Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала
Помощь молодому поколению в нравственном становлении рассматриваются в настоящее время как генеральные задачи образования и воспитания. Модернизация современного российского образования ориентирует на формирование нравственной личности с чувством гражданского и правового самосознания, умеющей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, способной к успешной социализации в обществе. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственность – это, как минимум, способность к различению добра и зла. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудно сказать, что эти устои в настоящее время прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Когда речь идет о профессии медицинского работника, то не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга. При этом, когда речь ведется о профессиональной медицинской морали, надо не только лишь формулировать кодекс соответствующих положений о трудовой деятельности, но еще и способствовать выработке у медицинского работника способности к нравственной ориентации в сложных клинических случаях, требующие морально-деловых и общественных качеств.
В развитии нравственных отношений студентам необходима социально-психологическая помощь. Профессиональная деятельность педагогов-психологов колледжа направлена на создание психолого-педагогических условий поддержки при принятии субъектом развития оптимальных нравственных решений в различных ситуациях учебного и внеучебного взаимодействия. В основе работы такой службы лежат принципы свободы выбора, ответственности субъекта развития за принятие решения, приоритета его интересов.
В нашем колледже создаются все условия для становления мировоззрения, системы ценностных ориентаций и нравственного развития студентов, мы формируем профессиональную направленность через развитие самодеятельности и успешной социализации студентов. Такое направление работы наиболее полно реализуется через развитие системы студенческого самоуправления, которая в нашем колледже представлена моделью «Академия Здоровья и Красоты человека XXI века». Для реализации вышеуказанной цели в рамках психолого-педагогического сопровождения была создана психологическая мастерская «Психогимнастика с элементами Арт-терапии». В основу работы мастерской нами был взят метод социально-психологического тренинга. В успешной работе тренинга следует отметить сплоченность основных участников группы (создание атмосферы безопасности, наблюдаются искренние, доверительные отношения между участниками). Поведение участников открытое, спонтанное. Сплоченность также выражается в гордости и желании быть членом этой группы. Занятия психологической мастерской «Психогимнастика» постоянно проходят с использованием в работе тренинга принятых в мастерской правилах (правила расписаны в приложении к «Положению о деятельности психологической мастерской «Психогимнастика»). На занятии выполняются психогимнастические упражнения, которые включают в себя совокупность различных заданий, представленных координатором. Упражнения направлены на развитие самопредставления, отработку желаемого поведения, развитие познавательных процессов, расширение границ понимания, фокусирования на чувствах. Также применяется метод ролевой игры. Студенты участвуют в сюжетно-ролевой игре, где им предоставлена возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями. Студенты в ходе занятий не только учатся взаимодействовать с окружающими, но и учатся отображать и рефлексировать свои чувства с помощью искусства.
Анализ проведенных исследований развития нравственных отношений личности позволил выделить ряд важных характеристик данного феномена в подростковом и юношеском возрасте, которые могут выступать критериями оценки сформированности нравственных отношений: умения делать нравственный выбор и проявлять нравственные отношения в социальном взаимодействии (проведение психологических тренингов), определение жизненных ценностей (М. Рокич), определение уровня самооценки и уровня притязаний (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), определение уровня воспитанности (А.Л. Журавлев), определение уровня удовлетворенности условиями обучения (анкета «Комфортность образовательной среды»).
В нашем колледже студенты активно вовлекаются в волонтерскую деятельность, в целях воспитания нравственности, нашей Психологической службой организуются акции в помощь детям с ВИЧ-инфекцией в доме малютки «Солнышко», где студенты помогают ухаживать за детьми.
В рамках социального партнерства Психологическая служба на базе колледжа проводит реабилитационные занятия с детьми, нуждающимися в логопедической и психологической помощи из Самарского психоневралогического диспансера (логопедическое отделение). Занятия проводятся в виде дискуссии со студентами колледжа, данное взаимодействие с детьми, имеющими речевые нарушения (в основном заикание), развивает у студентов эмпатию, толерантность, дружелюбие, милосердие и другие важные личностные качества, которые нужны будущим медицинским работникам. Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственности студентов колледжа в образовательном процессе, также предполагает активную работу Психологической службы колледжа с родителями студентов. Ежегодно с родителями первокурсников проводятся тематические беседы: «Возрастные особенности подросткового и юношеского периода», «Особенности взаимодействия с детьми в конфликтной ситуации», «Стили семейного воспитания». Необходимость этого вида совместной деятельности продиктована тем, что значимое влияние на формирование нравственных отношений личности оказывает семья, а именно тип детско-родительских отношений. На основе проведенных исследований по методике «Стиль семейного воспитания», где только у 42% выявлен демократический стиль семейного воспитания, можно сделать вывод, что детско-родительские взаимоотношения в семьях студентов медицинского колледжа требуют совершенствования. Работа с родителями студентов колледжа в рамках психолого-педагогического сопровождения способствует развитию гармоничных детско-родительских отношений и снижению социально нежелательных типов взаимоотношений в семьях студентов.
Используемые психологической службой методы работы со всеми участниками образовательного процесса по сопровождению и развитию нравственных отношений личности студентов медицинского колледжа включены в план работы психологической службы по разным направлениям деятельности педагогов-психологов.
Список использованных источников:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.