Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование мультимедийных технологий в формировании профессиональных компетенций специалиста среднего звена медицинского профиля

26.05.2020 340 583
Колесникова Ольга Юрьевна
Колесникова Ольга Юрьевна, преподаватель

Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

В настоящее время реформирование здравоохранения коснулось всех его отраслей. Ведущее значение при этом приобретает повышение качества оказываемой медицинской помощи населению, в связи, с чем  руководители медицинских организаций акцентируют внимание медицинского персонала на пациенте, как главном объекте медицины. От степени профессиональной подготовки медицинских работников и эффективности их общения с пациентами напрямую зависит качество медицинской помощи в целом. В современном здравоохранении средним медицинским работникам приходится иметь дело с решением все более сложных этических проблем, что требует от них критического самостоятельного мышления.

Сегодня требования, предъявляемые ФГОС СПО к обучающимся по специальностям: Лечебное дело, Сестринское дело, Акушерское дело в части освоения ими вида профессиональной деятельности  - Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», выдвигают на первый план наличие целого ряда ключевых профессиональных компетенций.  Как профессионально значимые для специалиста среднего звена медицинского профиля можно выделить следующие компетенции:

  • Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
  • Соблюдать принципы профессиональной этики.
  • Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
  • Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
  • Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
  • Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

         Для успешного взаимодействия медицинского работника и пациента по улучшению его состояния здоровья или поддержания жизнедеятельности на достаточном качественном уровне необходимо расположить пациента к себе, вызвать его доверие. Студентам медицинского колледжа – будущим медицинским сестрам, фельдшерам и акушеркам предстоит проводить консультирование пациентов и их родственников по вопросам ухода за больными и профилактики болезней, здорового образа жизни, а также обучать пациентов жизни в семье и обществе со своим заболеванием. Это предполагает наличие такого практического опыта, умений и знаний специалиста в области здравоохранения, которые вбирали бы в себя ценности профессиональной этики, культурных традиций, социальных и религиозных различий и обеспечивали возможность его полноценного и равноправного участия в диалоге «пациент (и (или) его родственники) - медицинский работник», а также «медицинский работник – медицинский (е) работник (и)».

Навыки, необходимые для выстраивания коммуникации с пациентом, развиваются в процессе практики и приобретения опыта. Но студенты-первокурсники, приступающие к освоению профессионального модуля Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» психологически еще не готовы к выходу в медицинские организации на клиническую практику и общению с пациентами. К тому же, у них для этого еще нет достаточной теоретической подготовки.

Другая проблема, с которой  сталкиваются в последние годы преподаватели среднего профессионального образования - изменения личностных качеств и способностей студентов. У обучающихся слабо сформированы учебные навыки, низкая мотивация к обучению, трудности в самоорганизации учебной деятельности. Закономерно перед преподавателем профессионального цикла встает ряд проблем:

  • Каким образом обучить студента профессионально-ориентированному общению как с пациентом (и (или) его родственниками), так и с коллегами?
  • Как сформировать у будущего специалиста-медика профессиональную картину его деятельности?
  • Как воспитать профессиональную любознательность, потребность в поиске истины, альтернативных решений проблем, связанных с пациентами?

Ориентация на компетенции, как результат профессионального образования, требует содержательных и процессуальных изменений, иного методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса. При проведении в колледже практических занятий по профессиональному циклу активно используются компетентностно-ориентированные задания, которые чаще всего состоят из двух частей: учебной информации и проблемного материала. Учебная информация предоставляется студентам в формате видеоматериалов, представляющих какую-либо реальную профессиональную ситуацию. Проблемная часть представляет собой сформулированные преподавателем задания (2-5) для студентов с последующим обсуждением в малых группах и с преподавателем. Компетентностно-ориентированные задания являются одним из дидактических средств формирования компетенций. Они могут быть использованы как в теоретическом, так и в практическом обучении, как для организации самостоятельной работы студентов, так и как составляющие различных педагогических технологий.

Невозможно рассмотреть великое множество нюансов (особенно из сферы коммуникативного взаимодействия медицинского работника и пациента), встречающихся в сугубо профессиональной среде, исключительно в описательной форме. Именно поэтому при изучении студентами-медиками профессионального цикла особую актуальность приобретают мультимедийные технологии.

Мультимедийные технологии (от англ. Multimedia – многокомпонентная среда) – это вид современных информационных технологий, призванных работать с информацией, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную - текст, графику, так и динамическую информацию разных типов - речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п. [6] По данным ЮНЕСКО, при слуховом восприятии закрепляются 15% языковой информации, при зрительном – 25% визуальной информации, слыша и видя одновременно, человек запоминает 65% информации, которая ему сообщается. Тот факт, что, эффективность усвоения учебного материала повышается, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно еще задолго до появления компьютеров. Современные же исследования утверждают, что при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%.

Рассмотрим ряд преимуществ использования на занятии современных электронных технологий визуальной подачи материала.

Во-первых, работа с компетентностно-ориентированными заданиями в формате видеофрагментов может осуществляться как индивидуально, так и в малых группах; как в устной, так и в письменной форме; как в процессе изложения нового материала, так и различных форм контроля.

Во-вторых, для нарезки видеосюжетов можно использовать самые разные жанры фильмов в зависимости от поставленных на занятии целей и задач: документальные, научно-популярные, художественные и т.д.

В-третьих, студенту при работе над компетентностно-ориентированными заданиями отводится не пассивная роль зрителя, но активная роль соучастника событий (взаимодействие с пациентами, их родственниками, медицинскими работниками в процессе оказания медицинской помощи), и в определенных рамках обучающийся может влиять на их исход, что сближает процесс работы над такими заданиями с деловыми играми. «Человека нельзя “сделать”, “произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность» - утверждал философ Г.С. Батищев.  

В-четвертых, видеофрагменты, моделирующие реальные производственные ситуации, демонстрируемые на практических занятиях, позволяют зафиксировать внимание обучающихся на отдельных моментах, которые могли бы остаться незамеченными в реальной жизни. Каждый видеосюжет подвергается детальному рассмотрению и изучению. Каждая ситуация уникальна и требует определенного подхода с учетом конкретных обстоятельств. Анализ каждой профессиональной ситуации позволяет студентам обратить внимание на те факторы, которые являются наиболее значимыми. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц.

В-пятых, в программе довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день. Например, существует множество жизненных ситуаций из сферы здравоохранения, при которых необходим этический анализ профессионального поведения медицинских работников. Приводим лишь небольшой перечень подобных проблем:

  • неэффективные коммуникации в производственной сфере;
  • разглашение врачебной тайны;
  • грубые нарушения медицинской этики и деонтологии при информировании пациента и его окружения о состоянии его здоровья и проблемах, связанных с ним;
  • отказ пациента от медицинской помощи;
  • проблемы, связанные с ограничением подвижности пациента;
  • хронические боли у пациента;
  • смерть и умирание и т.д.

Хотя сами ситуации различаются, и опыт показывает, что для многих из них отсутствуют четкие решения, процесс размышления и оценки действий медиков с морально-этической точки зрения помогает студентам обосновать свои действия.

В-шестых, студенты в ходе просмотра видеоматериалов и дальнейшего их коллективного обсуждения получают определенный опыт, который соотносят со своей будущей профессиональной деятельностью. Обучающиеся находят практический смысл в предложенных им видеофрагментах (в том числе и в совершенствовании навыков коммуникации), что, в конечном итоге, позволяет повысить их мотивацию к дальнейшему обучению и развить у них самостоятельность. Наряду с этим просмотр видеосюжетов студентами положительно влияет на формирование у них эмпатии, дает повод задуматься о сострадании и ответственности за чужую жизнь.

Демонстрация видеоматериалов, моделирующих профессиональные ситуации, позволяет преподавателю более динамично построить процесс восприятия и освоения студентами учебного материала через усиление его эмоциональной окраски. Но, конечно же, не стоит противопоставлять просмотр видеофильмов и объяснение преподавателя, они должны взаимно дополнять друг друга: идеально, когда есть и то, и другое.

Подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более интересным, эффективным и технологичным. Главным же достижением использования мультимедийных технологий в формате видеоматериалов в обучении студентов в рамках профессионального цикла, бесспорно, является растущая потребность студентов в освоении профессиональных компетенций и, как итог, избранной специальности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование мультимедийных технологий в формировании профессиональных компетенций специалиста среднего звена медицинского профиля




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*