Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значимость досуговой деятельности современной студенческой молодежи

02.06.2020 741 1224
Панасюк Татьяна Александровна
Панасюк Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Несмотря на все процессы, происходящие в нашем обществе и влияющие на изменение личностных структур и взаимоотношений между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания молодежи. 

Жизнедеятельность студенческой молодежи предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция [1]

Досуг – это не просто свободное время. Досуг – это совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.

Необходимость социологического анализа вопросов досуга как социокультурной сферы жизнедеятельности современной российской студенческой молодежи обусловлена, в первую очередь, тем, что молодое поколение, в зависимости от своих социокультурных потребностей, время досуговой деятельности посвящает, как правило, общению в группах сверстников, определенных молодежных компаниях, в которых складывается особая молодежная субкультура «поколения нулевых». Эта субкультура, безусловно, будет оказывать существенное влияние на становление личности молодого человека. Так как особенность досуга в студенческой среде обусловлена его хаотичностью, неорганизованностью в некоторых случаях стихийностью, возникает острая необходимость выявления способов регулирования досуговой деятельности студенческой молодежи.

Современная система образования зачастую подразумевает строгое и непрерывное обучение студентов в рамках заданной программы. Но и не стоит забывать о том, что каждый ребенок – это личность: творческая, спортивная, движущая дух патриотизма и т.д. Вне учебная деятельность студентов создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей и разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту с технической направленностью. Система воспитательной работы совершенствуется за счет активного вовлечения студентов в различные формы культурно-массовой, спортивно-оздоровительной, кружковой работы, в участиях в смотрах-конкурсах, в учебно-исследовательской работе и т.д. Поэтому в настоящее время начали делать образование таким, чтобы каждый человек смог не «потерять» свою личность. И, конечно же, можно столкнуться с некоторыми проблемами, недопониманием, которые можно решить разными путями.[3]

Рассмотрим понятие «молодежи» - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Студенческая молодежь по сравнению с другими молодежными социально-демографическими группами обладает более высоким интеллектуальным потенциалом, что при условии наличия свободного времени создает широкий диапазон для активных форм досуга. В студенческих коллективах досуговая деятельность – это, во-первых, неотъемлемое звено социального воспитания личности, предпосылка его духовно-нравственного, культурного, интеллектуального, творческого, физического развития, а во-вторых, это процесс, который направлен на расширение и углубление знаний, гуманизацию своего мировосприятия, поступков и чувств.

При рассмотрении жизнедеятельности современного студента, необходимо принимать во внимание тот факт, что на процесс само восприятия представителей данной социальной группы, в том числе и в досуговой сфере, оказывают влияние как социальные характеристики самой студенческой молодежи, так и происходящие в обществе глобализационные процессы, а также общие тенденции развития сферы досуговой индустрии.

На сегодняшний день все труднее контролировать, воспитывать и понимать данную группу людей; трудно определить их намерения и самооценку. Сейчас молодежь носит характер безнравственности, без духовности и жестокости. Конечно же, такое влияние дает зависимость от Интернета, компания одногодок, само родительское воспитание или отсутствие его, и другие факторы. Но плохому влиянию подвержены не все дети.

В связи с этим все образовательные учреждения стараются не только выпустить квалифицированных специалистов, но и раскрыть таланты каждого учащегося, заинтересовать в патриотической деятельности и в продвижении здорового образа жизни.

В российских ВУЗах студенческий досуг является важнейшим аспектом воспитательной работы. В процессе досуговой деятельности, социальное воспитание студентов включает комплексный набор мероприятий различного уровня:

  • художественно-эстетического;
  • духовно-нравственного;
  • спортивно-оздоровительного;
  • экологического;
  • гражданского;
  • патриотического;

Для того, чтобы досуг студентов был многогранным и раскрывающим потенциал, надо анализировать предпочтения и возможности каждого человека, сопоставлять с учебным процессом, чтобы развлечения не мешали получению знаний, и суметь в принципе заинтересовать студентов в том или ином мероприятии.

Кроме того, необходимо учитывать и гендерные особенности студентов, так как в ряде случаев юноши и девушки отдают предпочтение разным видам досуговой деятельности. Ярким примером является то, что в танцевальных, вокальных мероприятиях активнее участвуют девушки, парни же отдают предпочтение спортивным мероприятиям: соревнованиям по поднятию тяжестей, футболе и т.д. Как показывает практика, подростки, увлеченные досуговой деятельностью, более полно реализуют себя как личность, имеют более глубокое культурное и нравственное воспитание, нежели их сверстники, не вовлеченные в активные мероприятия[4]

К основным функциям досуга студенческой молодежи социологи относят:

  1. Функцию доступности и повсеместности – возможность вовлеченности, приобщения объектов образовательного процесса в сферу досуговой индустрии, для последующего удовлетворения творческого потенциала, их досуговых интересов и запросов современного студента.
  2. Функцию «самодеятельности», которая осуществляется на всех уровнях досуговой деятельности: от любительской организации до массового мероприятия. Самодеятельность как свойство, присущее личности гарантирует максимальный уровень достижений в любой коллективной и индивидуальной деятельности. Именно в процессе индивидуальной деятельности вырабатывается персональный стиль досуга и отдыха студента, накапливается опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям.
  3. Функцию целенаправленности и систематичности, предполагающую процесс последовательного и планомерного вхождения студента в социум, где полноценная досуговая деятельность является одним из основных критериев формирования всесторонне развитой личности. [2]

Таким образом, отличительные особенности студенческого досуга определяются социально-демографическими характеристиками, процессами, происходящими в обществе, состоянием здоровья, условиями окружающей среды и т.д. Однако следует отметить тот факт, что культура проведения досуговой деятельности является, непосредственно результатом жизнедеятельности самой личности, ее стремления само выразиться и в то же время успешно социализироваться в современном обществе: превратить досуг в средство приобретения не только новых увлечений, но и знаний, умений, способностей.

Студенческий досуг закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. Таким образом, наличие досуговой деятельности является формированием развитой личности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Значимость досуговой деятельности современной студенческой молодежи




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*