Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологическое сопровождение нравственного становления студентов медицинского колледжа

10.07.2013 1266 3278
Увыкина Любовь Анатольевна
Увыкина Любовь Анатольевна, педагог-психолог

Фролова Дарья Владимировна
Фролова Дарья Владимировна, педагог-психолог

Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной
Проблемы нравственного воспитания личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров жизни людей в кризисном обществе.

 

Помощь молодому поколению в нравственном становлении рассматриваются в настоящее время как генеральные задачи образования и воспитания. Модернизация современного российского образования ориентирует на формирование нравственной личности с чувством гражданского и правового самосознания, умеющей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, способной к успешной социализации в обществе. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.


Нравственность – это, как минимум, способность к различению добра и зла. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудно сказать, что эти устои в настоящее время прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Когда речь идет о профессии медицинского работника, то не собственно моральные качества, а их сочетание с профессиональными знаниями, навыками и опытом создает ту своеобразную доминанту, которая реализуется при выполнении профессионального долга. При этом, когда речь ведется о профессиональной медицинской морали, надо не только лишь формулировать кодекс соответствующих положений о трудовой деятельности, но еще и способствовать выработке у медицинского работника способности к нравственной ориентации в сложных клинических случаях, требующие морально-деловых и общественных  качеств.


В развитии нравственных отношений студентам необходима социально-психологическая помощь. Профессиональная деятельность педагогов-психологов колледжа направлена на создание психолого-педагогических условий поддержки при принятии субъектом развития оптимальных нравственных решений в различных ситуациях учебного и внеучебного взаимодействия. В основе работы такой службы лежат принципы свободы выбора, ответственности субъекта развития за принятие решения, приоритета его интересов.


В нашем колледже создаются все условия для становления мировоззрения, системы ценностных ориентаций и нравственного развития студентов, мы формируем профессиональную направленность через развитие самодеятельности и успешной социализации студентов. Такое направление работы наиболее полно реализуется через развитие системы студенческого самоуправления, которая в нашем колледже представлена моделью «Академия Здоровья и Красоты человека XXI века». Для реализации вышеуказанной цели в рамках психолого-педагогического сопровождения была создана психологическая мастерская «Психогимнастика с элементами Арт-терапии». В основу работы мастерской нами был взят метод социально-психологического тренинга. В успешной работе тренинга следует отметить сплоченность основных участников группы  (создание  атмосферы безопасности, наблюдаются искренние, доверительные отношения между участниками). Поведение участников открытое, спонтанное. Сплоченность также выражается в гордости и желании быть членом этой группы. Занятия психологической мастерской «Психогимнастика» постоянно проходят с использованием в работе тренинга принятых в мастерской правилах (правила расписаны в приложении к «Положению о деятельности психологической мастерской «Психогимнастика»). На занятии выполняются психогимнастические упражнения, которые включают в себя совокупность различных заданий, представленных координатором. Упражнения направлены на развитие самопредставления, отработку желаемого поведения, развитие познавательных процессов, расширение границ понимания, фокусирования на чувствах. Также применяется метод ролевой игры. Студенты участвуют в сюжетно-ролевой игре, где им  предоставлена возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями. Студенты в ходе занятий не только учатся взаимодействовать с окружающими, но и учатся отображать и рефлексировать свои чувства с помощью искусства.


Анализ проведенных исследований развития нравственных отношений личности позволил выделить ряд важных характеристик данного феномена в подростковом и юношеском возрасте, которые могут выступать критериями оценки сформированности нравственных отношений:  умения делать нравственный выбор и проявлять нравственные отношения в социальном взаимодействии (проведение психологических тренингов), определение жизненных ценностей (М. Рокич), определение уровня самооценки и уровня притязаний (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), определение уровня воспитанности (А.Л. Журавлев), определение уровня удовлетворенности условиями обучения (анкета «Комфортность образовательной среды»).


В нашем колледже студенты активно вовлекаются в волонтерскую деятельность, в целях воспитания нравственности, нашей Психологической службой организуются акции в помощь детям с ВИЧ-инфекцией в доме малютки «Солнышко», где студенты помогают ухаживать за детьми.


В рамках социального партнерства Психологическая служба на базе колледжа проводит реабилитационные занятия с детьми, нуждающимися в логопедической и психологической помощи из Самарского психоневралогического диспансера (логопедическое отделение). Занятия проводятся в виде дискуссии со студентами колледжа, данное взаимодействие с детьми, имеющими речевые нарушения (в основном заикание), развивает у студентов эмпатию, толерантность, дружелюбие, милосердие и другие важные личностные качества, которые нужны будущим медицинским работникам. Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственности студентов колледжа в образовательном процессе, также  предполагает активную работу Психологической службы колледжа с родителями студентов. Ежегодно с родителями первокурсников проводятся тематические беседы: «Возрастные особенности подросткового и юношеского периода», «Особенности взаимодействия с детьми в конфликтной ситуации», «Стили семейного воспитания». Необходимость этого вида совместной деятельности продиктована тем, что значимое влияние на формирование нравственных отношений личности оказывает семья, а именно тип детско-родительских отношений. На основе проведенных исследований по методике «Стиль семейного воспитания», где только у 42% выявлен демократический стиль семейного воспитания, можно сделать вывод, что детско-родительские взаимоотношения в семьях студентов медицинского колледжа требуют совершенствования. Работа с родителями студентов колледжа в рамках психолого-педагогического сопровождения способствует развитию гармоничных детско-родительских отношений и снижению социально нежелательных типов взаимоотношений в семьях студентов.


Используемые психологической службой методы работы со всеми участниками образовательного процесса по сопровождению и развитию нравственных отношений личности студентов медицинского колледжа включены в план работы психологической службы по разным направлениям деятельности педагогов-психологов.


Список использованных источников:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб., 2002.
  2. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы). СПб., 1998.
  3. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
  4. Мясищев В.М. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М., Воронеж, 1995.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика. СПб., 2003.
  7. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2005.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*