Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности обучения студентов с отклонениями в здоровье на практических занятиях по общепрофессиональным дисциплинам и ПМ

20.05.2020 448 722
Добрачева Татьяна Александровна
Добрачева Татьяна Александровна, преподаватель

Куйбышевский медицинский техникум

В соответствии с профессиональным стандартом педагога профессионального образования при выполнении трудовых функций он должен владеть необходимыми умениями и знаниями при обучении лиц с проблемами в здоровье.

Проблемы профессионального образования студентов с отклонениями в здоровье сегодня являются достаточно актуальными. Это связано с тем, что число обучающихся с различными заболеваниями неуклонно растет. Кроме этого, профессиональное образовательное учреждение - главный этап социализации для таких обучающихся. Здесь они получают не только богатый социальный опыт, необходимый для полноценной жизни в обществе, а также приобретают знания, профессиональные умения и опыт, которые должны помочь им в дальнейшем будущем при трудоустройстве.

Студенты с нарушениями здоровья нуждаются в индивидуальных условиях обучения, воспитания, а также специальных педагогических подходах.

В нашем образовательном учреждении студентов с отклонениями в здоровье с каждым годом становится все больше. Чаще всего они имеют нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопие), выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, а также различные хронические заболевания.

Поэтому для нас, педагогов, очень важно организовать учебный процесс с использованием активных и интерактивных форм, методов и приёмов обучения, чтобы студенты с проблемами в здоровье могли в полной мере реализовать свои образовательные потребности, освоить необходимые общие и профессиональные компетенции, а также приобрести необходимые знания, умения и практический опыт без снижения уровня образования других обучающихся.

Чтобы адекватно оценить здоровье человека, оказать ему необходимую медицинскую помощь, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения. Группы здоровья взрослых и детей имеют отличия.

В настоящее время существуют 3 основные группы здоровья взрослого населения.

К первой группе здоровья относятся полностью здоровые люди, которые не страдают какими бы то ни было хроническими заболеваниями, а также не имеют большого количества факторов риска их развития.

Ко второй группе здоровья относят людей, у которых нет никаких хронических заболеваний, но они имеют большое количество факторов риска, которые могут привести к развитию того или иного хронического заболевания.

К третей группе относятся люди с наличием хронической патологии, требующие диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. 

До 18 лет у несовершеннолетних выделяют 5 групп здоровья.

К 1 группе относятся дети, не имеющие отклонений в здоровье, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют простудными заболеваниями, т.е. имеют хороший иммунитет.

Вторая группа включает детей, имеющих незначительное снижение иммунитета (ОРЗ до 4 раз в год) и незначительные функциональные отклонения (избыток или дефицит массы тела, ослабленное зрение, анемия, плоскостопие и др.), но не имеющих хронических заболеваний. 

К 3 группе относятся дети имеющие хронические заболевания с редкими обострениями, которые не сказываются на общем самочувствии и поведении ребенка. Такими заболеваниями считаются: анемия, плоскостопие, заикание, аденоиды, ожирение и т.д.

Четвертая группа здоровья объединяет детей с хроническими заболеваниями, которые после обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, прогрессирующий сколиоз.

Пятую группу составляют дети имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.

Первой группы здоровья у наших студентов практически нет, большинство из них имеют II и III группу здоровья, редко IV.

Из своего педагогического опыта хочу поделиться особенностями организации процесса обучения студентов с отклонениями в здоровье на практических занятиях. Работа с такими студентами требует не только профессиональных знаний, но и некоторых личностных качеств педагогов.

Всех своих студентов, которые имеют проблемы со здоровьем, я знаю, а медицинское образование помогает мне ориентироваться в особенностях их развития и здоровья.

В основном такие обучающиеся поступают к нам уже достаточно замотивированные на обучение, т.к. им хочется познать свой организм, изучить подробно свое заболевание.  Поэтому я стараюсь поддерживать, развивать и повышать их внутреннюю мотивацию через интерес к преподаваемым дисциплинам и ПМ, через осознание и понимание   значимости будущей профессиональной деятельности.

Организую процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся с проблемами в здоровье тесно взаимодействовали с одногруппниками, пациентами, медицинскими работниками, чтобы они были частью коллектива, а не отдельным звеном.

Нахожу к таким студентам индивидуальный и дифференцированный подход.  Из-за своего состояния здоровья эти обучающиеся имеют сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, все это способствует низкому уровню обучаемости данных студентов. Поэтому во время учебных занятий обучаю всех, но при этом принимаю во внимание способности каждого студента в отдельности, стараюсь понимать их и быть терпимой в процессе обучения.

Осуществляю непрерывный контроль за тем, чтобы происходило чередование практической и умственной деятельности. Это нужно для того, чтобы обучающиеся не утомлялись, ведь как известно, проблемы в здоровье отнимают немало сил, как физических, так и психологических.

Важно, чтобы обучение таких студентов было связано с реальной жизнью. Поэтому постоянно стараюсь моделировать и воспроизводить ситуации возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для развития личности таких студентов, формирования необходимого практического опыта.

Стремлюсь вызвать у студентов положительное эмоциональное отношение к обучению. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у всех.  Обучающиеся с отклонениями в здоровье, которые испытывают положительные эмоции, лучше понимают и усваивают учебный материал, учатся использовать его в практической деятельности.  

В результате перечисленных особенностей организации образовательного процесса происходит положительная динамика в развитии таких студентов, они получают богатый социальный опыт, приобретают необходимые знания, умения, практический опыт, необходимые не только для полноценной жизни в обществе, но и для будущего трудоустройства.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности обучения студентов с отклонениями в здоровье на практических занятиях по общепрофессиональным дисциплинам и ПМ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*