Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взаимодействие работодателей и работников в условиях ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса СOVID-19

22.04.2020 452 672
Гарипов Рафик Садыкович
Гарипов Рафик Садыкович, Заведующий кафедрой кафедрой трудового и социального права УИУ РАНХиГС

Уральский институт управления филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Рассмотрим актуальные вопросы, с которыми пришлось столкнуться работодателям и работникам в связи с ограничительными мерами, связанными с распространением коронавируса СOVID-19 с заведующим кафедрой трудового и социального права УИУ РАНХиГС Гариповым Рафиком Садыковичем
 
Как оформлять переход на дистанционную/удаленную работу
Как «указывает» Трудовой кодекс РФ: Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.
Распространение коронавирусной инфекции признали обстоятельством непреодолимой силы, затрагивающим права граждан, потому исходя из этого работодатели стали переводить своих работников на дистанционный формат работы. Для этого работодатель рекомендовал написать работникам заявления об изменении условий работы в формате дистанционной работы. Алгоритм перехода следующий: работодатель выпускает приказ/распоряжение по организации за подписью руководителя или лица, имеющего право подписывать такие приказы. В приказе по-фамильно прописывается кого коснутся эти изменения (это могут отдельные работники или целые подразделения) и причины по которым были приняты такие решения.
После подписания приказа, работники знакомятся с ним письменно. Следующим этапом необходимо выпустить дополнительное соглашение к трудовому договору с каждым работником. В допсоглашении указывается период на который изменяются условия работы как вариант можно написать, что после окончания в стране/регионе ситуации по коронавирусу условия работы перейдут в прежний режим. В допсоглашении необходимо отразить как будут ставиться задачи работнику (посредством направления электронных писем или иных форм передачи), как работник будет отчитываться о выполненной работе перед работодателем. Можно установить ежедневный отчет, можно еженедельный, это как решит работодатель. Условия оплаты для работников, работающих удаленно, производится в полном объеме. Допсоглашение после подписание обеими сторонами вступает в свою силу. В табеле работнику ставится явка.
Для кого-то переход на дистанционную работу стал более комфортным не нужно тратиться на логистику до работы и обратно, время работы увеличивается, а для некоторых наоборот, условия дома не приспособлены для полноценного рабочего дня, что является определенными неудобствами, которые также не могут не отразиться на результативности работника.
Важно, что переход на дистанционную работу не отменяет право работодателя привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Здесь важно соблюсти всю историю постановки задач, выполнения работником работы и т.д. а также порядок оформления документов по применению дисциплинарного взыскания.
Что сделать с теми, кто не успел выйти на работу по возвращению из-за границы и ограничениями связанными с нахождением таких работников на карантине? Карантин закончится, а работник в офисе вам не нужен.
В этой ситуации рекомендую поступить следующим путем: сохранить алгоритм указанный выше с той лишь разницей, что написание заявления и ознакомление с приказом и подписанием ДС произвести через электронную почту. Для этого при направлении писем ставить отметку о прочтении и о доставке писем адресату.
Есть один нюанс дистанционной работы - данный формат не позволяет работнику выполнять свои трудовые функции не на рабочем месте, и для многих это становится сложным. Как быть если документы которые находятся на рабочем месте используют несколько сотрудников?
Поэтому очень своевременным и актуальным сейчас является предложение ОНФ о ведении в трудовой кодекс понятия временной удаленной работы, при этом формате работник вправе работать и из дома и на рабочем месте.
В условиях действующего Трудового кодекса я бы порекомендовал написать в допсоглашении к трудовому договору формулировку: «работник по требованию непосредственного руководителя вправе выйти на рабочее место для получения дополнительной информации, сбора данных, получения новых задач и т.д., уведомив руководителя о дате появлении на своем рабочем месте».
Что делать если работодатель не может вывести работника на дистанционную работу?
Первично работодатель может предложить работнику использовать неиспользованные дни отпуска или пойти в отпуск вне графика отпусков на 2020 год. В случае, если это не возможно (например у работника нет заработанных дней отпуска) или работник отказывается, тогда как вариант можно перевести работника на карантин по распоряжению работодателя с сохранением средней заработной платы. Если работодатель не может обеспечить работой, в таком случае оформляется простои организации с оплатой 2/3 средней заработной платы.
Текст - Павел Аксенов



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*