Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие мыслительных операций обобщения и классификации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их особенности

10.04.2020 293 449
Шварёва Татьяна Николаевна
Шварёва Татьяна Николаевна, преподаватель

Алексашина Мария Сергеевна
Алексашина Мария Сергеевна, студент

Мезенский педагогический колледж

Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант

 

Особую актуальность в сфере школьного образования в настоящее время приобретают вопросы развития мыслительных операций детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. У этой категории детей отмечается невысокий уровень интеллектуального развития, в том числе, мышления, а именно, мыслительных операций обобщения и классификации. Поэтому для нас, как для учителей и педагогов, важно заниматься развитием данных операций.

Тема привлекла наше внимание после изучения специальной психолого-педагогической литературы.  Нами было подмечено, что  проблема организации эффективной работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития по развитию познавательных процессов остается весьма актуальной. Вопросами психолого-педагогического сопровождения этой котегории детей занимались такие ученые как: С.Г. Шевченко, В.В. Ковалёв, У.В. Ульенкова, В.Г. Алямовская, А.О. Дробинская, Т.А. Стрекалова и другие. Они отмечали, что при обучении детей с задержкой психического развития следует использовать специфические средства, способствующие коррекции нарушенных функций и предупреждению вторичных отклонений в развитии.

Овладение универсальными учебными действиями детьми младшего школьного возраста способствует развитию процесса мышления, для которого этот возраст является сензитивным. Процесс мышления представляет собой совокупность видов и различных мыслительных операций, важное место среди которых отводится анализу, синтезу, обобщению, абстрагированию и классификации.[1]

В психолого-педагогической литературе операции мышления это отдельные, законченные, устойчивые и повторяющиеся мыслительные действия, посредством которых мышление приобретает исходную информацию. Они представляют собой отдельные единицы в целостном процессе мышления. Все мыслительные операции тесно связаны друг с другом и не могут быть использованы в «чистом» (изолированном) виде. Так, сравнение нельзя осуществлять без анализа, обобщение – без абстрагирования, классификацию – без сравнения и т. д.[3]

В практической деятельности мы убедились в том, что уровень развития мыслительных операций обобщения и классификации у детей с задержкой психического развития отличается определенными особенностями. Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 2 г. Орла, в 3 «В» классе, где имеются дети данной категории возраста 9-11 лет.

В качестве диагностического инструментария выступали методики «Обобщение понятий» и «Исключение четвертого лишнего», которые позволили выявить уровень развития операций обобщения и классификации.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие мыслительных операций обобщения и классификации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их особенности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*