Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль педагога психолога в психолого-педагогическом сопровождении профессионального и личностного развития студентов

10.06.2020 640 918
Соловьева Наталья Владимировна
Соловьева Наталья Владимировна, педагог-психолог

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Современному обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую самостоятельную деятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Как показывает практика, выпускники сталкиваются с серьезными проблемами препятствующими их успешной реализации, поэтому снижается их интерес к профессии/специальности, порождается неуверенность перед будущим.

Важно, чтобы за период обучения студенты овладели не только теоретическим знаниями, но и профессиональными и социальными компетенциями, которые бы позволили им презентовать себя на рынке труда.

Процесс профессионального становления достаточно сложный, но главное -  он неотделим от процесса личностного развития человека. Студенты, попадая в незнакомую для них среду, не всегда могут самостоятельно справиться с возникающими сложностями и проблемами. Поэтому в нашем техникуме уделяется внимание этому вопросу.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения является формирование у студентов качеств социально активной и профессионально-компетентной личности. Эффективное социально-психологическое сопровождение студентов обеспечивается комплексной работой. Реализуется в следующих направлениях работы педагога психолога: психодиагностика, консультирование (индивидуальное, групповое), психопрофилактика, психокоррекция, психологическое просвещение и образование.

Цель: создание условий для всестороннего, профессионально-личностного развития студентов.

Задачи:

- выявление личностных качеств и свойств,

- развитие личности и профилактика дезадаптации, развитие рефлексии и ценностно-смысловой сферы,

- повышение мотивации обучения,

- развитие профессионально-значимых качеств,

- воспитание ответственности,

- овладение профессиональными навыками и становление специалиста,

- развитие умений проектировать свое профессиональное будущее, планировать этапы жизненного и профессионального роста, профессиональную карьеру,

- формирование мировоззрения, профессиональных  идеалов.

Этапы реализации профессионально-личностного развития студентов

Психологическая поддержка профессионально-личностного развития студентов реализуется в 4 этапа: профориентация, адаптация, социализация и профессиональная адаптация.

Первый этап профориентация проводится со школьниками, будущими абитуриентами. Выступления на классных часах в школе, в Центре занятости населения, проведение  «Дней открытых дверей», экскурсии по техникуму и в музей, знакомство с профессиями/специальностями, участие в мастер-классах, прямое общение со студентами и выпускниками техникума, выявляют интересы и помогают самоопределению. 

В адаптационный период - первый год обучения, особое внимание уделяется созданию здорового психологического микроклимата и оказывается содействие к сплочению коллектива с помощью тренингов «Давайте познакомимся!», «Общайся в удовольствие». Формирование толерантного отношения друг к другу, готовности и способности к саморазвитию и самоорганизации, профилактика явлений дезадаптации в студенческой среде.

Третий этап социализация, направлен на обучающихся 2-3 года обучения, предполагает определение образовательной траектории, формирование психологической готовности к самореализации, саморазвитию и самоопределению студентов в учебной и профессиональной деятельности.

Стержневой психолого-педагогической задачей является помощь студенту в дальнейшем закреплении его профессионального, социального и личностного самоопределения.

Содержание работы на данном этапе включает в себя организацию и проведение встреч с успешными студентами, выпускниками техникума, анкетирование на изучение отношения к специальности/профессии, исследование социально-психологического климата в группе, психологическая поддержка студентов, участвующих в профессиональных конкурсах.

На завершающем этапе профессиональной адаптации, а это выпускные группы, оказывается помощь в построении реализации личностно-профессиональных целей и перспектив. Задачей педагога-психолога на данном этапе является просвещение студентов по вопросам связанными с прохождением собеседований, самопрезентации, адаптации на рабочем месте, правилами вхождения в новую организацию, способах решения проблем и конфликтов, о правилах эффективного поведения на работе, умения работать в команде, сотрудничать. На данном этапе предусмотрено проведение обучающих тематических классных часов по вопросам трудоустройства, а также индивидуальное консультирование.

На всех этапах в ходе занятий и тренингов осуществляется работа над следующими проблемами: формирование эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, снижение тревожности, формирование адекватного «образа Я». Студенты получают  знания о способах повышения самооценки, уверенности в своих силах, навыки по саморегуляции эмоциональных состояний.

Результатом реализации системы  поэтапного сопровождения  является психологическая готовность выпускников к профессиональной деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль педагога психолога в психолого-педагогическом сопровождении профессионального и личностного развития студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*