Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Вадим Шульц о применении информационных технологий в колледже

17.03.2020 477 712
Шульц Вадим Леопольдович
Шульц Вадим Леопольдович, директор, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Директор Миасского медицинского колледжа рассказал о необходимости применения информационных технологий в медицинском колледже как условии повышения качества подготовки специалистов.

- Вадим Леопольдович, в своей работе вы отмечали, что согласно принятой стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 одной из приоритетных целей является информатизация здравоохранения. Не могли бы вы рассказать, достижение каких именно показателей предусмотрено данной стратегии по информатизации?

- Без внедрения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранение невозможно говорить о современном обеспечении организационно-технологических процессов на уровне медицинских учреждений по предоставлению доступной и качественной медицинской помощи населению. Самым важным показателем, пожалуй, должно стать нормативно-правовое обеспечение использования цифровых технологий в российском здравоохранении, определение телемедицинских услуг как нового способа оказания медицинской помощи. Очень важным показателем можно считать развитие различного рода дистанционных технологий в медицине, что особенно актуально для людей с ограниченными возможностями. Также стоит выделить такие показатели как:

- создание и внедрение системы персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, которая позволит оптимизировать планирование и финансирование медицинских учреждений;

- внедрение на ее основе единых медико-экономических стандартов, которые будут гарантировать каждому пациенту необходимый объем и качество оказываемой медицинской помощи;

- внедрение «универсальных» электронных карт болезни, которые позволят каждому пациенту иметь (получать, хранить, передавать) персонифицированную медицинскую информацию, независимо от того, в каких учреждениях он проходил лечение.

- Чем обусловлено применение информационных технологий в медицинском колледже?

- Образование социализирует, воспитывает, обучает. На протяжении всей своей жизни человек получает новые знания, совершенствует уже имеющиеся. Но важным остается вопрос о том, какое образование он получает. Образование должно быть качественным. Требования, предъявляемые к качеству подготовки специалистов, постоянно растут. Это связано с внедрением в практическое здравоохранение инновационных методов диагностики, лечения и ухода, применением нового оборудования, а значит, в системе дополнительного профессионального образования должны происходить такие изменения, которые способны обеспечить повышаемые требования к качеству знаний специалистов. Информационно-коммуникационные технологии, приобретают новые формы обучения, что позволяет повысить качество обучения средних медицинских работников. Информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. В соответствии с новыми «Квалификационными характеристиками должностей работников образования» каждый преподаватель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. Сегодня преподаватель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мульти-медиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в интернет. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором студент становится активным субъектом деятельности. Поэтому в Миасском медицинском колледже ведется планомерная работа по совершенствованию информационного обеспечения учебного процесса.

Преподаватели колледжа используют мультимедийные технологии, которые позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в виде текстов, слайдов, видеороликов для визуализации и лучшего закрепления теоретического и практического материала. Использование преподавателями интерактивной доски позволяет активизировать внимание студентов и различные виды памяти. На занятиях используются презентации, расширяющие и иллюстрирующие лекционный материал. В помощь преподавателям в методическом кабинете и библиотеке имеется каталог лекций-презентаций по различным дисциплинам и междисциплинарным циклам. Кроме того, в последнее время эффективным инструментом, помогающим в учебном процессе, стала компьютерная техника. В компьютерных классах проводится рубежный и итоговый контроль знаний. Тестирование проводится в обучающем (по разделам согласно учебно-тематическому плану) и в зачетном режимах. В программе можно установить ограничение времени, получить итоговый результат тестирования в процентах для последующего анализа. Внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий позволяет охватить большой объем материала, повышает уровень самообразовательных навыков, мотивацию совершенствования знаний, формирует умения ориентироваться в большом объеме информации.

- Также в своей работе вы подчеркиваете, что сейчас необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные педагогические технологии. Расскажите, пожалуйста, не много о том, что это за подходы и какие технологии используются в вашем колледже?

- Образование в медицинском колледже направлено на формирование полноценного клинического мышления. Поэтому занятия должны быть и по содержанию и по форме ориентированы на развитие познавательных способностей студентов, их самостоятельную работу по нахождению и анализу информации. В ходе работы у студентов развиваются умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного анализа, самостоятельно выбирать критерии для сравнения и сопоставления. В нашем колледже преподаватели апробируют, используют эффективные методы обучения, одним из которых являются так называемые кейс-технологии – проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейсовая технология обучения – это обучение действием. К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • метод ситуационного анализа;
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Очень интересны и полезны для студентов интегрированные уроки, например, фармакологии и анатомии, фармакологии и микробиологии. Такие уроки позволили нам рассматривать общие темы с различных точек зрения, средствами нескольких предметов.

- Каковы основные направления использования информационных технологий в вашем колледже?

- Еще в июне 2007 года инновационная образовательная программа нашего учебного заведения «Повышение качества подготовки студентов специальности «Сестринское дело» на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий» стала победителем приоритетного Национального проекта «Образование» в Челябинской области. Реализация проекта позволила осуществить модернизацию материально-технической базы учебного заведения, отвечающую современным требованиям, приобрести ТСО и расширить возможности практического применения интернет-ресурсов. Благодаря реализации национального проекта в колледже создана и успешно функционирует многослойная структура учебных занятий на основе методик, позволяющих моделировать учебные ситуации посредством трансформации обычного занятия в эксперимент – «виртуальную реальность». Разработка и внедрение инноваций нацелена на постоянное улучшение всех видов деятельности колледжа. Преподаватели и студенты колледжа активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. Материалы студенческих исследований используются на учебных занятиях, при проведении санитарно-просветительской работы среди школьников, пациентов лечебно-профилактических учреждений, центров профилактики. Электронный документооборот широко применяется в нашем колледже. Он позволяет существенно сократить количество используемых бумажных документов и сроки выполнения заданий. Эффективное использование информационных технологий электронного документооборота способствует повышению качества управления образовательной организацией.

- Насколько применение информационных технологий помогает преподавателям в организации учебного процесса?

- Самым обычным вариантом информатизации учебного занятия является использование презентаций, видеофильмов для демонстрации при объяснении нового материала, обобщении и систематизации знаний, а также тестирующих заданий для промежуточного и итогового контроля. Чтобы оптимизировать процесс общего восприятия информации и увеличить демонстрационный эффект учебного занятия имеются компьютеры и мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Исходя из этого, интерактивные компьютерные технологии координально меняют функцию преподавателя. Теперь преподаватель – это тот, кто способствует, облегчает, помогает усваивать новые знания. В своей работе преподаватели используют формы и методы интерактивного обучения: лекция-визуализация, виртуальные электронные химические лаборатории, онлай-тестирование. Проводят различные конкурсы по созданию минигазет, синквейнов, коллажей, открыток, рекламных проектов и буклетов с применением информационных технологий. Такие конкурсы в колледже стали уже традиционными, а участие в них – привычным для студентов.

ИТ прежде всего используются для организации учебного процесса (составление расписания, графиков учебного процесса); подготовки учебно-методических материалов, пособий; изучения нового материала (электронные учебники, обучающие компьютерные программы, интегрированные симуляционные системы – взаимодействующие виртуальные симуляторы); проведения интегрированных занятий, видеолекций; компьютерного контроля знаний обучающихся; получения и работы с информацией из интернета; работы с сайтом колледжа, позволяющим связать между собой обучающихся, родителей и педагогов.

Краткая биографическая справка

Вадим Леопольдович Шульц, закончив школу, в 1977 году поступил в Тюменский государственный медицинский институт. После его окончания в 1983 году прошел интернатуру по специальности «Терапевт». Сразу после завершения интернатуры был назначен на должность заместителя главного врача по поликлинической службе городской больницы № 1 города Миасса. С 1996 года работал в должности заместителя директора по лечебной части санатория-профилактория «Кошкуль». В 2009 году принял предложение возглавить работу ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский медицинский колледж».

«Врач и учитель – лучше профессии в обществе. Если для врачей характерна физическая и ментальная  помощь, то для педагогов это эмоциональная связь и желание пройти путь вместе с учеником. При этом в обоих случаях это носит характер эксперимента: врачи практикуют разные виды лечебной помощи и участия в судьбе больного, а педагоги используют педагогический эксперимент. Обе профессии требуют не только глубоких знаний, невероятной ответственности, высочайшего мастерства, но и особых нравственных качеств: милосердия, чуткости. Восстанавливая здоровье, излечивая, обучая и воспитывая, мы помогаем людям обрести себя, позволяем с надеждой смотреть в будущее и строить новые планы», – отмечает Вадим Леопольдович.

 

Встречу провёл Павел Чернышов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*