Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДиректор Миасского медицинского колледжа рассказал о необходимости применения информационных технологий в медицинском колледже как условии повышения качества подготовки специалистов.
- Вадим Леопольдович, в своей работе вы отмечали, что согласно принятой стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 одной из приоритетных целей является информатизация здравоохранения. Не могли бы вы рассказать, достижение каких именно показателей предусмотрено данной стратегии по информатизации?
- Без внедрения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранение невозможно говорить о современном обеспечении организационно-технологических процессов на уровне медицинских учреждений по предоставлению доступной и качественной медицинской помощи населению. Самым важным показателем, пожалуй, должно стать нормативно-правовое обеспечение использования цифровых технологий в российском здравоохранении, определение телемедицинских услуг как нового способа оказания медицинской помощи. Очень важным показателем можно считать развитие различного рода дистанционных технологий в медицине, что особенно актуально для людей с ограниченными возможностями. Также стоит выделить такие показатели как:
- создание и внедрение системы персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, которая позволит оптимизировать планирование и финансирование медицинских учреждений;
- внедрение на ее основе единых медико-экономических стандартов, которые будут гарантировать каждому пациенту необходимый объем и качество оказываемой медицинской помощи;
- внедрение «универсальных» электронных карт болезни, которые позволят каждому пациенту иметь (получать, хранить, передавать) персонифицированную медицинскую информацию, независимо от того, в каких учреждениях он проходил лечение.
- Чем обусловлено применение информационных технологий в медицинском колледже?
- Образование социализирует, воспитывает, обучает. На протяжении всей своей жизни человек получает новые знания, совершенствует уже имеющиеся. Но важным остается вопрос о том, какое образование он получает. Образование должно быть качественным. Требования, предъявляемые к качеству подготовки специалистов, постоянно растут. Это связано с внедрением в практическое здравоохранение инновационных методов диагностики, лечения и ухода, применением нового оборудования, а значит, в системе дополнительного профессионального образования должны происходить такие изменения, которые способны обеспечить повышаемые требования к качеству знаний специалистов. Информационно-коммуникационные технологии, приобретают новые формы обучения, что позволяет повысить качество обучения средних медицинских работников. Информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. В соответствии с новыми «Квалификационными характеристиками должностей работников образования» каждый преподаватель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. Сегодня преподаватель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мульти-медиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в интернет. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором студент становится активным субъектом деятельности. Поэтому в Миасском медицинском колледже ведется планомерная работа по совершенствованию информационного обеспечения учебного процесса.
Преподаватели колледжа используют мультимедийные технологии, которые позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в виде текстов, слайдов, видеороликов для визуализации и лучшего закрепления теоретического и практического материала. Использование преподавателями интерактивной доски позволяет активизировать внимание студентов и различные виды памяти. На занятиях используются презентации, расширяющие и иллюстрирующие лекционный материал. В помощь преподавателям в методическом кабинете и библиотеке имеется каталог лекций-презентаций по различным дисциплинам и междисциплинарным циклам. Кроме того, в последнее время эффективным инструментом, помогающим в учебном процессе, стала компьютерная техника. В компьютерных классах проводится рубежный и итоговый контроль знаний. Тестирование проводится в обучающем (по разделам согласно учебно-тематическому плану) и в зачетном режимах. В программе можно установить ограничение времени, получить итоговый результат тестирования в процентах для последующего анализа. Внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий позволяет охватить большой объем материала, повышает уровень самообразовательных навыков, мотивацию совершенствования знаний, формирует умения ориентироваться в большом объеме информации.
- Также в своей работе вы подчеркиваете, что сейчас необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные педагогические технологии. Расскажите, пожалуйста, не много о том, что это за подходы и какие технологии используются в вашем колледже?
- Образование в медицинском колледже направлено на формирование полноценного клинического мышления. Поэтому занятия должны быть и по содержанию и по форме ориентированы на развитие познавательных способностей студентов, их самостоятельную работу по нахождению и анализу информации. В ходе работы у студентов развиваются умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного анализа, самостоятельно выбирать критерии для сравнения и сопоставления. В нашем колледже преподаватели апробируют, используют эффективные методы обучения, одним из которых являются так называемые кейс-технологии – проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейсовая технология обучения – это обучение действием. К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Очень интересны и полезны для студентов интегрированные уроки, например, фармакологии и анатомии, фармакологии и микробиологии. Такие уроки позволили нам рассматривать общие темы с различных точек зрения, средствами нескольких предметов.
- Каковы основные направления использования информационных технологий в вашем колледже?
- Еще в июне 2007 года инновационная образовательная программа нашего учебного заведения «Повышение качества подготовки студентов специальности «Сестринское дело» на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий» стала победителем приоритетного Национального проекта «Образование» в Челябинской области. Реализация проекта позволила осуществить модернизацию материально-технической базы учебного заведения, отвечающую современным требованиям, приобрести ТСО и расширить возможности практического применения интернет-ресурсов. Благодаря реализации национального проекта в колледже создана и успешно функционирует многослойная структура учебных занятий на основе методик, позволяющих моделировать учебные ситуации посредством трансформации обычного занятия в эксперимент – «виртуальную реальность». Разработка и внедрение инноваций нацелена на постоянное улучшение всех видов деятельности колледжа. Преподаватели и студенты колледжа активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. Материалы студенческих исследований используются на учебных занятиях, при проведении санитарно-просветительской работы среди школьников, пациентов лечебно-профилактических учреждений, центров профилактики. Электронный документооборот широко применяется в нашем колледже. Он позволяет существенно сократить количество используемых бумажных документов и сроки выполнения заданий. Эффективное использование информационных технологий электронного документооборота способствует повышению качества управления образовательной организацией.
- Насколько применение информационных технологий помогает преподавателям в организации учебного процесса?
- Самым обычным вариантом информатизации учебного занятия является использование презентаций, видеофильмов для демонстрации при объяснении нового материала, обобщении и систематизации знаний, а также тестирующих заданий для промежуточного и итогового контроля. Чтобы оптимизировать процесс общего восприятия информации и увеличить демонстрационный эффект учебного занятия имеются компьютеры и мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Исходя из этого, интерактивные компьютерные технологии координально меняют функцию преподавателя. Теперь преподаватель – это тот, кто способствует, облегчает, помогает усваивать новые знания. В своей работе преподаватели используют формы и методы интерактивного обучения: лекция-визуализация, виртуальные электронные химические лаборатории, онлай-тестирование. Проводят различные конкурсы по созданию минигазет, синквейнов, коллажей, открыток, рекламных проектов и буклетов с применением информационных технологий. Такие конкурсы в колледже стали уже традиционными, а участие в них – привычным для студентов.
ИТ прежде всего используются для организации учебного процесса (составление расписания, графиков учебного процесса); подготовки учебно-методических материалов, пособий; изучения нового материала (электронные учебники, обучающие компьютерные программы, интегрированные симуляционные системы – взаимодействующие виртуальные симуляторы); проведения интегрированных занятий, видеолекций; компьютерного контроля знаний обучающихся; получения и работы с информацией из интернета; работы с сайтом колледжа, позволяющим связать между собой обучающихся, родителей и педагогов.
Краткая биографическая справка
Вадим Леопольдович Шульц, закончив школу, в 1977 году поступил в Тюменский государственный медицинский институт. После его окончания в 1983 году прошел интернатуру по специальности «Терапевт». Сразу после завершения интернатуры был назначен на должность заместителя главного врача по поликлинической службе городской больницы № 1 города Миасса. С 1996 года работал в должности заместителя директора по лечебной части санатория-профилактория «Кошкуль». В 2009 году принял предложение возглавить работу ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский медицинский колледж».
«Врач и учитель – лучше профессии в обществе. Если для врачей характерна физическая и ментальная помощь, то для педагогов это эмоциональная связь и желание пройти путь вместе с учеником. При этом в обоих случаях это носит характер эксперимента: врачи практикуют разные виды лечебной помощи и участия в судьбе больного, а педагоги используют педагогический эксперимент. Обе профессии требуют не только глубоких знаний, невероятной ответственности, высочайшего мастерства, но и особых нравственных качеств: милосердия, чуткости. Восстанавливая здоровье, излечивая, обучая и воспитывая, мы помогаем людям обрести себя, позволяем с надеждой смотреть в будущее и строить новые планы», – отмечает Вадим Леопольдович.
Встречу провёл Павел Чернышов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.