Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К проблеме сохранения культуры малых народов Сибири (70-летию КУЗБАССА посвящается)

21.06.2013 2541 6275
Солодникова Надежда Николаевна
Солодникова Надежда Николаевна, преподаватель

Русякевич Сергей
Русякевич Сергей, студент

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"
Мать-земля, о вечное небо,

Помогите нам не забыть прошлое,

Ибо без прошлого нет настоящего

и будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторически так сложилось, что наша малая Родина – Кузбасс – также как и вся Россия является многонациональным регионом. Согласно статистике, в нашей области проживают представители более 100 национальностей. В таком ярком культурном пространстве возникает проблема сохранения культурных особенностей представителей каждой нации. Особенно актуальна, на наш взгляд, эта проблема для представителей коренных малых народов Сибири, т.е. шорцев, телеутов, калмаков, татар.

 

Традиционно хранителями историко-этнографического материала являются музеи. Так, например, Кемеровский областной краеведческий музей и музей Кемеровского государственного университета имеют экспозиции по истории и быту малых коренных народов Сибири. Широко известен жителям и гостям области музей под открытым небом "Томская писаница" (охраняется ЮНЕСКО).  Более 10 лет успешно работает над проблемой воспитания молодого поколения и сохранения традиционной телеутской культуры экомузей под открытым небом "Чолкой" в селе Беково Беловского района. Именно здесь проживает большинство представителей этого народа, которого, по статистике осталось менее трёх тысяч человек.           

 

Корни телеутов, которых можно назвать «сибирскими индейцами», уходят в глубокую древность. Когда-то многочисленный, этот кочевой народ постепенно осел на землю, занялся земледелием и промыслами. Несмотря на ассимиляцию с татарами и русскими, современные телеуты стараются сохранить и передать своим внукам красивые сказы и легенды, традиционные национальные одежды и ремёсла.

 

Например, до сих пор существует  у телеутов такой национальный праздник как пельменек: вечером с 9 часов дети и подростки ходят по домам,  их угощают домашними телеутскими пельменями с бараниной, а если не угощают, то они вредят хозяевам - раскидывают сор по двору, ломают ограду; праздник отмечается всю ночь.

 

Праздник Пасхи у телеутов отмечается особенно: дети до 16 лет ходят с 6 до 15 часов по домам и говорят (сообщают), что Христос воскрес, а им за это дают конфеты и куриные яички, а бабушки, у которых есть внуки, ждут их и готовят специально для них крашенные гусиные яйца.

 

В трудные 90-е годы ХХ в., благодаря энтузиазму местного учителя Владимира Ильича Челухоева и поддержке его идеи руководством Беловского района в 1999 году открылась первая историко-этнографическая экспозиция первого телеутского музея. Музей строился постепенно: сначала обрядовый зал и зал природы. Прежде, чем попасть в эти залы, посетители, проходя по лестнице, начинали знакомиться с преданиями. Музей же под открытым небом начал строиться, когда уже в полную силу начали работать залы с экспозициями. Под открытым небом первой была построена башня острога. Такие башни строились в древности по четырём углам острога, а сам острог обносился  частоколом, вокруг копался ров, который наполнялся водой.

 

Коллекции музея дают возможность в доступном и интересном виде проводить образовательную и воспитательную работу с посетителями – школьниками, студентами, туристами. Экскурсии практически всегда театрализованы, материал преподносится ярко, в запоминающейся форме.


Ещё одни аборигены Кузбасса – калмаки. Их предки – «выходцы на царево имя» беглые приобские «белые калмаки» («выезжие телеуты»), смешавшиеся на новой родине с томско-кузнецкими тюрками «горных порубежных волостей». Славятся они своим трудолюбием, гостеприимством, скромным и щедрым на доброту характером. Несколько десятков их проживает в селе Юрты – Константиновы Яшкинского района. В начале ХХ века Юрты Константиновы относились к Телеутской управе Томского округа Томской губернии.

 

Осев в XVII веке на Кузнецкой земле, калмаки постепенно поменяли образ жизни и религию. С XIX в. они исповедуют ислам, соблюдая его заповеди и праздники. В современной деревне функционирует национальный культурный центр. Фольклорный ансамбль «Калмаки» под руководством Ф.К. Покоевой существует уже более 15 лет. В его репертуаре песни на стихи татарских поэтов и народные калмацкие песни. Чаще всего в песнях поется о любви и дружбе: «Безнен авыл тугерек» (Вокруг нашей деревни), «Чэрнап алсан кубэлэк» (Бабочки летают), «Чарнам алган кубэлэк тэги» (Как дружны они), «Ящик, дуслар, бэргэлэп» (Так и мы должны быть дружны). Прожив «бок- о-бок» несколько веков в многонациональной среде, калмаки частично слились с татарами, частично с русскими. В последние годы старожилы жалуются, что молодежь стала  забывать свой язык, старинные обычаи. Покоева Фарауза Кадыровна, калмачка, сторожил села отмечает, что «сейчас свадьбы проходят 90% по-русски, 10% — по-татарски; как у русских православных, пошла мода: у кого есть дочь «на выданье» — готовь приданое заранее (с малых лет), а раньше такого не было».

 

Огромную работу по сохранению культурного наследия малых народов Кузбасса проделал Валерий Макарович Кимеев - советский и российский историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и Притомья. Именно он является автором нового направления в российском музееведении (в мире это направление появилось во Франции, основатель Анри Ривьер) — экомузеологии, целью которого является сохранение культуры аборигенов в естественной природной и социальной среде. Первыми экомузеями в Сибири стали, созданные В. М. Кимеевым — экомузей «Тазгол» (пос. Усть-Анзас Таштагольского района), экомузей «Чолкой» (пос. Беково Беловского района), экомузей «Калмаки» (пос. Юрты Константиновы Яшкинского района), экомузей «Ишим» (пос. Ишим Яйского района), экомузей «Брюханово» (село Красное Ленинск-Кузнецкого района) и экомузей «Тюльберский городок» (пос. Городок Кемеровского района).

 

Сохранение культурного наследия телеутов, калмаков, татар и других национальностей Кузбасса может стать не только уделом энтузиастов. Каждый из существующих в Кузбассе музеев должен стать звеном в единой культурной цепочке, интересной главой в «Книге туристического Кузбасса». Расположенные в разных районах нашей области, отражающие национальную специфику местного населения эти музеи могут способствовать популяризации Кузбасса не в качестве «угольного сердца России», а в качестве уникального культурного пространства.


За основу бизнес-проекта можно взять опыт в популяризации фольклора музея «Томская писаница», хотя он и не специализируется на определённом этносе, одинаково весело проводит и Новогоднее шоу, и Масленицу, и Рождество, и национальный праздник Чыл – Пажи.

 

Если добавить к имеющимся культурным центрам сенсационное открытие близ Азасской пещеры в Горной Шории – посмотреть на «сибирского йети» и «сибирских индейцев» найдётся много желающих. А к себе на родину они увезут не только сувениры, но и прекрасное настроение!

 

Библиографический список:

  1. История Кузбасса/ отв. Ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006. – 360 с. ISBN 5-98899-011-8
  2. Районный историко-этнографический музей «Чолкой» [Текст]: буклет. – Белово, 2001. – 20 с. . -178 экз. ISBN 5-85471-072-2
  3. Историко - этнографический музей «Чолкой» Беловского района. Телеутская землица. С Беково [Текст]: буклет / сост. В.В. Челухоев, Л. Г.Челухоева. – Беково, 2011. – 22 с. – 100 экз. ISBN 5-85471-072-2



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*