий обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Публичные выступления и участие в различных конкурсах командных и индивидуальных научных и творческих проектов не только регионального, но и всероссийского и международного уровня, таких как Всероссийские выставки научно-технического творчества молодёжи, международные конференции и конкурсы. Например, Всероссийские конкурсы студенческих проектов «Профессиональное завтра» с участием студентов с инвалидностью, конкурсы-фестивали молодых режиссеров «Колесо», «Святая Анна» и др., Международные конференции «Новые информационные технологии», Международные научные конференции «Condition Monitoring» в Великобритании и «Life IT», в Германии, Международные Форумы и др. Признание заслуг и достижений дает возможность студентам с инвалидностью почувствовать уверенность в себе и занять достойное место среди коллег в избранной области профессиональной деятельности.

Сотворчество всех сотрудников университета направлено на дальнейшее развитие многокомпонентной доступной среды. Архитектурные особенности, универсальный дизайн, подготовленный к работе со студентами имеющих инвалидность профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный состав, информационная доступность, электронная образовательная среда, ежегодно улучшающаяся обеспеченность специальными техническими и программным средствами, учебниками и учебно-методическими пособиями, эффективные технологии профориентационной  работы, развивающееся волонтерское движение, привлечение студентов с инвалидностью к научной и проектной деятельности формируют специалиста будущего, способного решать самые сложные задачи.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Узнайте, где подростки с нарушением зрения могут получить высшее образование




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*